В настоящее время правовой основой банкротства кредитных организаций является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[1]. Банкротство других юридических лиц осуществлялось на основании Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии со ст. 2 Закона № 40-ФЗ под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней или стоимость имущества кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
Кредитная организация (далее - КО) признается банкротом со дня отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.
Основания для отзыва лицензии перечисляются в ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности». Среди них названа и неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения или исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000-кратного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Напомним, что МРОТ с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб.; т.е. задолженность КО для признания ее банкротом должна быть не менее 4 млн. 330 тыс. руб.
Дело о банкротстве КО рассматривается арбитражным судом по правилам, закрепленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) КО», а также Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в случаях, не урегулированных первыми двумя нормативными актами.
До дня отзыва лицензии в кредитной организации могут быть реализованы следующие досудебные меры (ст. 3):
- финансовое оздоровление (санация) кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (за исключением случая, когда она назначается в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций);
- реорганизация кредитной организации.
В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры (ст. 7):
оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
изменение организационной структуры кредитной организации;
приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.
Банк и его участники обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления. Указанная инициатива банка в соответствии со ст. 11 Закона № 40-ФЗ должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка (совет директоров) с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для финансового оздоровления банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения.
Совет директоров, в свою очередь, должен принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней и проинформировать о принятом решении территориальное учреждение Банка России (далее - ТУ ЦБ) по установленной форме. Если участники отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в ТУ ЦБ.
При этом Банк России, со своей стороны, вправе сам потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; он будет и контролировать реализацию таких мер.
Не позднее 30 дней с момента принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона № 40-ФЗ обязан разработать план финансового оздоровления и представить его в ТУ ЦБ. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий.
Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией Банка России от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» и Указанием Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций».
Устанавливается реальное финансовое положение кредитной организации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстановления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кредитной организации в результате выполнения мероприятий по ее финансовому оздоровлению.
План санации должен включать в себя фактически 3 части.
Часть I плана (составляется в произвольной форме) должна содержать перечень и оценку причин возникновения оснований для разработки и реализации мер, направленных на финансовое оздоровление организации.
Часть II плана мер должна содержать сведения о предполагаемых результатах его выполнения, включая:
- значения обязательных нормативов (с разбивкой по отчетным датам);
- динамику величины собственного капитала банка (также с разбивкой по отчетным датам);
- сроки восстановления уровня достаточности собственного капитала и текущей ликвидности банка.
Фактическая часть III плана - необходимые приложения к плану.
Все меры с целью финансового оздоровления, сроки их реализации, а также расчеты предполагаемого результата должны быть обоснованы подтверждающими документами (предъявляются в копиях)[2].
План оздоровления банк может разработать с участием временной администрации, назначенной в него Центральным банком (если при этом полномочия исполнительных органов банка только ограничены). План может быть разработан только временной администрацией в случае, если полномочия исполнительных органов и главного бухгалтера банка приостановлены.
Банк также вправе представить план санирования, разработанный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) или с участием аудиторской организации (индивидуального аудитора).
ТУ Банка России, рассмотрев представленный план оздоровления, может выдать предписание о приведении его в соответствие с требованиями нормативных актов. В этом случае банк должен устранить выявленные недостатки в срок не более 10 календарных дней со дня получения указанного предписания. Если ТУ ЦБ признает план реальным, то банк будет обязан обеспечить выполнение его мер в полном объеме и в предусмотренные в нем сроки.
Как уже отмечалось, другой мерой предупреждения банкротства банка может быть назначение в него временной администрации, которая и будет управлять банком в течение определенного времени. Нормативные положения о временной администрации по управлению проблемным банком содержатся в Законах «О Центральном банке РФ (Банке России)»[3] (ст. 74), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[4] (гл. 3), а также в Положении ЦБ от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией», которое в основном дублирует соответствующее содержание названных Законов.
Временная администрация является специальным органом управления КО, назначаемым Банком России. Временная администрация назначается Банком России на срок не более 6 месяцев.
Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной администрации могут включаться служащие государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные ст. 17 Закона № 40-ФЗ, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у КО лицензии на осуществление банковских операций.
В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов КО могут быть либо ограничены, либо приостановлены актом Банка России о назначении временной администрации.
Функции временной администрации в случае ограничения и приостановления полномочий исполнительных органов КО представлены в следующей таблице.
Таблица 1. Функции временной администрации в случае ограничения и приостановления полномочий исполнительных органов КО
Ограничение полномочий (ст. 21 Закона № 40-ФЗ)
Приостановление полномочий (ст. 22 Закона № 40-ФЗ)
проводит обследование КО;
устанавливает наличие оснований
для отзыва лицензии на осуществление
банковских операций;
участвует в разработке мероприятий
по финансовому оздоровлению КО
и контролирует их реализацию;
контролирует распоряжение
имуществом КО;
иные функции.
