Вторник, 26.11.2024, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие безвозмездного изъятия имущества

Безвозмездное изъятие имущества у собственника само по себе, как правило, не влечет прекращения права собственности лица, у которого имущество изымается и возникновение такового у лица, в пользу которого это изъятие осуществляется (кроме конфискации).

Изъятие приобретает юридическое значение, только будучи соединенным с другими юридическими фактами в юридический состав, в который, как правило, включается решение суда (кроме реквизиции и контрибуции).

Место принудительного изъятия в этом составе предопределяется тем, что оно является необходимой предпосылкой для наступления иных юридических фактов, в том числе — совершения действий, непосредственно прекращающих прежнее и создающих новое право собственности. Наконец, принудительное изъятие имущества является, как правило, возмездным (кроме конфискации). Последовательно рассмотрим шесть известных нашему законодательству случаев принудительного изъятия имущества у собственника, из коих действующему Кодексу известно пять (ст. 237, 242, 243, 285-287, 306), а правовое регулирование шестого (контрибуции) осуществляется нормами международного права.

Изъятие, осуществляемое с целью обращения взыскания на изъятое имущество по обязательствам собственника (ст. 237 ГК). Такое изъятие осуществляется на основании решения суда и представляет собой (наряду с арестом и описью) необходимую предпосылку для последующей принудительной продажи имущества с целью направления полученной выручки, на удовлетворение требований кредиторов бывшего собственника. С момента приобретения этого имущества третьими лицами с публичных торгов право собственности должника на это имущество прекращается, право собственности приобретателя — возникает.

Порядок осуществления данной процедуры детально урегулирован ст. 46-56 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»,[1] а в части, не противоречащей этим нормам – ст. 338-432 ГПК РСФСР.

Реквизиция (ст. 242 ГК) представляет собой возмездное изъятие имущества в интересах общества по решению Государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. От других видов принудительного изъятия реквизиция отличается своими целями и внесудебным характером применения (последнее явно не согласуется с положениями п. 3 ст. 35 Конституции РФ).

Бывшему собственнику предоставляются лишь права судебного оспаривания оценки стоимости реквизированного имущества и требования по суду возврата реквизированного имущества,[2] если обстоятельства, в связи с которыми произведена реквизиция, прекратились, а имущество сохранилось. Очевидно, хотя ГК этого прямо и не устанавливает, что удовлетворение такого требования может быть произведено только при условии возложения на истца обязанности возвратить полученную им при реквизиции сумму возмещения. Реквизиция регулируется в части, не противоречащей положению Конституции России и ГК нормами Сводного закона о реквизиции и конфискации имущества.

Конфискация (ст. 243 ГК) — это безвозмездное изъятие имущества у собственника, осуществляемое в случаях, предусмотренных законом, по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения, либо в административном порядке.

Так, например, многие нормы Уголовного кодекса РФ предусматривают назначение конфискации как наказания за совершение преступлений. Что же касается административной конфискации, то она применяется, главным образом, для изъятия орудий, предметов и объектов совершения правонарушений, компетентными органами с целью пресечения данных правонарушений. Всякое решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Законодательное регулирование порядка конфискации имущества осуществляется, в части, не противоречащей Конституции и ГК, законодательством об исполнительном производстве, административным и процессуальным законодательством, а также — Сводным законом о реквизиции и конфискации имущества.

Изъятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства или жилищного строительства, но не использованного для соответствующей цели в течение 3-х лет со дня предоставления (приобретения), а также — любого иного участка, используемого с нарушением законодательства (ст. 284-287 ГК) осуществляется у собственника на основании решения уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления и при условии обязательного заблаговременного предупреждения собственника о допущенных нарушениях и предстоящем изъятии.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о принудительной продаже участка в суд. На основании судебного решения, принятого по результатам рассмотрения данного иска, осуществляются изъятие и последующая продажа.

