Вторник, 26.11.2024, 03:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Финансовое оздоровление как мера по предупреждению банкротства

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) предусматривает реабилитационную процедуру - финансовое оздоровление. Интересно заметить, что процедуры банкротства, предусмотренные ст. 27 указанного Закона преследуют цель не только сохранения деятельности юридического лица, но и направлены на выравнивание деятельности кредитной организации, обеспечивающее нормальное функционирование всей банковской системы в целом. Реабилитационный характер процедур банкротства выражен в целях их введения, восстановления платежеспособности, предотвращения банкротства. Такими мерами являются финансовое оздоровление, временная администрация и реорганизация кредитной организации.

Финансовое оздоровление было предусмотрено и в предыдущих редакциях Закона. Практически бесправное положение должника изменилось, хотя, конечно, это не означает равного положения кредитора и должника. Кредиторы не всегда заинтересованы в погашении задолженности должника, поэтому должник вправе быть инициатором введения финансового оздоровления[1]. Процедура финансового оздоровления позволяет сохранить деятельность юридического лица, которое добросовестно стремится выполнить свои обязательства. Финансовое оздоровление позволяет обеспечить функционирование органов управления должника. Ограничение касается только сделок, которые могли бы нанести ущерб интересам кредитора[2]. Финансовое оздоровление позволяет избежать в дальнейшем банкротства при условии удовлетворения требований кредиторов.

Право на введение процедуры банкротства является еще одной возможностью самозащиты должника в дополнение к праву предоставить отзыв на заявление кредитора со своими возражениями. Должник вправе обратиться с заявлением о введении финансового оздоровления к первому собранию кредиторов. Однако есть вероятность, что кредиторы могут отказать в удовлетворении ходатайства. В этом случае должник вправе обратиться непосредственно в арбитражный суд[3]. Хотя, конечно, по общему правилу финансовое оздоровление вводится на основании решения собрания кредиторов.

В отношении кредитных организаций основная работа с неплатежеспособными банками должна выполняться до этапа отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Здесь следует говорить о системе банковского надзора. Надзорные функции осуществляются Банком России. Сама система такого надзора предусматривает надзор на ранних стадиях банкротства до надзора, осуществляемого после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществлении банковских операций.

Задачей банковского надзора является выявление финансово неустойчивых банков на ранней стадии их развития, обеспечение условий для принятия превентивных или оздоровительных мер, а также разработка стратегии разрешения проблем в случае, если меры превентивного характера не возымеют адекватного воздействия.

При осуществлении банковского надзора учитывается финансовое состояние банков (письмо Банка России от 28 мая 1997 г. N 457 «О критериях определения финансового состояния банков»). Мы не будем затрагивать финансовую стабильность банка. Особый надзор осуществляется по отношению к кредитной организации, относящейся к проблемным и финансово неустойчивым банкам. Проблемные банки могут быть разделены на испытывающие серьезные финансовые трудности и находящиеся в критическом финансовом положении. При оценке ситуации в банке учитывается совокупность внешней (задержка платежей клиента, предоставление банками финансовой отчетности) и внутренней оценки финансовой стабильности (оценка величины собственных средств, капитала, которая необходима для установления норматива достаточности капитала). Эти критерии осуществления банковского надзора являются основанием для направления Банком России требования о проведении мероприятия по финансовому оздоровлению. Выбор мер по предотвращению банкротства зависит от состояния самой кредитной организации, а также от оценки перспектив применения тех или иных мер со стороны Банка России[4].

