Под кредитным портфелем понимают структурируемую на основе различных критериев качества совокупность кредитов, которые предоставляются банком. Данная совокупность отражает денежно-кредитные и социально-экономические отношения, которые имеют место быть между банком и его клиентами и которые относятся к вопросам, связанным с обеспечение возвратного движения ссудной задолженности.
Такой признак как качество кредитного портфеля банка должен учитываться при его смысловом и категориальном определении.
Специалистами в сфере денежного обращения качество кредитного портфеля рассматривается исходя из его способности к обеспечению максимального уровня процентной доходности при сохранении достаточного уровня ликвидности и приемлемого уровня банковского кредитного риска. Также, в качестве одной из существенных характеристик, которая относится к понятию качества, можно определить удовлетворение определенных потребностей. Например, новая философская энциклопедия отмечает, что качество представляет собой категорию, которая выражает существенную определенность, которая не отделима от объекта, за счет которой он представляет собой именно этот, а не иной объект [1]. В то же время, современный экономический словарь определяет качество в виде совокупности характеристик, признаков и свойство труда, работ, услуг, товаров, продукции, которые обуславливают их способность к удовлетворению потребностей и запросов людей, а также соответствию своему назначению и тем требованиям, которые предъявляются [2].
Исходя из сказанного, необходимым представляется осуществить вывод нового критерия, который относился бы к качеству кредитного портфеля. Такой критерий представляется целенаправленностью. Данный критерий дает характеристику направленности и способности кредитного портфеля обеспечить удовлетворение потребностей экономики в части поддержания за счет ресурсов тех отраслей и объектов, которые являются наиболее значимыми и определяют в долгосрочной перспективе конкурентность кредитного портфеля.
Результаты, связанные с исследованиями основных целей функционирования банковской системы на текущем этапе, подтверждают своевременность подобного подхода. Также подобный подход является объективным в связи с тем, что меняются концептуальные подходы к вопросам формирования миссии коммерческих банков как финансовых посредников в современных хозяйственных условиях.
Также понятие качества имеет другую особенность, которая выражается в его сложности и многогранности. Экономическая литература очень часто отождествляет свойства и качества того или иного предмета. Но также можно встретить мнение о том, что свойство является атрибутом предмета, который относится к проявлению его качества. Также, те свойства, которые относятся к чему-либо, могут найти свое проявление при взаимодействии объектов. В данном случае совокупность частных свойств может находить свое проявление в обобщенном виде. Рассматривая кредитный портфель, в качестве его обобщенного свойства можно рассматривать структурированную совокупность ссуд, которые ранжируются исходя из тех или иных критериев. В качестве частных свойств можно рассматривать такие свойства как ликвидность, доходность, доля просроченной задолженности, доля сформированных резервов на возможные потери, а также иные показатели.
Свойства, которые имеют отношение к качеству кредитного портфеля, могут быть выявлены и представлены в как количественные и качественные показатели. Выявленные показатели подлежат сравнению с критериями, которые представляют собой базу для сравнения. Они дают возможность получения адекватной оценки качества кредитного портфеля.
Исходя из практики, коммерческие банки при оценке качества кредитного портфеля, уделяют значительное внимание оценки его риска. Однако, в качестве важного момента можно выделить необходимость применять комплексных подход, который предполагал бы учет всех показателей качества, которые можно выявить. Для того, чтобы развить комплексный подход к вопросам, связанным с оценкой качества кредитного портфеля, представляется важным внедрить интегральную оценку его качестве. Исходя из данного подхода, предполагается:
- учитывать комплекс критериев в процессе оценки качества кредитного портфеля;
- устанавливать критериальные уровни, основываясь на показателях, которые запланировал банк;
- проводить оценку отклонений фактических показателей от тех показателей, которые запланированы;
- проведение расчета агрегированного показателя, который указывает на качество портфеля исходя из того, какой вес в нем составляют отдельные показатели и каково их фактическое отклонение от того уровня, который запланирован;
- проведение факторного анализа, рассматривающего влияние тех или иных критериев на интегральный показатель качества кредитного портфеля;
- осуществление разработки направлений, реализация которых направлена на повышение качества портфеля путем воздействия на тот фактор, который оказывает наиболее значимое влияние на процессы, связанные с изменением характеристик качества портфеля кредитов. Например, если на портфель оказывает значительное влияние уровень риска, необходимо осуществление мероприятий, которые были направлены на то, чтобы оптимизировать кредитный риск. Если наибольший вклад в снижение качества портфеля кредитов оказывает уровень его доходности – то необходимо искать пути, направленные на то, чтобы снизить стоимость тех ресурсов, которые используются для кредитования. Также в этом случае будет обоснован поиск тех рыночных ниш на кредитном рынке, которые были бы более прибыльными.