Национализация (ст. 306 ГК) — это основанный на законе акт публичной власти, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (права участия в делах и капиталах) у государства, с целью обеспечения государством функциональности соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т. п.). Национализация всегда представляет собою возмездный акт, что вытекает из п. 3 ст. 35 Конституции России, предъявляющего, к тому же такие требования к возмещению, как равноценность и предварительность.

Существует еще один случай принудительного изъятия имущества у собственника, неизвестный ГК — контрибуция. Контрибуция представляет собой налог, пошлину, или всякий иной денежный сбор, устанавливаемый и взимаемый военной властью государства-захватчика с одного или нескольких конкретных лиц, либо населения определенной местности (населенного пункта), как правило — в качестве санкции за неподчинение военной власти или иное нарушение оккупационного режима, либо на содержание оккупационной армии или управленческого аппарата военной власти на оккупированной территории.

В соответствии со ст. 48, 50 и 51 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны контрибуции должны взиматься, по возможности, сообразуясь с правилами обложения и раскладки существующих налогов, на основании письменного распоряжения и под ответственностью начальствующего генерала, с удостоверением получения контрибуции выдаваемой плательщикам распиской. При этом никакое общее взыскание денежное или иное не может быть налагаемо на все население за те деяния единичных лиц, в коих не может быть усмотрено солидарной ответственности населения.[3]

Согласно части 2 ст. 2 УК РФ к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, могут применяться иные меры уголовно-правового характера. К их числу законодатель отнес принудительные меры медицинского характера и безвозмездное изъятие имущества, которые назначаются вместо наказания или вместе с ним. Но надо иметь в виду, что иными мерами уголовно-правового характера, кроме того, являются принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ) и помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 92 УК РФ).

Безвозмездное изъятие имущества как вид наказания по уголовному праву известно давно.

В своем историческом развитии безвозмездное изъятие имущества как мера правового воздействия прошло ряд основных этапов, основу анализа которых составляют источники действовавшего в тот период законодательства. Они отражают определенные этапы развития Российского государства, что позволяет глубже понять происходящие в обществе явления и события того периода.

Первый этап связан с дореволюционными источниками русского права. Так, уже ранние редакции Русской Правды содержали нормы, упоминающие о безвозмездном изъятии имущества. Это наказание применялось за поджог, разбой, казнокрадство и другие опасные преступления. Так, ст. 7 Русской Правды устанавливала: «Будеть ли стал на разбои без всякоя свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего с женою и с детьми на поток и на разграбление».[4]

Дальнейшее законодательное развитие безвозмездного изъятия имущества содержится в Артикуле воинском от 26 апреля 1715 г. Несмотря на то, что Артикул воинский изначально предназначался, прежде всего, для военнослужащих и должен был применяться военными судами, многие его нормы предусматривали ответственность и за общие уголовные преступления. В Артикуле предусматривались различные виды наказаний, в том числе имущественные, которые чаще всего применялись к офицерам. К их числу относится штраф, вычет из жалования, конфискация имущества.

Новое развитие институт безвозмездного изъятия имущества получил в принятом 8 апреля 1782 г. Уставе благочиния или полицейском. Его принятие было вызвано наметившимся обострением социальных противоречий, что привело к реорганизации местного административного и судебного аппарата. Виновные в приеме посторонних лиц для проживания, несообщении о вновь прибывших явных свидетельств или добрых порук подлежали суровому наказанию, вплоть до ссылки на галеры и конфискации имущества или битья кнутом и ссылки на каторгу.

Важной вехой развития российского уголовного законодательства стало принятие в 1845 г. «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Согласно ст. 61 Уложения, «к наказаниям как уголовным, так и исправительным присоединяется, в некоторых определяемых законами случаях, церковное покаяние, по распоряжению духовного начальства осужденных. Определяется также в случаях, именно законом означенных, и конфискация всех или части принадлежащих осужденным вещей или других имуществ».[5]

Безвозмездное изъятия имущества, согласно ст. 277 Уложения, предусматривалась за участие в бунте или заговоре против власти верховной, а также в государственной измене. При этом предусматривалась конфискация всего родового и благоприобретенного виновными имущества.