Сами меры по осуществлению финансового оздоровления кредитной организации существенно отличаются от общего порядка. По Закону о несостоятельности (банкротстве) неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредитора в течение трех месяцев является признаком неплатежеспособности должника. Поэтому невозможно возбудить процедуру банкротства при отсутствии признака полного объема неисполнения обязательства перед кредитором в отношении юридического лица. В отношении кредитной организации признака полного объема неудовлетворения требований кредитора не предусмотрено. Это допускается, поскольку невозможность исполнить даже малую часть обязательств свидетельствует о неудовлетворительной деятельности кредитной организации, о нестабильности финансового положения. Кроме того, по сравнению с общим Законом снижен срок, по истечении которого кредитная организация может быть признана банкротом с трех месяцев до одного месяца. Месячный срок должен исчисляться с момента наступления даты исполнения денежного обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей. Это связано со сроками применяемых мер по предупреждению банкротства. Также необходимо учитывать, что задержка выплат клиентам кредитной организации хотя бы на один день сразу же существенно снижает финансовую стабильность, надежность кредитной организации. Кроме того, учитывается отсутствие денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации (т.е. неисполнение кредитной организацией своих обязательств, связанных с осуществлением банковских операций). Поскольку процедура банкротства для кредитной организации - крайне негативные, исключительные мероприятия, то основным критерием для определения неустойчивого рискованного положения кредитной организации является не только неплатежеспособность, но и соответствие критериям оценки финансового состояния. Эти критерии отражают взаимоотношения с клиентами, устойчивую динамику к убыточности и соблюдение требований к нормативу достаточности капитала. Нельзя не согласиться с огромной ролью капитала кредитной организации, который необходим для дальнейшего развития банка. Конечно, капитал будет расти только в случае вложения денежных средств в высоколиквидные и низкорисковые активы. Именно поэтому учитывается рискованность вложений.

Финансово неустойчивым кредитным организациям свойственны общие проблемы, обусловленные:

- плохим качеством активов. Это может быть связано с наращиванием операций по предоставлению ссуд и отсутствием системы выявления проблемных заемщиков на ранней стадии либо концентрацией кредитного риска в одном отраслевом секторе, что служит причиной единовременного невозврата денежных сумм;

- скрытыми убытками, которые по тем или иным причинам не нашли отражения в отчетности, например, отражение в статье «доходы» невозвращенных кредитов или отражение в финансовой отчетности неверных фактов, накопление которых приводит к кризису[5].

Меры по финансовому оздоровлению, прежде всего, осуществляются органами кредитной организации и учредителями (участниками) кредитной организации. Однако эти меры вправе ввести Банк России. Именно это и является особенностью мер по финансовому оздоровлению: они должны осуществляться, прежде всего, органами управления кредитной организации и учредителями (участниками) кредитной организации. Перечень мер по финансовому оздоровлению не является исчерпывающим. Это могут быть любые меры, направленные на устранение причин, послуживших основанием для введения мер по финансовому оздоровлению. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации руководитель банка обязан обратиться в совет кредитной организации или непосредственно к собранию учредителей с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или реорганизации при условии, что причины возникновения обстоятельств для осуществления мер по предупреждению банкротства не могли быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Срок обращения ограничен десятью днями со дня возникновения этих обстоятельств. Причем такое обращение является для руководителя обязательным. Последствия несоблюдения обязанности предусмотрены ст. 14 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Если же в удовлетворении ходатайства руководителю отказано или учредители кредитной организации каким-либо образом уклоняются от рассмотрения ходатайства и его удовлетворения, то руководитель вправе обратиться непосредственно к Банку России. В этом случае ст. 50 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации, если кредитная организация признана банкротом в связи с выявленными виновными действиями учредителей (участников) кредитной организации. Если инициирует процедуры по организации мер по предупреждению банкротства Банк России, то руководитель кредитной организации должен в течение пяти дней после получения требования Банка России обратиться с ходатайством в совет или к собранию учредителей[6]. Момент получения требования Банка России ограничивает право кредитной организации в принятии решения о распределении прибыли между учредителями. Возобновление этого права возможно только с разрешения Банка России.

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что перечень мер по финансовому оздоровлению кредитной организации Законом не ограничен. Основными целями мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации являются восстановление собственного капитала кредитной организации до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и возврат кредитной организации к нормальной и устойчивой работе.

Этапы проведения финансового оздоровления обычно включают:

1) информирование территориальных учреждений Банка России об основаниях и мерах по предупреждению банкротства руководителем кредитной организации;

2) ходатайство руководителя, направленное к общему собранию учредителей кредитной организации;

3) извещение территориального учреждения Банка России об обращении к общему собранию;

4) уведомление об устранении оснований для проведения финансового оздоровления;

5) извещение о принятом решении территориального учреждения Банка России.

Обязанность осуществления своевременных мер по финансовому оздоровлению возникает хотя бы при выявлении одного из оснований, указанных ниже[7].

Основаниями для введения мер по финансовому оздоровлению являются ситуации, когда кредитная организация:

1) не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей (независимо от их суммы) в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей (независимо от их суммы) в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

3) допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

4) нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

5) нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;

6) допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России[8].

