Воскресенье, 24.11.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий в России

В современных условиях в Российской Федерации действуют более пяти тысяч государственных унитарных предприятий. Данное обстоятельство продиктовано тем, что государство заняло позицию достаточно активного участия в рыночных процессах, а также развития отдельных секторов экономики и сферы предоставления услуг, которые связаны с государственным сектором.

Деятельность государственных унитарных предприятий регламентируется как внешними законодательными актами: федеральные законы, постановления Правительства и т.д., так и локальными правовыми актами.

Экономика России сегодня все еще в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности. Это предопределяет существование большого числа государственных и муниципальных предприятий. Федерального закона №161 –ФЗ от 14.11.2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" регулирует правовое положение унитарных предприятий. В нем содержатся ответы на большинство вопросов, возникавших в правоприменительной практике с момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, определявшей базовые положения такой организационно-правовой формы, как унитарное предприятие.

По мнению некоторых ученых [35, c. 9], длительное отсутствие специального закона о правовом статусе унитарных предприятий существенно ослабляло правовое регулирование этих субъектов хозяйственной деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ новый закон значительно детализировал правовые основы государственного и муниципального унитарного предприятия его права, обязанности и ответственность при создании, деятельности, реорганизации и ликвидации.

161-ФЗ регламентировал основы управления унитарным предприятием, порядок формирования и использования его имущества, а также специально урегулировал права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий. На деятельность ГУПов распространяются общие правила гражданского законодательства, затрагивающего юридических лиц, с особенностями, установленными ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Важной особенностью функционирования и правового статуса государственного унитарного предприятия в России является то, что предприятие, согласно действующему законодательству, не является собственником имущества. Имущество унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, принадлежит Российской Федерации муниципальному образованию или субъекту Российской Федерации. Государственное унитарное предприятие в данном случае выступает лишь в качестве того, у кого данное имущество находится согласно праву хозяйственного ведения или оперативного управления.

В современных условиях наблюдается тенденция к усилению роли государства в экономике, следовательно, увеличивает и доля участия государственных унитарных предприятий в рыночных процессах. На современном этапе в Российской Федерации действует 9846 государственных унитарных предприятий. Стоит отметить, что мнение относительно эффективности их производственной деятельности значительно отличается и во многом зависит от каждого конкретного случая.

В качестве одного из наиболее весомых преимуществ формы государственного унитарного предприятия исследователи выделяют то обстоятельство, что при данных условиях имущество остается в собственности Российской Федерации, что делает данную форму предприятия гораздо прозрачнее.

Согласно действующему законодательству, государственные унитарные предприятия обязаны согласно требованию собственника имущества, проводить ежегодный обязательный аудит, целью которого является проверка состояния имущества, стоящего на балансе у предприятия.

В рамках существующих законов и законодательных актов Российской Федерации, на территории государства возможно создание и функционирование следующих видов (типов) государственных унитарных предприятий:

– Унитарное предприятие, ведущее свою деятельность на основе права хозяйственного ведения [54]. Ими выступают федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации;

– Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие или муниципальное казенное предприятие.

Согласно законодательству, государственное унитарное предприятие является юридическим лицом и ведет свою деятельность в соответствии с данным статусом. Так же, по соглашению с владельцем имущества, государственное унитарное предприятие может создавать профильные филиалы, которые могут действовать на территории Российской Федерации на тех же правовых основаниях [48].

Унитарное предприятия, согласно нормам законодательства, также является единственной формой коммерческой организации, которая обладает специальной правоспособностью, а не общей в отличии от других видов коммерческих организаций.

Государственные унитарные предприятия обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Однако, данная самостоятельность существенно ограничена уставом, в котором рассмотрены предмет и цели деятельности государственного унитарного предприятия. В установленных пределах ГУП самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Государственные органы не имеют права вмешиваться в компетенцию унитарных предприятий. Таким образом, ГУП на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы дальнейшего развития, выстраивает систему взаимодействия с государственными органами, другими предприятиями и организациями на договорных началах.

Поскольку государственное унитарное предприятие выступает в качестве юридического лица, его регистрация должна происходить в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо соблюдение целого ряда условий:

– Необходимо решение органа, который уполномочен регулировать деятельность подобных структур, о создании государственного унитарного предприятия;

– Необходим устав государственного унитарного предприятия [6];

– Необходима исчерпывающая информация относительно имущества (его состав и стоимость), которое закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

В то же время необходимо отметить, что государственные унитарные предприятия могут принимать участие в тендерах на госзакупки (за собственные средства). Это прописано в Федеральном законе Российской Федерации "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" №223-ФЗ от 18.07.2011.

Рассматривая исторический аспект, следует указать, что до принятия ГК РФ государственные федеральные предприятия создавались по решению Госкомимущества РФ. Такой порядок был установлен в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", в котором указывалось, что правом распоряжения государственным имуществом обладают исключительно Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению имуществом (в отношении имущества, принадлежащего субъектам Федерации).

В современных условиях, достаточно часто звучат предложения специалистов о необходимости реформирования существующего законодательства, которое относится к сфере функционирования государственных унитарных предприятий. Так, звучат предложения о необходимости существенно изменить отдельные нормы Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", предложив законодательно закрепить перечень объектов, которые находятся в собственности государства и пользовании государственных унитарных предприятий и не могут подлежать приватизации.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Кроме того, на законодательном уровне в Российской Федерации все еще нет единого механизма, который бы обеспечивал процесс передачи государственного имущества, находящегося в федеральном подчинении напрямую субъектам федерации или органам муниципального управления. Данный шаг существенно облегчит процесс взаимоотношений между государством и унитарным предприятием в рамках разделения прав на контроль над имуществом.

Правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они неразрывно связаны с нормативно-правовыми актами различных отраслей права гражданского, административного, финансового, земельного.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%