Следующий этап в развитии законодательства о безвозмездном изъятии начинается с Октябрьской социалистической революции (1917 г.) и заканчивается принятием УК РФ 1996 г., если до октябрьской революции 1917г. российский законодатель довольно сдержанно относился к конфискации имущества с точки зрения ее фискальной функции, то в советский период она стала рассматриваться в качестве одной из острых форм репрессии в отношении представителей «эксплуататорских» классов, своеобразного орудия экспроприации частной собственности.

Уже в Постановлении Всероссийского Революционного Комитета № 513 от 28 ноября 1917 г. говорилось, что «лица, занимающиеся тайной, выделкой или продажей алкоголя, его суррогатов или вообще алкогольных напитков, предаются военно-революционному суду и подвергаются штрафу вплоть до конфискации имущества».[6]

Данным постановлением предусмотрен запрет на занятие индивидуальной трудовой деятельностью без соответствующего на то разрешения, где в качестве правовой меры воздействия, наряду со штрафом, предусматривалось безвозмездное изъятия имущества.

В мае 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», в котором устанавливалось, что «если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит безвозмездному изъятию».[7]

Период гражданской войны (1918-1920 гг.) отличается созданием правовой базы для укрепления существующего режима. Безвозмездное изъятие имущества предусматривалась «Положением о революционных военных трибуналах», утвержденным декретом ВЦИК от 20 ноября 1919 г., а также Декретом СНК РСФСР от 16 апреля 1920 г. «О реквизициях и конфискациях». Право безвозмездного изъятия предоставлялось, в частности, Президиуму ВЧК, революционным трибуналам и народным судам.

17 октября 1921 г. был издан Декрет СНК «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ», который определил, что конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговорам народных судов, революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий по делам, по которым последним предоставлено право вынесения приговора, а равно по распоряжению административных властей и в случае конфискации, применяемой в виде наказания.

Органы власти, производящие безвозмездное изъятие, обязаны были оставить владельцу конфискуемого имущества и членам его семьи предметы домашнего обихода, орудия мелкого или кустарного производства, если они служат средством к существованию и не являются предметами эксплуатации труда, а также продукты питания, необходимые ля личного потребления осужденного и его семьи на срок не менее 6 месяцев.

По законодательству XIX —XX вв. оно относилось к так называемым имущественным наказаниям, представляло собой изъятие у виновного имущества или некоторых предметов и назначалось в качестве дополнительного наказания. Изначально допускалось полное и частичное безвозмездное изъятие, но впоследствии полное безвозмездное изъятие было исключено из Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

В системе наказаний уголовного законодательства Советской России безвозмездное изъятие существовало все время. Оно было включено в нее и по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г., однако 8 декабря 2003 г. Федеральным законом № 162-ФЗ исключено из числа уголовных наказаний.

Сейчас законодатель вновь вернул ее в уголовное право, но придал ей иное значение — меры уголовно-правового характера, применяемой наряду с наказанием. Но сущность безвозмездного изъятия фактически не изменилась: оно выражается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства соответствующего имущества.

В соответствии со статьей 1041 УК РФ безвозмездному изъятию подлежит пять категорий имущества:[8]

деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений. Безвозмездное изъятие возможнло по 51 преступлению, исчерпывающий перечень которых дан в пункте ≪а≫ ч. 1 ст. 1041 УК РФ. К ним, в частности, отнесены:

- убийство при отягчающих обстоятельствах;

- торговля людьми;

- использование рабского труда;

- нарушение авторских и смежных прав;

- нарушение изобретательских и патентных прав;

- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;

- контрабанда;

- террористический акт;

- вовлечение в совершение преступления террористического характера или иное содействие их совершению;

- вовлечение в занятие проституцией;

- государственная измена;

- шпионаж.