В ходатайстве руководителя кредитной организации об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:

- причины, явившиеся основанием для подготовки ходатайства об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или ходатайства о реорганизации кредитной организации, дата обращения в органы управления кредитной организации, их полное наименование, юридический и почтовый адреса;

- подтверждающие документы (копии ходатайств руководителя кредитной организации, направленных в органы управления кредитной организации, а также копия решения органов управления кредитной организации - при его наличии).

Извещение об обращении к органам кредитной организации должно содержать информацию о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению и сведения о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств[9].

В том случае, когда меры по финансовому оздоровлению проводятся кредитной организацией самостоятельно, то территориальное учреждение Банка России устанавливает контроль за ходом его осуществления. Этот контроль включает:

- контроль за изменением финансового состояния кредитной организации в течение 10 дней с момента предоставления информации о неблагополучном состоянии кредитной организации;

- подготовку заключения по плану мер финансового оздоровления;

- соблюдение календарных сроков выполнения мероприятий (погашение задолженностей);

- оценку хода выполнения плана по финансовому оздоровлению. Эта оценка осуществляется как сравнительный анализ количественных и качественных показателей до уровня установленного законом и результативности выполнения мер по финансовому оздоровлению.

Формой контроля является отчетность о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению, которая включает отчет о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению, характеризующий соблюдение сроков и достижение планируемого (ожидаемого) эффекта от мероприятий, реализация которых планировалась в отчетном периоде. Целью надзора является поддержание стабильности кредитной организации.

Введение мер по финансовому оздоровлению существенно ограничивает правоспособность кредитной организации, а именно: запрещается осуществлять распределение прибыли между учредителями, выплату дивидендов, удовлетворение требований кредиторов о выделе доли или выкупе акций. Возобновление принятия решений по данным вопросам возможно, только если меры по осуществлению финансового оздоровления будут исключены[10].

Кредитная организация должна не позднее 20 дней с момента принятия решения об осуществлении мер по финансовому оздоровлению разработать план мер по финансовому оздоровлению. До этого момента территориальное учреждение Банка России устанавливает контроль за изменением финансового состояния кредитной организации. План финансового оздоровления должен содержать:

1. Оценку ситуации в кредитной организации: оценка финансового состояния кредитной организации, указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении. Необходимо указать на участников кредитной организации, владеющих более 5% ее уставного капитала, с указанием их почтовых адресов, телефонов и факсов, а также сведения об акционерах, владеющих более 20% акций кредитной организации; количество участников с разбивкой на юридических, физических лиц, резидентов и нерезидентов, а также сотрудников банка с указанием доли каждой из вышеперечисленных групп в уставном капитале кредитной организации; участие кредитной организации в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, а также в холдингах и финансово-промышленных группах, с указанием суммы и процента участия в уставном капитале указанных юридических лиц, а также характеристики их деятельности[11].

2. Мероприятия по финансовому оздоровлению: меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации, меры по получению дополнительных доходов, меры по возврату просроченной дебиторской задолженности, меры по изменению организационной структуры кредитной организации.

3. Результаты санирования, срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации[12].

При необходимости план должен сопровождаться аудиторским заключением о реальности плана оздоровления. К плану санации кредитной организации прилагаются развернутые заключения аудиторской фирмы (аудитора), подготовленные для руководства кредитной организации, за последние два года.

План финансового оздоровления должен содержать анализ причин возникновения финансовых трудностей кредитной организации. В обязательном порядке план финансового оздоровления должен содержать информацию о финансовом состоянии кредитной организации. В нее включены данные об источниках формирования собственного капитала, данные о внебалансовых обязательствах, анализ качества кредитного портфеля, оценку валютного, депозитного, кредитного отраслевого рисков, размер расходов, перечень дебиторов и кредиторов, сведения о привлеченных средствах.

Если план будет признан нереальным, то это может быть поводом для отзыва лицензии кредитной организации[13] или будет осуществлена процедура реорганизации кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России проверяет соответствие представленного пакета документов по плану мер по финансовому оздоровлению[14]. Полнота пакета документов - это наличие подтверждающих или обосновывающих документов по каждому из мероприятий, которые предусмотрены планом мер по финансовому оздоровлению, а также документов, на основании которых может быть произведена оценка финансового состояния кредитной организации. Этими документами могут быть решения органов управления кредитной организации, органов государственной власти субъектов РФ, балансы или иные справки о доходах, иные документы в зависимости от мероприятий, проводимых в соответствии с планом и подтверждающих возможность реализации мероприятий в планируемые сроки[15].

