Уже в 1923 году встал вопрос о необходимости международного сотрудничества полиции и была создана "Международная комиссия уголовной полиции", которая с 1956 года называется "Международной организацией уголовной полиции" (Интерпол). В каждой стране, являющейся членом Интерпола, имеется Национальное Центральное бюро, которое сотрудничает с правоохранительными органами своей страны, с родственными структурами других стран и Генеральным Секретариатом Интерпола.
Сегодня эта международная организация играет важную роль в борьбе с международными уголовными преступлениями и организованность преступностью по всему миру. В Генеральном Секретариате Интерпола представлено большинство европейских государств, в том числе с 1991 года и Россия.
В Европе имеется богатый и разнообразный опыт межгосударственного сотрудничества в области борьбы с преступностью.
19 июня 1980 года в дополнение к так называемому Шенгенскому соглашению по вопросам поэтапной отмены пограничного контроля между Бельгией, Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией была принята Конвенция, определившая действия правоохранительных органов сопредельных государств в предотвращении и раскрытии правонарушений. Позднее к ней присоединились Италия, Испания, Португалия и Греция.
Сложности в раскрытии и расследовании транснациональных преступлений связанных с бандами и преступными сообществами приводят к тому, что сотрудники специализированных подразделений, занимающихся борьбой с организованной преступностью, наряду с использованием возможностей Интерпола для быстрого решения задач устанавливают прямые контакты с зарубежными коллегами. В конечном счете, именно непосредственное взаимодействие оперативных работников заинтересованных государств способствует успешному решению поставленных задач.
В XXI веке, представители полицейских органов разных стран, считают самым действенным методом в борьбе с организованной преступностью – агентурный метод, особенно широко применяемый в США.
"Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организованной преступности — информация". Это мнение американских криминологов Д. Герберта и Х. Тритта (D. Herbert, H. Tritt) предельно четко отражает сущность подхода полицейских и специальных служб наиболее развитых стран к борьбе с данным явлением. В практической деятельности во главу угла ставится сбор, накопление, оценка и обработка разведывательной информации о преступных структурах. "Качественная информация — ключ к надежной политике и стратегии контроля организованной преступности", утверждают Дж.Динтино и Ф.Мартенс (J.Dintino, F.Martens).
В основе такого подхода - четкое понимание того, что основной объект воздействия правоприменительных сил в этой сфере - криминальные организации, как единое целое. "Сегодняшняя наша основная цель - не борьба с отдельными мелкими жуликами, а уничтожение крупных преступных организаций", подчеркивает директор американского Федерального бюро расследований Уильям Сешенс (William S. Sessions). "Методом обработки конкретного случая, — полагают в Швейцарии,- можно изобличить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в преступной группе... Органы уголовного преследования, если они хотят всерьез бороться с организованной преступностью, должны ставить перед собой следующую главную цель: разгром организации путем изобличения максимального числа ее членов и в первую очередь главарей. А для этого необходима широко задуманная и настойчиво проводимая ... работа по изучению всего "организма" преступного формирования. ... Традиционный метод расследования здесь только помешал бы".
Совместная операция Агентства по борьбе с распространением наркотиков (англ. Drug Enforcement Agency — DEA) и ФБР "Pizza Connection" (англ. Связь через пиццерию) привела в конечном итоге к широкомасштабным арестам ведущих представителей международного наркобизнеса. Зарубежные специалисты, комментируя этот факт, подчеркивают, что успех дела обеспечили долговременные, тщательно подготовленные мероприятия по сбору подробных разведывательных данных.
В отличие от расследования обычного преступления когда полиция исходит из ставшего известным факта нарушения закона, расследование действий криминальных организаций требует длительного наблюдения, позволяющего выявить цели, методы и районы их преступной деятельности, структуру и кадровый состав, планы и замыслы. Конспиративность преступных сообществ, предпринимаемые ими меры к сокрытию следов противоправных действий, нейтрализации возможных свидетелей и иных неугодных лиц, проникновение в структуры власти, использование современных технических средств, создают условия, в которых поступление в правоохранительный орган полноценной оперативно значимой информации в состоянии обеспечить только специальные средства и методы негласного расследования: электронный контроль, наружное наблюдение, перлюстрация почтовой корреспонденции и, наконец, агентура.
Остановимся подробней на последнем и проследим как понимают и оценивают роль агентурного метода западные правоохранительные системы. Прежде всего, отметим тот факт, что законодательная и судебная власти развитых государств всегда активно поддерживали усилия по укреплению агентурной деятельности, занимающей значительное место в полицейских операциях и акциях специальных служб.
Верховный Суд США неизменно подчеркивает право полиции на получение информации посредством осведомителей. "Использование секретных осведомителей или тайных агентов, — говорится в одном из решений этого уважаемого органа, — является законной и правильной практикой исполнения закона и оправдано интересами публики". Знаменитая четвертая поправка к американской конституции не защищает правонарушителя от того, что лицо, которого он добровольно посвящает в свои противоправные действия, не разоблачит их.