При определении понятия «имущество» следует исходить из положений гражданского законодательства (например, доля в общей собственности, уставном капитале коммерческой организации, ценные бумаги, в том числе находящиеся во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях, доверительном управлении и т.д.);

2) доходы от вышеназванного имущества, за исключением имущества и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу;

3) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы (например, акции предприятий, производственные компании, недвижимость, в том числе за рубежом, счета в банках и т.д.);

4) деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). В этом случае указанное имущество либо использовалось, либо предназначалось для обеспечения преступных целей — снабжение денежными средствами террористических организаций для вооружения, вербовки и обучения террористов, платы за участие в террористических актах и т.д. Понятие организованной группы и преступного сообщества дано соответственно в частях 3 и 4 ст. 35 УК РФ, незаконного вооруженного формирования — в статье 208 Кодекса;

5) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления.

Орудия — это предметы материального мира, приспособления, приметаемые для усиления физических возможностей лица, совершающего преступление; оборудование — совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для совершения преступления. Согласно учению об объективной стороне преступления оборудование может признаваться орудием или средством совершения деяния. Средства в смысле статьи 104 УК РФ это те предметы и вещества, при помощи которых совершаются преступления, т.е. понимаются уже, чем признак объективной стороны преступления, что объясняется целями данной нормы.

Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления должны принадлежать обвиняемому.

Безвозмездное изъятие орудия преступления предусмотрено и пунктом 2 ч. 3 ст. 81 УПК РФ. В этом случае имеются в виду лишь орудия преступления, признанные в установленном законом порядке вещественными доказательствами, тогда как уголовное законодательство такого ограничения не содержит.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства (п . 4 ч . 3 ст.81). Отличие данного вида специального безвозмездного изъятия от безвозмездного изъятия как меры уголовно-правового характера заключается в том, что, во-первых, указанные деньги и ценности признаются вещественными доказательствами, во-вторых, не ограничиваются кругом совершаемых деяний. По уголовному законодательству конфискуемые деньги, ценности и иное имущество:

а) не обязательно являются вещественным доказательством;

б) должны быть получены в результате совершения преступлений, круг которых, как отмечалось, ограничен статьей 1041 УК РФ.

В законе определены специальные правила осуществления безвозмездного изъятия, если:[9]

— имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем. В этом случае безвозмездному изъятию подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов;

— имущество, обозначенное в частях 1 и 2 ст. 1041 УК РФ, передано осужденным другому лицу (организации). В такой ситуации безвозмездное изъятие возможно, если физическое лицо, должностное лицо, либо лицо, обладающее управленческими функциями, знало или должно было знать, что имущество получено в результате преступных действий.

Статья 1042 УК РФ предусматривает возможность реализации безвозмездного изъятия в ситуации, когда ценности или иное имущество, перечисленное в статье 1041 УК РФ, не могут быть изъяты у виновного в натуре в силу различных причин: использования, реализации, внедрения в производство и т.д. В этом случае производится денежная оценка имущества, подлежащего безвозмездному изъятию, которое и подлежит взысканию с виновного в качестве иной меры уголовно-правового характера.

В соответствии со статьей 1043 УК РФ устанавливается первоочередной характер возмещения ущерба, причиненного владельцу имущества. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы имущества находилось во владении лица на законных основаниях. Законность владения определяется по правилам, установленным гражданским законодательством. Во-вторых, у виновного нет иного имущества, кроме имущества, подлежащего безвозмездному изъятию. В этом случае ущерб возмещается за счет указанного имущества, а оставшаяся его часть затем обращается в собственность государства.

Порядок исполнения исполнительного документа о безвозмездном изъятии имущества закреплен статьей 104 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (вступил в силу с 1 февраля 2008 г.).

Конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие имущества в доход государства. Сам термин "конфискация" латинского происхождения (confiscatio), в дословном переводе означающий отобрание чего-либо в казну.

Конфискацию не следует путать с изъятием имущества. Изъятие имущества носит временный характер, может быть как добровольным, так и принудительным, имеет обратимый характер (например, изъятие автомобиля для помещения его на штрафстоянку). Изъятие вещей и документов при задержании - предупредительная мера административного правонарушения.

