Общественная опасность в уголовном праве – это объективный признак преступления, выражающий его социальное (материальное) свойство, наличие или отсутствие которого не зависит от воли законодателя или правоприменителя. Вместе с тем данный признак – важный критерий для законодателя, решающего вопросы о криминализации и декриминализации тех или иных деяний, дифференциации ответственности и наказания, отнесении отдельных обстоятельств совершенного преступления к числу обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание и т.д.
Индивидуализация уголовной ответственности неразрывно связано с правильным решением вопроса об её основаниях, т.е. установлении в действиях лица всех признаков состава преступления.
Учет характера общественной опасности совершенных при бандитизме деяний предопределяется, прежде всего, правильной их квалификацией по соответствующей части ст.209 УК. Одинаковое по непосредственному объекту посягательства они отличаются между собой по характеристике объективной стороны, перечисленных в различных частях ст.209 УК РФ деяний: создание банды, руководство, участие в ней, в совершаемых нападениях, совершение перечисленных деяний с использованием служебного положения. Характер общественной опасности последнего проявления бандитизма наиболее высокий, и поэтому законодатель определил за него максимально возможное наказание — от 12 до 20 лет лишения свободы. Характер общественной опасности деяния выражается соответствующей санкцией. Правильная квалификация определяет предполагаемый диапазон наказаний, в пределах санкции, который корректируется установлением степени общественной опасности совершенных деяний.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с ч. 2 ст. 209 УК не требуется, чтобы все члены банды принимали непосредственное участие в нападениях. Действия таких лиц квалифицируются как участие в банде, а не как пособничество, т.е. по ст. 209 УК, поскольку формы соучастия предполагают не только соисполнительство, но и распределение ролей, которое в банде осуществляется в уголовно – правовых рамках соисполнительства, и потому не требуют ссылки на ст. 33 УК.
К примеру, если лицо дало согласие на вступление в банду, но не успело принять участия в ее практической деятельности, то содеянное нужно квалифицировать по ч. 2 ст. 209 со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК как покушение на бандитизм, ибо оно уже совершило действия, направленные на вступление в банду и даже было в нее принято, а не как приготовление к участию в банде.
Количество изъятого имущества, и его денежное выражение является также одним из обстоятельств, влияющих на степень общественной опасности бандитизма. Наиболее ярким показателем степени общественной опасности бандитизма является количество совершенных нападений, что характеризует стойкость умысла участников преступной группировки, устойчивый характер связи между ними.
Степень общественной опасности деяний, заключающий в себе признаки бандитизма, существенным образом повышается, если они совершаются лицом с использованием своего служебного положения, что находит свое выражение в установлении в санкции ч.3 ст.209 УК РФ более высокого нижнего и верхнего предела по сравнению с ч.1 и 2 данной статьи: от 12 до 20 лет лишения свободы. Для сравнения: ч.1 ст.209 УК РФ — от 10 до 15 лет лишения свободы, ч.2 ст.209 УК РФ — от 8 до 15 лет лишения свободы.
Индивидуализация ответственности и наказания должна иметь место и при назначении наказания второстепенным участникам. Тем не менее, изучение уголовных дел выявило некоторую однотипность и формализм в избрании меры наказания в отношении второстепенных участников банды, принимавших участие лишь в одном нападении или выполнении действий по охране похищенного имущества, содержанию квартир для сбора и проживания участников банды. Названным лицам, независимо от их возраста, отсутствия прежней судимости, при наличии положительной характеристики назначались наказания такие же, как и лицам, выполняющим тоже второстепенные функции, но имеющим ранее судимость, нигде не работающим, отрицательно характеризующимся.
