Воскресенье, 24.11.2024, 14:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Методика оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Сегодня общепринятая система показателей эффективности производственно-хозяйственной работы организации отсутствует. Для измерения эффективности одних и тех же мероприятий используются разнообразные методики, иногда не взаимосвязанные между собой, дающие порой разнообразные результаты.

Для определения общей экономической результативности используется система показателей, в рамках которой различают обобщающие и дифференциальные показатели.

Основная задача компании в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение нужд народного хозяйства и граждан в его товаров, работах и услугах с значительными потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для реализации своей основной задачи предприятие обеспечивает увеличение доходов.

Прибыль является первоочередным стимулом к формированию новейших либо развитию уже действующих организаций. Возможность получения доходов побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, использовать организационные и технические нововведения, которые обещают повысить результативность производственной деятельности.

Показатели эффективности деятельности предприятия представлены в Приложении 4.

В случаях, когда годовые объёмы производственной деятельности и реализации товаров компании отличаются друг от друга, целесообразно, также указывать соответствующие годовые фактические объёмы реализации произведенной предприятием товарных товаров.

По видам деятельности выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является итогом производственно–сбытовой либо главной для данной компании деятельности. Итог инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в доходов от реализации имущества. Кроме этого, итоги инвестиций отражаются на операционной доходов, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производственной деятельности.

Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия.

Кроме того, в процессе финансовой деятельности выделяют полученную и прямую прибыль на вложенный собственный капитал путем применения эффекта финансового левериджа.

По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой – нетто и прямыми производственными затратами по реализованных товаров. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый итог компании. Прибыль до налогообложения – это сумму финансового итога от обычной деятельности и прочих доходов, и расходов. Чистая прибыль – это сумма доходов, которая остается в распоряжении компании после оплаты налога на прибыль.

По характеру применения чистая прибыль разделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистых доходов, направляемая на финансирование прироста активов компании. Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям компании.

По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Данное деление доходов играет главную роль в формировании налоговой политики, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав доходов, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.

По характеру инфляционной очистки доходов различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.

Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов доходов, используемых в научной терминологии и практике работы компании.

Цель предпринимательской деятельности – не только получение доходов, но и обеспечение значительной рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя доходов, рентабельность – относительный показатель и показывает степень доходности компании. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации товаров достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования доходов.

Показатели рентабельности измеряют доходность компании с разных позиций и группируются соответственно с интересами участников экономического процесса. Они являются главными характеристиками факторной среды формирования доходов и дохода компании. По данной причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния компании. При анализе производственной деятельности показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные группы показателей представлены в Приложении 5.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемые в отчетности компании:

Данные показатели характеризуют прибыльность товаров. Рентабельность товаров можно рассчитать, как по всей реализованных товаров, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение доходов от реализации товаров к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всех реализуемых товаров можно рассчитать и как процентное отношение доходов от реализации покупных товаров к выручке от реализации (объему продаж). Эти показатели дают представление об результативности текущих затрат компании и доходности реализуемых товаров.

Рентабельность отдельных видов товаров зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данных товаров за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данных товаров.

В связи с этим, при планировании ассортимента производимых товаров учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всех товаров. Поэтому главное сформировать структуру товаров так, чтобы в целом повысить эффективность коммерческой деятельности и получить дополнительные возможности роста доходов.

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:

– все производственные активы компании;

– инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства);

– акционерный (собственный) капитал.

К примеру:

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень применения предприятием финансовых рычагов для роста доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что соответствуют интересам участников. К примеру, администрацию компании интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов – доходность акций и др.

Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, но вместо доходов в расчет принимается чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности компании обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, обширно используется в странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производственной деятельности и финансового «здоровья» компании. Переход на применение данной концепции требует перестройки отчетности организаций. Данная работа находится лишь в начальной стадии.

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее роста. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с разной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

Показатели фактической финансовой эффективности хозяйственной деятельности предприятия представлены в Приложении 6.

При потребности могут быть рассмотрены фактические рентабельности труда всех работников компании, производственной деятельности условно-чистой и чистых товаров на предприятии, человеческого и общего имущественно-земельного капитала компании, а также фактическая часть чистой доходов в балансовой доходов компании.

Показатели социальной эффективности хозяйственной деятельности предприятий представлены в Приложении 7.