Следует положительно оценить новацию законодателя, предусмотревшего в УК РФ конфискацию имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера и ограничившего сферу ее применения только имуществом, связанным с совершением преступления. До принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ», конфискация имущества применялась в виде дополнительного наказания и определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного (ч. 1 ст. 52 УК РФ). Этот вид наказания назначался за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений, в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом. Конфискация имущества применялась по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении, как правило, корыстного преступления.

Включение конфискации имущества в УК РФ на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г, продиктовано не стремлением законодателя усилить карательный потенциал назначаемого вида наказания, а интересами лишения преступников незаконно приобретенных денег, ценностей и иного имущества, устранения экономической основы терроризма, организованной преступности, изъятия у них орудий и иных средств совершения преступлений, то есть, в конечном итоге, стремлением предупредить совершение новых преступлений.

Согласно Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., конфискация определяется как «мера, назначенная судом в результате производства в связи с уголовным правонарушением или уголовными правонарушениями, приводящая к лишению имущества». Каждая страна обязана и вправе принимать «законодательные и другие меры, которые могут быть необходимы, чтобы предоставить ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которых соответствует этим доходам». Как верно заметил В.В. Лунев, «отсутствие данной меры правового воздействия способствовало тому, что этим было устранено самое эффективное и самое гуманное наказание, которое несло в себе серьезное предупредительное начало».[10]

Восстановление конфискации имущества в ином качестве призвано устранить возникшее противоречие.

Законодательное определение конфискации вытекает из содержания 104.1 УК РФ, согласно которой конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства указанного в пунктах «а»-«г» этой статьи имущества. Одним из признаков, присущих конфискации имущества, является принудительный характер его обращения в доход государства. Принудительность состоит в обязательном, безвозмездном обращении по решению суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, в доход государства. Безвозмездность означает отсутствие какой-либо компенсации вместо принудительно изъятых денег, ценностей и иного имущества в доход государства.

Таким образом, конфискация имущества - это мера государственного принуждения, предусмотренная уголовным законом, назначаемая по обвинительному приговору, определению или постановлению суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключающаяся в принудительном безвозмездном и окончательном отобрании (изъятии) находящегося в незаконном (или в законном) владении у осужденного или другого лица с последующим обращением в собственность государства имущества, полученною в результате совершения преступления, и доходов от него либо имущества, используемого или предназначенного для финансирования терроризма и организованной преступной деятельности, либо орудий, оборудования, иных средств совершения и предметов преступления.

 

[1] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591. «Закон об исполнительном производстве».

[2] Яни П.С. Конфискация имущества и уголовная ответственность // Уголовное право. 2011. N 6., с.34

[3] Степанищев А. Конфискация имущества //Российская юстиция. 2008. № 6. С. 26.

[4] Сабитов Р.А., Зотов Е.Л. Юридическая природа и проблемы уголовно-правовой регламентации конфискации имущества //Юридическая теория и практика. - 2007. - № 1(3). - С. 77.

[5] Рагулин А. Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве // Уголовное право. 2007. N 1. ,с.56

[6] Посохова В.А. Задачи и цели конфискации имущества.// Наказание: вопросы теории и практики. Материалы межрегиональной научной конференции (посвящена памяти доцента кафедры уголовного права УЮИ МВД РФ, к.ю.н., доцента Костырева В.И.). - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2007. - с.49

[7] Посохова В. А. К вопросу социально-правовой сущности конфискации имущества //Вестник УЮИ МВД России. - 2007. - № 4. - С. 48.

[8] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 26. Ст. 3012 (с измен. от 2011 г.).

[9] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 26. Ст. 3012 (с измен. от 2011 г.).

[10] Лунев В.В. Конфискация имущества из УК РФ незаконно исключена: что дальше? // Государство и право. 2006. № 4.,с.56

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.03.2017)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%