В условиях углубления антикризисных явлений антикризисное управление предприятием занимает ведущее место в системе государственного регулирования рыночных отношений на федеральном, региональном и местном уровнях.
Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход по мнению Помигалова И.А. не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе[1]. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска пути их достижения.
Таким образом, антикризисное управление (антикризисный менеджмент) определяется как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации.
При этом, по мнению Помигалова И.А. антикризисный менеджмент учитывает характеристику как по целеполаганию, по временным ограничениям, так и по областям задач. Поэтому возможно определить антикризисный менеджмент как планирование и проведение мероприятий по сохранению базисных переменных величин на предприятии.
Из-за прямого воздействия на обеспечение сохранности базисных переменных величин (ликвидность, доход или оборот) отдельные составленные части реактивного антикризисного менеджмента характеризуются четкой целью с достижением определенного уровня ликвидности и доходности. В российской научно-экономической среде нет единого понимания термина «антикризисное управление». Данный термин вошел в нашу жизнь плотно связанным с термином банкротство после принятия в 1992 году Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Термин «Антикризисное управление» начали употреблять в отношении управления предприятием в условиях банкротства. Определение антикризисного управления, данное в учебнике для вузов под редакцией С.Г. Беляева, прямо связывает несостоятельность и антикризисное управление. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при ого оздоровлении или ликвидации[2].
По мнению З. Айвазяна и В. Кириченко антикризисное управление, действительно отличается от управления в обычном режиме. Если весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие, выживание предприятия в долгосрочном аспекте, то методы первого направлены на преодоление назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте[3].
Так, например, в книге Уткина Э.А. описание антикризисного управления заключается в определении условий, когда финансовые затруднения не смогут быть постоянными. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем, пока они не приняли необратимый характер[4].
Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики от банкротства, которая получила название « системы антикризисного финансового управления». Для реализации системы управления в странах с рыночной экономикой готовятся особые специалисты- менеджеры по антикризисному управлению предприятием.
Необходимость антикризисного развития управления определяется целями развития.
Предметом антикризисного управления являются факторы кризиса, т.е. все проявления совокупного обострения противоречий, приводящих к наступлению кризиса. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, а учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций. Суть этой системы управления выражается в следующих положениях:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных значений, опыта и искусства;
- кризисные процедуры могут быть до определенного предела управляемыми;
- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления, а также в механизме управления.
Основной целью антикризисного финансового управления является быстрое возобновление платежеспособности и восстановления уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели на предприятии разрабатывается специальная политика антикризисного финансового управления при угрозе банкротства.
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами (рисунок 1).
Первая группа проблем антикризисного управления включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие и это тоже проблема управления.
Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть и это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности предприятий в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Третья группа проблем антикризисного управления связана с дифференциацией технологией управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организаций из кризиса.
Четвертая группа проблем антикризисного управления включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации.
Проблемы распознавания кризисных ситуаций
Методологические проблемы антикризисного управления
Проблемы предотвращения
кризиса
Финансово-экономические проблемы
антикризисного управления
Проблемы жизнедеятельности организации в кризисномсостоянии
Правовые проблемы антикризисного управления
Проблемы выхода из кризиса
Проблемы организации антикризисного управления
Проблемы ликвидации последствий
Социально-психологические проблемы антикризисного управления
Антикризисное управление
Поиск информации
Конфликтологические проблемы управления
Проблемы прогнозирования кризисов
Маркетинг: поведение в условиях неопределенности
Разработка управленческих решений в условиях кризиса
Внешнее управление и проблемы санации
Анализ и оценка кризисных ситуаций
Селекция персонала в условиях кризиса: оценка и мотивирование
Инновационные стратегии кризисного поведения
Инвестиционное проектирование
Рисунок 1 - Проблематика антикризисного управления
Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятия[5].Основная особенность антикризисного управления проявляется в возможности, используя методы антикризисного управления, не столько нормализовать сложившуюся кризисную ситуацию, сколько придать предприятию импульс к дальнейшему развитию.
К основным задачам антикризисного управления можно отнести:
1) изменение функционирования хозяйственных механизмов;
2) трансформацию критериев принятия управленческих решений;
3) разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в новых условиях;
4) активное использование новых возможностей управления;
5) применение всех легальных методов хозяйственного маневрирования.
Основная концепция антикризисного управления должна строиться на ранней идентификации развития кризисной ситуации в условиях, когда предприятие еще полностью под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а следовательно, имеет большую свободу маневра и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования.
Политика антикризисного управления должна представлять собой часть общей стратегии предприятия, заключающейся в разработке системы методов оценки и планирования деятельности, исходя из внешней и внутренней обстановки, предварительной диагностики угрозы развития кризисной ситуации и применения методов оздоровления предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного состояния.
Негативные последствия цикличности развития, особенно отрицательное, часто разрушительное воздействие экономических кризисов, вынуждает государства проводить антициклическую политику, включающие мероприятия, направленные на предотвращения резких колебаний в развитии производства, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные мероприятия антициклической политики
Вид политики
Подъем
Кризис
Денежно-кредитная политика
Сокращение денежной массы
Увеличение денежной массы
Фискальная политика
Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета
Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета
Политика заработной платы
Понижение заработной платы
Повышение заработной платы
Инвестиционная политика
Сокращение государственных расходов
Увеличение государственных инвестиций
Фискальная политика государства – маневрирование налогами и представительскими расходами в целях воздействия на экономику, называется фискальной, политикой государства.
Денежно-кредитная политика государства - тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков, которая создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной политики, в ходе которой государство, изменяя положение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость. Таким образом, государство формирует основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые регулирующие системы, содействия предпринимательской деятельности граждан.
Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде:
1) нормативно-законодательной деятельности. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Его нормы в соответствии с п.1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации». Основным документом в этой связи является также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.;
2) финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источникам доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Бюджетная политика определяется рядом специальных факторов , и прежде всего экономическим и финансовым кризисом;
3) производства. Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, в основе которой лежат следующие принципы:
- обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
- социально-экономическая направленность;
-сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;
- адресный характер мероприятий;
- система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников;
- широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;
- развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках руда, капитала, товаров и услуг и др.;
4) перераспределения дохода. В целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и организовать процесс перераспределения доходов.
Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально-экономические процессы, ограничивать и ликвидировать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
[1] Помигалов И.А. Менеджмент в России и за рубежом // Финансы и кредит.- 2013.- №4.- С.15.
[2] Бобылева А.С. Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс: Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2012.-193 с.
[3] Антикризисный менеджмент / Под ред. Проф. А.Г. Грязнова. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тадем»; издательство ЭКМОС, 2013.- 29 с.
[4] Уткин Э.А. Справочник кризисного управляющего. - М: ЭКМОС, 2013. - 82с.
[5] Антикризисное управление: Учебное пособие для Вузов / Разработано И.А. Колпакова.- ЮНИТА 1, 2012. - 124 с.
|