Активно используя агентуру в своих расследованиях, органы правопорядка полагаются также и на традиционные настроения западной общественности. Абсолютное большинство населения, никак не отождествляя себя с преступным миром или деятельностью иностранных разведок, относится в целом одобрительно или нейтрально к использованию специальных методов расследования уполномоченными на то органами (полемика касается в основном определения рамок их применения, а также форм контроля, исключающих возможные злоупотребления). Сказывается также традиционная законопослушность граждан, довольно высокий уровень общественного правосознания. Имеются и вполне реальные исторические корни. Так в Британии, еще до создания постоянной полицейской системы, с начала 18 века действовала система "Do it yourself" (англ. Сделай это сам). Каждый гражданин мог самостоятельно передать правосудию преступника, рассчитывая на часть возвращенного похищенного или иную награду. Врожденное уважение к закону большинства граждан позволяет и сегодня широко использовать такие полицейские программы, как, например, канадские "Соседский догляд" или "Схвати за руку". Схема действия последней такова. Любой житель Оттавы, заметив чьи-либо подозрительные действия, может позвонить в полицию и рассказать о своих наблюдениях. Если подозрения окажутся верными и приведут к аресту преступника, источник информации получит материальное вознаграждение. При этом гарантируется полное инкогнито, что снимает опасения относительно возможной мести со стороны членов банды: причитающуюся сумму можно востребовать в банке, назвав индивидуальный номер, который выдается звонящему в полицию. В Японии дисциплина, конформизм и глубоко укоренившиеся в обществе корпоративные традиции позволяет полиции и спецслужбам этой страны твердо рассчитывать на конфиденциальное информационное содействие практически любого гражданина. Отметим к слову, что для России более характерна традиция сокрытия от властей воров и лихих людей, сочувствия и помощи арестантам.
Полицейские руководители в развитых странах исходят их того, что в ряду специальных методов использование тайных агентов и осведомителей является наиболее эффективной техникой, в частности, в борьбе с организованной и чиновничьей преступностью, коррупцией, с террористическими организациями. В этих сферах от агентуры поступает основная масса наиболее ценной и непосредственно относящейся к делу информации. Недаром в среде американских полицейских популярна поговорка: "Полицейский хорош настолько, насколько хорош его осведомитель".
"Осведомитель - решающее средство расследования,- утверждает американский криминолог Дж. Уилсон (James Q.Wilson), долгое время исследовавший деятельность двух весьма эффективных спецслужб США - ФБР и ДЕА,- в феврале 1976 года я опросил 10 сотрудников ФБР, расследовавших в общей сложности 86 криминальных дел, в половине из них использовались осведомители, часть из них - в чисто информационных целях, другие - в активных мероприятиях. Например, информатор помогал преступникам организовать нападение на трейлер, в то время, как сотрудники ФБР держали ситуацию под контролем, готовые в любой момент осуществить операцию по захвату".
Как ни парадоксально, но несмотря на бурное развитие техники электронного контроля значение агентуры, как эффективного средства негласного расследования возрастает. Причина в том, что усложнение в современном мире структуры социальных связей неизбежно ведет к усилению роли человеческого фактора. Это закономерно и для такой специфической сферы, как оперативно-розыскная деятельность. Весьма характерно, что мартовские 1992 года слушания комитета по разведке палаты представителей Конгресса США выявили тенденцию, свидетельствующую о том, что основной упор в деятельности разведывательного сообщества этой страны будет делаться на работу с агентами, а не технические средства. С приходом Роберта Гейтса (R.Gates) на пост директора ЦРУ и номинального руководителя всей разведывательной системы Америки, активно развернулась работа по расширению агентурной сети. Бывший директор ЦРУ, а ныне эксперт по вопросам разведки Ричард Хелмс (R.Helms) в недавнем интервью выходящему в Париже журналу "Жен Африк" высказался за более активное использование методов агентурного сбора информации.
И тем не менее, при всех вышеперечисленных мною методах борьбы с таким опасным явлением, как организованная преступность, важно отметить что ведущие криминологи ООН, да и в США, отмечают тот факт, что организованная преступность – это неискоренимый спутник социума любого развитого и не развитого государства. Безусловно профилактика предупреждения преступности и непосредственная борьба приносят свои плоды, но для полицейских архивов – это всего лишь статистика. Криминальные сообщества практически невозможно искоренить, в связи с их огромным влиянием и возможностями в современном обществе. Мое мнение заключается, в том, что главам государств и руководителям правительств зарубежных стран (как в принципе и РФ) стоит уделить больше внимания этой безусловно важной проблеме, которая разрушает саму суть права, как такового, и каждый день уносит жизни десятков людей по всему миру.
|