При анализе результативности хозяйственной деятельности по показателю доходов, сопоставляются темпы повышения доходов с темпами повышения объема реализации и расходов, которые должны соотноситься таким образом, как:

(1.1)

где П – показатель доходов, денежные единицы;

О – показатель объема реализации, денежные единицы;

З – показатель расходов, денежные единицы.

Различают разнообразные виды рентабельности, выступающие как показателей эффективности. Общая рентабельность является наиболее основным параметром конкурентоспособности организации и рассчитывается отношением доходов к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств. Рентабельность собственного (заемного) капитала определяется как отношение доходов к собственному (заемному) капиталу. Рентабельность собственного капитала показывает способность организации возмещать капитал, а заемного – результативность использования заемных средств. Норма доходов на заемный капитал должна быть выше процента, оплачиваемого за представленный заем. Рентабельность товаров определяется отношением доходов к полной себестоимости, изготовленной (реализованной) товаров за отчетный период. Рентабельность оборота рассчитывается как отношение доходов к объему реализованных товаров за определенный период.

Дифференцированные показатели характеризуют эффективность использования определенных видов ресурсов и затрат для расчета дифференцированных показателей используется два подхода: ресурсный и затратный.

Методика расчета дифференцированных показателей на основе ресурсного метода – это расчет показателей результативности использования: трудовых ресурсов: трудоотдача (выработка), трудоемкость товаров (работ, услуг), относительная экономия численности сотрудников.

Выработка (В) показывает размер результата, приходящегося на единицу трудовых ресурсов, и определяется по формуле

(1.2)

где ВП – объем товаров либо выполненной деятельности в натуральных, либо условно-натуральных единицах;

Чсп – среднесписочная численность функционирующих, чел. Трудоемкость (ТЕ) представляет собой расходы рабочего времени на производство единицы товара. Рассчитывается по формуле:

(1.3)

 

где Т – время, затраченное на производство всех товаров, нормо-часы.

Относительная экономия сотрудников () определяется по формуле:

(1.4)

где Чбаз и Чотч – численность сотрудников организации согласно основного и отчетного периода, чел.;

JВП - индекс повышения объема производственной деятельности товарной либо реализованных товаров отчетного периода при сопоставлении с основным, основных фондов: определяется фондоемкостью, фондоотдачей и относительной экономией производственных средств.

Фондоемкость (Ф) показывает размер основных фондов, приходящиеся на единицу товара, совершенной в течение установленного календарного периода, и определяется по формуле:

(1.5)

где ОФ – стоимость основных фондов, денежные единицы.

Фондоотдача (Фо) определяется по формуле:

(1.6)

Относительная экономия основных фондов () рассчитывается по формуле:

(1.7)

 

где ОФБАЗ и ОФОТЧ – стоимость основных фондов согласно в основном и отчетном периодах, денежные единицы.

По оборотным средствам определяются: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки и относительная экономия оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости (КОБ) определяется по формуле

, (1.8)

где ОБС – среднегодовой остаток оборотных средств в компании за год, денежные единицы.

Коэффициент загрузки (КЗ) рассчитывается по формуле:

(1.9)

Относительная экономия оборотных средств () определяется по формуле:

(1.10)

где ОБСБАЗ и ОБСОТЧ - оборотные средства согласно основным и отчетным периодам, денежные единицы.

Так же, эффективность использования основных средств оценивают показателями использования материальных ресурсов – материалоемкостью, материалоотдачей и относительной экономией материальных затрат. Материалоемкость (МЕ) определяется по формуле:

(1.11)

где МЗ – материальные расходы, денежные единицы.

Материалоотдача (МО) рассчитывается по формуле:

(1.12)

Относительная экономия материальных расходов () рассчитывается по формуле:

(1.13)

где МЗБАЗ и МЗОТЧ – материальные расходы согласно основного и отчетного периодов, денежные единицы.

Капиталоемкость (КЕ) рассчитывается по формуле:

(1.14)

где КВ – капитальные вложения в производство, денежные единицы;

∆ВП – прирост выпуска товаров, обусловленный данными капитальными вложениями, в натуральных и стоимостных измерителях.

Капиталоотдача (КО) рассчитывается по формуле:

(1.15)

Относительная экономия капитальных вложений () рассчитывается по формуле

(1.16)

где КВБАЗ и КВОТЧ – капитальные вложения согласно в основном и отчетном периодах, денежные единицы.

При анализе экономической результативности используются и иные показатели.

К примеру, расходы на одну денежную единицу товаров показывают размер денежных расходов, приходящуюся на одну денежную единицу проданных товаров (работ, услуг) за календарный период.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 2132 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%