Сегодня общепринятая система показателей эффективности производственно-хозяйственной работы организации отсутствует. Для измерения эффективности одних и тех же мероприятий используются разнообразные методики, иногда не взаимосвязанные между собой, дающие порой разнообразные результаты.
Для определения общей экономической результативности используется система показателей, в рамках которой различают обобщающие и дифференциальные показатели.
Основная задача компании в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение нужд народного хозяйства и граждан в его товаров, работах и услугах с значительными потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для реализации своей основной задачи предприятие обеспечивает увеличение доходов.
Прибыль является первоочередным стимулом к формированию новейших либо развитию уже действующих организаций. Возможность получения доходов побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, использовать организационные и технические нововведения, которые обещают повысить результативность производственной деятельности.
Показатели эффективности деятельности предприятия представлены в Приложении 4.
В случаях, когда годовые объёмы производственной деятельности и реализации товаров компании отличаются друг от друга, целесообразно, также указывать соответствующие годовые фактические объёмы реализации произведенной предприятием товарных товаров.
По видам деятельности выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является итогом производственно–сбытовой либо главной для данной компании деятельности. Итог инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в доходов от реализации имущества. Кроме этого, итоги инвестиций отражаются на операционной доходов, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производственной деятельности.
Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия.
Кроме того, в процессе финансовой деятельности выделяют полученную и прямую прибыль на вложенный собственный капитал путем применения эффекта финансового левериджа.
По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой – нетто и прямыми производственными затратами по реализованных товаров. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый итог компании. Прибыль до налогообложения – это сумму финансового итога от обычной деятельности и прочих доходов, и расходов. Чистая прибыль – это сумма доходов, которая остается в распоряжении компании после оплаты налога на прибыль.
По характеру применения чистая прибыль разделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистых доходов, направляемая на финансирование прироста активов компании. Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям компании.
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Данное деление доходов играет главную роль в формировании налоговой политики, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав доходов, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.
По характеру инфляционной очистки доходов различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.
Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов доходов, используемых в научной терминологии и практике работы компании.
Цель предпринимательской деятельности – не только получение доходов, но и обеспечение значительной рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя доходов, рентабельность – относительный показатель и показывает степень доходности компании. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации товаров достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования доходов.
Показатели рентабельности измеряют доходность компании с разных позиций и группируются соответственно с интересами участников экономического процесса. Они являются главными характеристиками факторной среды формирования доходов и дохода компании. По данной причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния компании. При анализе производственной деятельности показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные группы показателей представлены в Приложении 5.
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемые в отчетности компании:
Данные показатели характеризуют прибыльность товаров. Рентабельность товаров можно рассчитать, как по всей реализованных товаров, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение доходов от реализации товаров к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всех реализуемых товаров можно рассчитать и как процентное отношение доходов от реализации покупных товаров к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об результативности текущих затрат компании и доходности реализуемых товаров.
Рентабельность отдельных видов товаров зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данных товаров за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данных товаров.
В связи с этим, при планировании ассортимента производимых товаров учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всех товаров. Поэтому главное сформировать структуру товаров так, чтобы в целом повысить эффективность коммерческой деятельности и получить дополнительные возможности роста доходов.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:
– все производственные активы компании;
– инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);
– акционерный (собственный) капитал.
К примеру:
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень применения предприятием финансовых рычагов для роста доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.
Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что соответствуют интересам участников. К примеру, администрацию компании интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов – доходность акций и др.
Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, но вместо доходов в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Данные показатели дают представление о степени возможности компании обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, обширно используется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производственной деятельности и финансового «здоровья» компании. Переход на применение данной концепции требует перестройки отчетности организаций. Данная работа находится лишь в начальной стадии.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее роста. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с разной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
Показатели фактической финансовой эффективности хозяйственной деятельности предприятия представлены в Приложении 6.
При потребности могут быть рассмотрены фактические рентабельности труда всех работников компании, производственной деятельности условно-чистой и чистых товаров на предприятии, человеческого и общего имущественно-земельного капитала компании, а также фактическая часть чистой доходов в балансовой доходов компании.
Показатели социальной эффективности хозяйственной деятельности предприятий представлены в Приложении 7.
При анализе результативности хозяйственной деятельности по показателю доходов, сопоставляются темпы повышения доходов с темпами повышения объема реализации и расходов, которые должны соотноситься таким образом, как:
(1.1)
где П – показатель доходов, денежные единицы;
О – показатель объема реализации, денежные единицы;
З – показатель расходов, денежные единицы.