Интересы борьбы с преступлениями против общественной безопасности вызывают необходимость пересмотра подходов в определении возраста уголовной ответственности. Реалии российского государства и международного сообщества свидетельствуют об активном использовании несовершеннолетних различными организованными преступными группами. К тому же подросток 14-15 лет, постоянно получая информацию через СМИ и другие каналы, вполне способен по уровню развития своей личности оценить противоправность своих действий. Если в уголовном законодательстве реализуется принцип дифференциации ответственности и наказания, закладываются предпосылки для его индивидуализации, то суд при рассмотрении уголовных дел реализует их в каждом конкретном случае. В основе законодательно закрепленной дифференциации ответственности и наказания лежат характер и типовая степень общественной опасности преступления и личности виновного. Базой же индивидуализации наказания судом выступает индивидуальная степень общественной опасности преступления и личности виновных. Кроме того, критериями разграничения дифференциации и индивидуализации наказания выступают, во-первых, субъект – дифференциация осуществляется законодателем, а индивидуализация судом (судьей, председательствующим суда присяжных); во-вторых, акт, в котором закрепляются соответствующие итоги – уголовный закон и приговор (постановление, определение). Социальная значимость индивидуализации назначения наказания возрастает многократно при рассмотрении уголовных дел о бандитизме, поскольку в этом случае суду необходимо не только соразмерить тяжесть деяния и наступившие последствия, личность виновного и ряд других обстоятельств с мерой наказания, как это обычно имеет место в отношении лица, единолично совершившего преступление, но и строго дифференцировано определить вклад каждого участника банды в общий преступный результат и максимально индивидуализировать наказание в отношении каждого из них. Исходя из перечисленных в ст. 209 УК РФ форм проявления бандитизма, суд раздельно оценивает опасность деяний организаторов, руководителей банды, участников банды и участников, совершаемых бандой нападений.
Идея всемерной защиты прав и свобод человека и гражданина -действительно великая идея, эти права и свободы — высшая ценность. Но правам и свободам человека корреспондируют соответствующие обязанности и ответственность за их нарушение.
Под общественной безопасностью следует понимать «совокупность определенных отношений, регулирующих безопасность существования определенной социальной системы и личности в этой системе». Эта правовая категория включает в себя всё многообразие форм общественной жизни социума, и может пониматься как в широком, так и в узком смысле.
Общественная безопасность в широком смысле слова – это «совокупность общественных отношений, направленных на обеспечение и поддержание безопасных условий функционирования общества и общественного порядка».
Общественная безопасность в узком понимании данного термина направлена на вычленение личной сферы из общественной сферы взаимоотношений. Так, к примеру, осуществляя служебную деятельность, связанную с взаимодействием с опасными веществами и реагентами, индивид должен быть уверен в соблюдении правил работы на опасном объекте всеми участниками таких работ.
Не смотря, что на первый взгляд может показаться, что общественная безопасность категория многогранная, необходимо учесть, что правила поведения, которые должны соблюдаться всеми участниками однородных отношений действуют только в строго определенной сфере деятельности или роде занятий.
Обычные правила жизнедеятельности человека – это принципы охраны личности, которые обеспечивают: его право на жизнь, на охрану личной неприкосновенности, а также неприкосновенности жилища. Все эти правила гарантируются Конституцией Российской Федерации (ст.ст.20, 22, 25) и обеспечиваются соблюдением общественной безопасности, которая охраняется и уголовно-правовыми средствами путем установления уголовной ответственности за деяния, нарушающие или ставящие под угрозу нарушения нормального состояния общественной безопасности. Каждый член общества должен воздерживаться от совершения действий, которые могут привести к нарушению вышеперечисленных прав гражданина, гарантированных Конституцией.
Обеспечение общественной безопасности является необходимой гарантией создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Общественная безопасность обеспечивается совокупностью экономических, политических, идеологических и правовых мер. Среди последних, важное место занимают нормы Уголовного кодекса, которые предусматривают строгие меры ответственности за общественно опасные посягательства на общественную безопасность.
В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, характерная особенность бандитизма состоит в том, что он объективно направлен против неопределенно широкого круга общественных отношений (безопасность личности, сохранность имущества, нормальная деятельность государственных и общественных институтов). При совершении этого преступления, ущерб причиняется не отдельной личности, собственности физических или юридических лиц и т.д., а отношениям, обеспечивающим безопасные условия жизни общества в целом, которые в совокупности образуют качественно новый объект – общественную безопасность. Особая опасность бандитизма заключается в том, что длительное функционирование (действительное или планируемое преступниками) вооруженной группы людей, совершающей нападение на государственные общественные учреждения или предприятия, либо отдельных лиц приносит особо ощутимый ущерб обществу. Бандитские нападения сопряжены обычно с посягательствами на жизнь и здоровье людей, с посягательствами на государственную и личную собственность. Однако, между преступлениями против личности и собственности, с одной стороны и бандитизмом с другой, имеется качественное различие. Бандитизм всегда причиняет ущерб – на что бы ни были направлены непосредственные нападения – в конечном итоге нормальной деятельности государства в области обеспечения общественной безопасности. Непосредственным объектом бандитизма являются основы государственного управления в области общественной безопасности.
|