Вторник, 26.11.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и основания ликвидации юридических лиц как способа его прекращения

Различают два вида прекращения юридических лиц:

1) реорганизацию (ст. 57 ГК РФ[1]). Реорганизация юридического лица – это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций;

2) ликвидацию (ст. 61 ГК РФ). Ликвидация является способом прекращения юридического лица. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Статья 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица - добровольной и принудительной (по решению суда) - и последствиях такой ликвидации.

Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновения новых юридических лиц. В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности их участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить эти имущественные отношения с его участием[2].

Юридическое лицо может быть ликвидировано (п. 2 ст. 61 ГК РФ):

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Добровольная ликвидация фондов исключается, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (см. п. 2 ст. 119 ГК РФ).

В абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, юридическое лицо может быть ликвидировано: во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта - истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано, а также вследствие признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. В последнем случае формулировка ГК РФ несет и другую смысловую нагрузку - суд вправе признать недействительной регистрацию юридического лица только в том случае, когда эти нарушения носят неустранимый характер, т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в ГК РФ. В случае принятия закона, устанавливающего иные основания для ликвидации юридического лица, не предусмотренные ГК РФ, необходимо внесение соответствующих изменений в ГК РФ.

Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Как подчеркнуто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ[3], неисполнение обществом требований, содержащихся не в ГК РФ, а в иных законах, может служить основанием для его ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

Общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей их уставным целям.

Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом); причем если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов[4], оно может быть ликвидировано исключительно по данному основанию.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании ст. 31 НК РФ[5]), Центральным банком РФ (на основании ст. 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности»[6]), федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (на основании ст. 30 Федерального закона от 27.11.1992 №4015-1 ред. от 27.07.2010) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[7]).

Следует иметь в виду, что право государственных органов и органов местного самоуправления на предъявление требования о ликвидации юридического лица зависит от компетенции соответствующего органа, закрепленной в законе.

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рекомендовал судам выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец[8].

В соответствии с п. 4 статьи 61 ГК РФ коммерческие организации (кроме казенных предприятий), потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды ликвидируются вследствие признания их судом несостоятельными (банкротами), причем если стоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, они могут быть ликвидированы исключительно по данному основанию. Решение о добровольной ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства) может быть принято только совместно с кредиторами (см. абз. 2 п. 4 ст. 61 и п. 2 ст. 65 ГК РФ).

Казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства), поскольку при недостаточности имущества казенного предприятия по его обязательствам субсидиарную ответственность несет Российская Федерация (см. п. 5 ст. 115 ГК РФ).

Рассмотрим пример из практики. Инспекция МНС России по Октябрьскому району Самары обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к индивидуальному частному предприятию «Норма-Комплекс» о его ликвидации на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ в связи с неоднократными и грубыми нарушениями налогового законодательства и неприведением организационно-правовой формы предприятия в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ. Решением от 30.08.06 в удовлетворении искового требования отказано. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 22.11.06 решение оставил без изменений. В протесте предлагалось указанные судебные акты изменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Президиум Высшего Арбитражного суда РФ счел, что протест подлежал удовлетворению по следующим основаниям. При рассмотрении дела суд установил, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о фактическом прекращении ответчиком своей деятельности. Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что вопрос о ликвидации ответчика должен решаться в порядке, установленном для проведения процедуры банкротства отсутствующего должника. Но данный вывод основан на неправильном применении норм материального права. Не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном этим законом, унитарные предприятия, не основанные на государственной или муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенных предприятиях. Поскольку к индивидуальным частным предприятиям применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, а таким предприятиям не могут быть применены нормы о банкротстве. Индивидуальное частное предприятие подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном нормами ГК РФ. Указанные нормы материального права не были применены арбитражным судом, что привело к неправильному разрешению спора. При таких обстоятельствах судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение[9].

Участники юридического лица или его орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации (п. 2 ст. 62 ГК РФ). Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, зарегистрировавшим его, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С этого момента к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.

Чтобы выявить эти связи, ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее 2 месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации, выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг.

По истечении сроков для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением которого является предварительное определение соотношения имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных ее кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом по согласованию с органом, зарегистрировавшим эту организацию.

Промежуточный ликвидационный баланс (п. 4 ст. 63 ГК РФ), составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете»[10] при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств юридического лица, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемой кредитной организации, отраженного в промежуточном ликвидационном балансе, а также перечень кредиторов ликвидируемой кредитной организации, включенных в показатели промежуточного ликвидационного баланса.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер[11]. В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией[12]. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.

Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст. 855 ГК РФ и содержит 2 варианта: если денежных средств достаточно для оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления (п. 1 ст. 855 ГК РФ); при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п. 2 ст. 855 ГК РФ и включающей в себя 6 очередей. Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество распродается с публичных торгов.

Но и после распродажи имущества ликвидируемого юридического лица у него может не хватить денег для удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому закон (п. 1 ст. 64 ГК РФ) предусмотрел очередность погашения требований кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она аналогична той очередности, которая предусмотрена в п. 3 ст. 25 ГК РФ, регулирующем порядок выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплаты долгов юридического лица в определенной очередности не требуется решения суда о признании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки «…на которое может быть обращено взыскание», т.е. в таких случаях взыскание может быть обращено на все закрепленное за юридическим лицом имуществом.

Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией, удовлетворяются из имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Требования кредиторов, отклоненные ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобы), а также те требования, которые оказались не удовлетворенными из-за недостатка имущества юридического лица, считаются погашенными.

После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, содержащий в себе сведения об итоговом имущественном положении ликвидируемой организации. Если при этом у нее осталось какое-либо имущество, то оно по общему правилу передается его учредителям, которые имеют вещные права на это имущество (например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий) или обязательственные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ)[13].

Юридическое лицо считается ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра юридических лиц[14].

Итак, ликвидация юридического лица - не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности общества, проводимая под контролем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Статья 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица - добровольной и принудительной (по решению суда) - и последствиях такой ликвидации. Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом).

 

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 2011. №15. Ст. 2038. Часть вторая от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410; 2011. №7. Ст. 901.

[2] Марков П.А. Банкротство: ликвидация производства или инструмент оздоровления экономики // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2008. №3. С. 85.

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. №9.

[4] Об экономической сущности банкротства см.: Микульская М.П. О критериях несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Финансы и кредит. 2010. №16. С. 16-20; Чернова М.В. Банкротство: экономико-теоретический аспект // Финансы и кредит. 2010. №16. С. 50-53.

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 06.08.1998; 30.12.2010; Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 21.04.2011) // Парламентская газета. 10.08.2000; Российская газета. 27.04.2011.

[6] Российская газета. 10.02.1996; 05.07.2010.

[7] Российская газета. 12.01.1993; 02.08.2010.

[8] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 №137 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 №73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2010. №6.

[9] Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2009. №9. С. 68-69.

[10] Российская газета. 28.11.1996; 30.09.2010.

[11] Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы: ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.

[12] Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса.

[13] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. №3.

[14] Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 10.08.2001; 27.12.2010.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.03.2017)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%