Различают разнообразные виды рентабельности, выступающие как показателей эффективности. Общая рентабельность является наиболее основным параметром конкурентоспособности организации и рассчитывается отношением доходов к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность собственного (заемного) капитала определяется как отношение доходов к собственному (заемному) капиталу. Рентабельность собственного капитала показывает способность организации возмещать капитал, а заемного – результативность использования заемных средств. Норма доходов на заемный капитал должна быть выше процента, оплачиваемого за представленный заем. Рентабельность товаров определяется отношением доходов к полной себестоимости, изготовленной (реализованной) товаров за отчетный период. Рентабельность оборота рассчитывается как отношение доходов к объему реализованных товаров за определенный период.
Дифференцированные показатели характеризуют эффективность использования определенных видов ресурсов и затрат для расчета дифференцированных показателей используется два подхода: ресурсный и затратный.
Методика расчета дифференцированных показателей на основе ресурсного метода – это расчет показателей результативности использования: трудовых ресурсов: трудоотдача (выработка), трудоемкость товаров (работ, услуг), относительная экономия численности сотрудников.
Выработка (В) показывает размер результата, приходящегося на единицу трудовых ресурсов, и определяется по формуле
(1.2)
где ВП – объем товаров либо выполненной деятельности в натуральных, либо условно-натуральных единицах;
Чсп – среднесписочная численность функционирующих, чел. Трудоемкость (ТЕ) представляет собой расходы рабочего времени на производство единицы товара. Рассчитывается по формуле:
(1.3)
где Т – время, затраченное на производство всех товаров, нормо-часы.
Относительная экономия сотрудников () определяется по формуле:
(1.4)
где Чбаз и Чотч – численность сотрудников организации согласно основного и отчетного периода, чел.;
JВП - индекс повышения объема производственной деятельности товарной либо реализованных товаров отчетного периода при сопоставлении с основным, основных фондов: определяется фондоемкостью, фондоотдачей и относительной экономией производственных средств.
Фондоемкость (Ф) показывает размер основных фондов, приходящиеся на единицу товара, совершенной в течение установленного календарного периода, и определяется по формуле:
(1.5)
где ОФ – стоимость основных фондов, денежные единицы.
Фондоотдача (Фо) определяется по формуле:
(1.6)
Относительная экономия основных фондов () рассчитывается по формуле:
(1.7)
где ОФБАЗ и ОФОТЧ – стоимость основных фондов согласно в основном и отчетном периодах, денежные единицы.
По оборотным средствам определяются: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки и относительная экономия оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости (КОБ) определяется по формуле
, (1.8)
где ОБС – среднегодовой остаток оборотных средств в компании за год, денежные единицы.
Коэффициент загрузки (КЗ) рассчитывается по формуле:
(1.9)
Относительная экономия оборотных средств () определяется по формуле:
(1.10)
где ОБСБАЗ и ОБСОТЧ - оборотные средства согласно основным и отчетным периодам, денежные единицы.
Так же, эффективность использования основных средств оценивают показателями использования материальных ресурсов – материалоемкостью, материалоотдачей и относительной экономией материальных затрат. Материалоемкость (МЕ) определяется по формуле:
(1.11)
где МЗ – материальные расходы, денежные единицы.
Материалоотдача (МО) рассчитывается по формуле:
(1.12)
Относительная экономия материальных расходов () рассчитывается по формуле:
(1.13)
где МЗБАЗ и МЗОТЧ – материальные расходы согласно основного и отчетного периодов, денежные единицы.
Капиталоемкость (КЕ) рассчитывается по формуле:
(1.14)
где КВ – капитальные вложения в производство, денежные единицы;
∆ВП – прирост выпуска товаров, обусловленный данными капитальными вложениями, в натуральных и стоимостных измерителях.
Капиталоотдача (КО) рассчитывается по формуле:
(1.15)
Относительная экономия капитальных вложений () рассчитывается по формуле
(1.16)
где КВБАЗ и КВОТЧ – капитальные вложения согласно в основном и отчетном периодах, денежные единицы.
При анализе экономической результативности используются и иные показатели.
К примеру, расходы на одну денежную единицу товаров показывают размер денежных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу проданных товаров (работ, услуг) за календарный период.
|