Согласно п.1 ст.2 Федерального закона №161 –ФЗ от 14.11.2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – 161-ФЗ)[2], под унитарным предприятием следует понимать коммерческую организацию, которая не наделена правом собственности за какое-либо имущество. Данное право не закреплено за данной организацией на основе права собственника на оперативное управление или хозяйственного ведения. По форме унитарные предприятия подразделяются на государственные и муниципальные [35, c.11]. Имущество унитарных предприятий принадлежит, прежде всего, государству или государственным органам, как на уровне федерального управления или же муниципальном уровне.
Причины создания унитарных предприятий разнятся как по типу, так и по характеру. Однако, в целом, их можно свести к следующим: унитарных предприятий относятся следующие:
- В условиях использования имущества, которое не может использоваться частными лицами. Это может быть связано, прежде всего, с запретом на приватизацию ряда объектов;
- Или же унитарные предприятия привлекаются когда возникает необходимость субсидировать отдельные (порой убыточные) производства или виды деятельности;
- В-третьих, возможно проведение разноплановой деятельности унитарных предприятий, чья деятельность будет обусловлена необходимостью реализации товаров или услуг с учетом минимальной цены.
В соответствии с федеральным законом ГУП является коммерческой организацией, имеющей не общую правоспособность, а целевую, в отличие от иных коммерческих организаций. В современных условиях устав является единственным учредительным документом подобного государственного унитарного предприятия. При этом, у ГУП может быть только один учредитель (ст.8 161-ФЗ), которому на праве собственности принадлежит имущество, закрепленное за данным предприятием. В соответствии с ч.1 п.1 ст.113 161-ФЗ имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) [11, c. 32], в том числе между работниками предприятия. В случаях, определённых собственником имущества, ГУП обязано проводить обязательный аудит ежегодно. Согласно п.16 ч.1 ст. 20 161-ФЗ собственник имущества ГУП утверждает аудитора и определяет размер оплаты услуг.
К источникам формирования имущества унитарных предприятий относят (п.1 ст.11 161-ФЗ):
- имущество, которое было передано собственником в уставной фонд унитарного предприятия;
- Прибыль, которая была получена в ходе деятельности унитарного предприятия, его коммерческой и хозяйственной деятельности;
- Также могут привлекаться и заемные средства, (например кредиты банков). Государственное унитарное предприятие не выступает в данном роде отношений собственником частного имущества – следовательно, для любых кредитных операций унитарному предприятию будет необходимо согласие непосредственного собственника имущества. Это касается, в первую очередь, недвижимого имущества. Такая особенность организационно-правовой формы ГУП ограничивает его финансовую самостоятельность, что понижает конкурентоспособность предприятия на рынке. Ограниченность свободных финансовых ресурсов приводит к тому, что в рамках деятельности государственного унитарного предприятия возникают следующие сложности:
- амортизационные отчисления;
- также могут быть внесены капитальные вложения или дотации. Дотации могут поступать из бюджета в форме субвенций или субсидий [54, c. 41]. Подобное финансирование зачастую является целевым и исходит от федерального, регионального и муниципального бюджетов [35, c. 9]. Оно направлено, прежде всего, на осуществление программ, которые должны способствовать социальному развитию;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
В то же время, необходимо отметить, что собственник имущества, переданного государственному унитарному предприятию, имеет право принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия, определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия (согласно ст. 295 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации ГУП, являясь коммерческой организацией, направляет свою деятельность на извлечение прибыли в пользу собственника имущества и покрытие своих расходов [35, c. 14]. Тем не менее, основная задача унитарного предприятия – удовлетворение общественных интересов государства и обеспечение государственных нужд в той или иной сфере, а не извлечение прибыли.
Несомненно, ГУПы обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Однако, данная самостоятельность существенно ограничена уставом, в котором рассмотрены предмет и цели деятельности государственного унитарного предприятия [57, c. 92]. В установленных пределах ГУП самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Государственные органы не имеют права вмешиваться в компетенцию унитарных предприятий. Таким образом, ГУП на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы дальнейшего развития, выстраивает систему взаимодействия с государственными органами, другими предприятиями и организациями на договорных началах.
После уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением прибыли, перечисляемой собственнику в установленном порядке, унитарное предприятие может самостоятельно определить направление использования оставшейся в его распоряжении прибыли и открыть расчетные и/или другие счета [11, c. 32]. При этом часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении ГУП, может пойти на увеличение его уставного фонда, по решению собственника.
Оставшаяся часть чистой прибыли после обязательных отчислений предприятие может направить по различным направлениям:
– направление развития и расширение хозяйственно-финансовой деятельности государственного унитарного предприятия, пополнение оборотных активов;
– широкое внедрение новых технологий, улучшение технического оснащения производства;
– проведение разнообразных мероприятий по охране окружающей среды и профилактика безопасности труда [35, c. 9];
– проведение мероприятий по строительству, реконструкции и обновлению основных объектов, с которыми связана деятельности ГУПа;
– проведение научных работ, связанных с исследовательской деятельностью. Изучение и анализ конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг, рекламу.
Государственное унитарное предприятие, как и другие юридические лица, ведут свое внутренне делопроизводство. Это не зависит от того, на каком право собственности они основаны (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
ГУПы обязаны иметь в своем распоряжении круглую печать, оттиском которой удостоверяются подписи уполномоченных лиц унитарных предприятий, а соответствующие локальные акты приобретают юридическую силу.
Во многих странах СНГ существуют частные унитарные предприятия, не обладающие правом собственности на закреплённое за ними имущество. Данное имущество также является неделимым и не может находиться в совместной собственности членов унитарного предприятия: физического лица, группы физических лиц или юридического лица, а также быть распределено по паям, вкладам и акциям. Частными унитарными предприятиями считают крестьянские или фермерские хозяйства, семейные и дочерние предприятия.
В отличие от стран СНГ в Российской Федерации, за исключением дочерних предприятий, такие организации в качестве самостоятельных не признаются, а их руководители – индивидуальные предприниматели, что создаёт для него организационные и имущественные проблемы. К примеру, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, потому что предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, которые отсутствуют при индивидуальном предпринимательстве, не существует чёткого регламента положения членов предприятия, распределения прибыли, ответственности между ними и других различных аспектов.
По сравнению с акционерными общества унитарные предприятия считаются менее прозрачной организационной формой, так как в случае акционерных обществ законодательно устанавливаются процедуры корпоративного управления, разрабатываются его национальные стандарты.
ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) так же определяет в качестве корпоративного управления внутренние механизмы, которые способствуют процессам руководства компанией (как отдельной, так и множеством). Также данные механизмы включают в себя контроль за деятельностью данных компаний. Это предполагает под собой наличие взаимоотношений между руководствами или правлениями данных компаний, их советами директоров, разнообразными акционерами и другими заинтересованными лицами".
Под корпоративным управлением можно также подразумевать социальное управление, систему отчётности менеджеров перед акционерами, способ управления корпорацией, способствующий справедливому и эффективному достижению результата.
Корпоративное управление нацелено на то, чтобы делать привлекательными компании с высоким уровнем финансовой прозрачности, уважением прав акционеров, соблюдением корпоративной этики, недопущением коррупционных схем, для инвесторов, самих акционеров и других заинтересованных лиц (работников, кредиторов, потребителей, государственных учреждений, органов регулирования и др.).
В случае унитарных предприятий корпоративное управление отсутствует, поскольку значительно отличается как организационная форма, так и цели существования унитарных предприятий и акционерных обществ. Тем не менее, в качестве одного из преимуществ унитарных предприятий можно выделить то, что их имущество находится в государственной или муниципальной собственности.
В отличие от акционерных обществ и коммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации унитарные предприятия обязаны публиковать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах. Данная мера делает функционирование организаций более прозрачным, одновременно накладывая ряд ограничений и дополнительной отчётности.
|