Тот факт, что необходимо обеспечивать эффективное управление деятельностью банка в целом, а также управлять качеством ее кредитного портфеля является неоспоримым. Систему управления качеством кредитного портфеля можно представить в качестве комплекса элементов, которые связаны между собой и включают в себя этапы, механизмы и принципы. В данном случае под качеством кредитного портфеля можно понимать системообразующий признак системы управления.
В процессе рассмотрения особенностей, которые соответствуют управлению качеством кредитного портфеля, важно рассматривать общие подходы к управленческому процессу. Согласно Б. Богатину, управленческий процесс может быть представлен как ситуация, в которой «субъект управления осуществляет воздействие на предмет управления за счет тех или иных инструментов и способов. Целью этого процесса является достижения необходимых результатов». Набор тех или иных способов и инструментов находится в зависимости от той хозяйственной ситуации, которая сложилась. В своей совокупности он представляется технологией управления.
Субъектами управления могут являться исполнительные и законодательные органы власти, экономисты, менеджеры и учредители организации. Объекты управления также могут обладать разнообразием. Они представляют собой различные стороны деятельности. Это могут быть:
- заработная плата;
- деньги;
- прибыль;
- доходы.
При этом хозяйствующими субъектами осуществляется политика, направленная на управление чем-то четко обозначенным, например: ликвидностью, активами и пассивами, рентабельностью, рисками, капиталом и т.д. В прикладном смысле под политикой следует понимать комплекс мероприятий, которые проводит субъект управления к достижению поставленной цели.
П. Роуз рассматривает управление качеством как способ защиты от риска и утверждает, что это «способность управляющих разрешать различные хозяйственные проблемы до того, как они стали серьезными затруднениями для банка» [15, c. 447]. Л. Уолл основными мотивами управления качеством кредитного портфеля банка считает минимизацию риска несостоятельности (банкротства) банков; обеспечение доверия общества к ним; эффективное страхование банков, позволяющее исключить правительству государства финансовые потери.
Определение принципов, которые связаны с управлением качеством портфеля кредитов должно осуществляться исходя из рамок исследования тех законов, которые являются объективно действующими, а также исходя из закономерностей, которыми характеризуется кредитная деятельность и кредит.
Механизм управления качеством кредитного портфеля можно представить в виде взаимосвязанных элементов - методы, инструменты, нормативно-правовое обеспечение, информационное обеспечение и другие обеспечивающие финансовую устойчивость банка. Основные элементы механизма управления качеством кредитного портфеля представлены на рисунок 1.1.
Рисунок 1.1 - Основные элементы механизма управления качеством кредитного портфеля банка
Основные этапы управления качеством кредитного портфеля включают следующие мероприятия (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Последовательность этапов управления качеством кредитного портфеля банка
Организуя управление качеством кредитного портфеля, необходимо применять специфичные научные методы. В процессе управления кредитным риском основными методами являются – страхование, хеджирование, лимитирование, диверсификация кредитных операций и другие. Управление ликвидностью сопряжено с использованием таких методов, как объединение и разделение источников фондов; установление финансовых нормативов; регулирование и других. Управляя доходами банка, необходимо использовать расчет стоимости кредита; ГЭП-анализ, СПРЭД и другие. Управление целенаправленностью предполагает координацию кредитной деятельности банка с социально-экономической стратегией региона или сферы его функционирования.
Эффективное управление качеством кредитного портфеля включает в себя: формирование оптимальной структуры кредитного портфеля, его, соответствующее текущим реалиям, уровень доходности, оптимальный уровень риска, целенаправленность кредитования.
|