реализует полномочия исполнительных органов КО;
проводит обследование КО;
устанавливает наличие оснований
для отзыва лицензии на осуществление
банковских операций;
разрабатывает мероприятия по
финансовому оздоровлению КО,
организует и контролирует их
исполнение;
принимает меры по обеспечению
сохранности имущества и документации
КО;
устанавливает кредиторов кредитной
организации и размеры их требований
по денежным обязательствам;
принимает меры по взысканию
задолженности перед КО;
обращается в Банк России с
ходатайством о введении моратория на
удовлетворение требований кредиторов
КО;
- иные функции.
При осуществлении функций в случае ограничения полномочий исполнительных органов КО временная администрация может обратиться в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они препятствуют осуществлению функций временной администрации.
Расходы временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.
Временная администрация отчитывается перед Банком России. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации: в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; после вынесения арбитражным судом решения о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора; по другим основаниям.
Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов КО. Полномочия руководителей КО, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, также восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации.
Реорганизация кредитной организации является третьей мерой по предупреждению банкротства банка, закрепленной Законом № 40-ФЗ. Общее понятие реорганизации юридического лица вообще и банка в частности отсутствует в официальных документах. Соответствующие статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, а вслед за ними и банковские законы и нормативные акты Банка России, в которых затрагивается данная проблема, начинаются сразу с перечисления форм (способов) реорганизации. Имеются в виду такие формы, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (ст. 57 ГК РФ). При этом в Законе № 40-ФЗ (ст. 32) признаются лишь две формы реорганизации - слияние или присоединение.
В Законе о Центральном банке термин «реорганизация» употреблен в качестве карательной меры в ст. 74, где, в частности, сказано, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении серьезных нарушений, выявленных в деятельности банка, а также, если эти нарушения или проводимые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, Банк России вправе наряду с иными мерами воздействия потребовать от банка, чтобы в нем:
начали финансовое оздоровление;
заменили руководителей;
провели реорганизацию.
В Положении ЦБ от 4 июня 2003 г. № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» обозначены основные этапы и процедуры реорганизации (присоединения или слияния) банков. Банк России предоставляет положительное заключение о возможности реорганизации КО только в случае, если финансовые показатели банка, к которому присоединяется или с которым сливается банк-банкрот, не ухудшаются и интересы кредиторов не пострадают[5].
Банки, для которых реорганизация стала необходимостью, относятся к категории проблемных в соответствии с Указанием Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», т.е. в либо к III-й группе – «испытывающих серьезные финансовые трудности», либо к IV-й группе, где числятся банки, «находящиеся в критическом финансовом положении».
Таким образом, во-первых, реорганизация банков трактуется в различных нормативных документах неоднозначно: в одних случаях - как инструмент наказания, в других - как мера, призванная помочь им избежать банкротства. Во-вторых, в разных законах называются разные перечни форм реорганизации. В-третьих, основания реорганизации банков в разных законах различны, и, в-четвертых, в официальных документах реорганизация однозначно понимается как то, что необходимо только проблемным банкам.
Следовательно, в нормативных документах сложилась непродуктивная традиция ограниченного и потому недостаточного для реальной банковской практики понимания предназначения и существа реорганизационных процессов.
Не следует утверждать, будто формы реорганизации могут быть интересны только проблемным банкам, как не следует ограничивать формы реорганизации КО только слиянием и присоединением. Реорганизационные мероприятия необходимы и любому нормально функционирующему банку, но не в качестве спасательных мер, а как элемент стратегии его стабильного развития. Соответственно направлений и форм реорганизации в банковском деле гораздо больше, нежели приводится в законах и нормативных актах Банка России[6].
В заключение необходимо отметить, что в последнее время достигнуты значительные результаты в области разработки правового регулирования процедур банкротства кредитных организаций, защиты прав кредиторов и вкладчиков банков-банкротов. Надеемся, что слабые места законодательства о банкротстве банков в ближайшее время будут проработаны и навсегда исчезнут из соответствующих нормативных актов, чтобы не мешать стабильному развитию банковской системы страны.
После того, как мы изучили основные механизмы предупреждения банкротства кредитных организаций, мы считаем необходимым, более подробно рассмотреть механизм финансового оздоровления как меры по предупреждению банкротства.
[1] Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
[2] Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. С. 583.
[3] Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
[4] Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.
[5] Тосунян Г.А. Банкизация России: право, экономика, политика: Монография. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. С. 132.
[6] Тавасиев А.М. Указ. соч. С. 552.
|