Законом о банкротстве кредитной организации предусмотрены порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства и основания и процедуры признания кредитной организации банкротом. Меры по предупреждению банкротства проводятся под контролем Банка России. Банк России также может участвовать в деле о банкротстве как лицо, участвующее в деле, если обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Основной особенностью проведения процедур банкротства по отношению к кредитной организации является то, что акцент сделан на меры по предупреждению банкротства, которые носят досудебный характер.

Восстановление финансового устойчивого положения кредитной организации может осуществляться в форме оказания участия акционеров и третьих лиц в финансовом оздоровлении. Участие может выражаться как безвозмездная помощь, оказанная участниками кредитной организации. Безвозмездность может быть проявлена как прощение долга[16].

Особо, на наш взгляд, следует выделить такие мероприятия, как участие другой кредитной организации по оказанию финансовой помощи кредитной организации, в частности предоставление ЦБ РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации. Размер такого кредита установлен не более 50% от общего объема финансовой помощи, которую предполагает оказать кредитная организация проблемному банку. Предоставление кредита ЦБ РФ в данном случае ограничено только банками-санаторами, осуществляющими мероприятия по финансовому оздоровлению проблемных банков, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы[17].

Одобренные планы финансового оздоровления подвергаются контролю на всех уровнях:

1) контроль осуществляется руководством кредитной организации или органами управления, ответственными за принятие необходимых и своевременных мер по предупреждению банкротства кредитной организации;

2) территориальным учреждением Банка России, осуществляющим непосредственный надзор за деятельностью кредитных организаций и ответственным за результаты организации указанной работы в регионе;

3) Банком России.

При ухудшении финансового состояния кредитной организации либо невыполнения плана мер в полном объеме или с нарушением установленных сроков Банк России вправе предъявить кредитной организации требование о доработке плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации либо требование о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Причем требования могут быть предъявлены при наличии реальной возможности восстановить финансовую стабильность кредитной организации.

В течение всего срока осуществления процедур финансового оздоровления кредитная организация обязана направлять отчеты о выполнении плана финансового оздоровления.

По окончании финансового оздоровления на основании анализа изменения финансового состояния кредитной организации территориальное учреждение Банка России подготавливает заключение о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению в течение месяца и направляет его в Банк России, приложив расчетный баланс кредитной организации и отчет о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. Возможно досрочное выполнение указанного плана.

Таким образом, можно утверждать, что система предупреждения кризиса деятельности кредитной организации является важнейшим элементом обеспечения безопасности всей банковской системы в целом.

Финансовое оздоровление банков России может самостоятельно проводиться при наличии четко определенных критериев при одновременном действии принципа ответственности учредителей (участников) кредитной организации за принятие своевременных и необходимых мер по проведению мероприятий финансового оздоровления.

 

[1] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

[2] Там же.

[3] Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

[4] Гузнов А.Г. Правовое регулирование мер по предотвращению банкротства кредитных организаций и особенности процедур их банкротства: современное состояние и ближайшие перспективы развития. // СПС Консультант Плюс.

[5] Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Валенцева Н.И. и др. Банковское дело. - М.: Кнорус, 2005. С. 157.

[6] Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

[7] Инструкция № 84-И // Вестник Банка России. 1999. № 42 - 43.

[8] Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

[9] Там же ч. 2 п. 4 ст. 12.

[10] Письмо ЦБ России от 30 апреля 1997 г. № 443 «О Методических рекомендациях по составлению планов санации кредитными организациями» // Вестник Банка России. 1997. № 28.

[11] Там же.

[12] Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

[13] Инструкция № 84-И // Вестник Банка России. 1999. № 42 - 43.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. (ред. от 8.05.2010) // СПС Консультант Плюс.

[17] Положение о порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации Центрального банка России от 25 июня 1998 г. № 38-П (в ред. указаний ЦБ РФ от 8 июля 1998 г. № 283-У, от 31 августа 1998 г. № 334-У). // СПС Консультант Плюс.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.03.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%