Воскресенье, 24.11.2024, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Генезис проблемы сиротства в России

Исследуя процесс становления и развития социально-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, важно проследить динамику установок общества, взглядов прогрессивных ученых и практиков на личность ребенка, лишившегося семьи, на его положение в обществе. Изменение этих установок и взглядов нашло свое отражение в практике социальной работы, в том числе, в становлении и преобразовании системы социальной помощи этой категории детей. Далее, в следующем подпункте дипломной работы рассмотрим сиротство как современную социальную проблему.

Процесс исторического развития теории и практики социально-педагогической деятельности, рассматриваемый в широком социокультурном контексте, позволяет проследить связи и противоречия между установками и потребностями общества к социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, и условиями их реализации на практике.

Признавая социокультурную и историческую обусловленность идей социально-педагогической реабилитации детей, лишенных семейного воспитания, мы исходим из вывода современного науковедения об относительной самостоятельности научных знаний, объективирующих их. Этим выводом объясняются факты не только возникновения и формирования прогрессивных идей воспитания и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, но и попытки их реализации на практике вопреки официальной политике государства на разных культурно-исторических отрезках развития общества.

Культурологический и историкологический подходы к анализу процесса становления и развития социально-педагогической теории и практики позволяют проследить преемственность его динамики как непрерывного движения вперед, решения новых задач, выдвигаемых временем, устранения тех явлений в педагогике, которые мешают прогрессу.

Исследование проблемы преемственности в становлении и развитии социальной помощи – это, прежде всего, признание того, что все новое в науке и практике воспитания и реабилитации детей, лишенных попечения родителей, уходит корнями в прошлое, подготавливается всем ходом предыдущего развития идей, теорий воспитания подрастающего поколения. Однако, это не результат механического переноса достигнутых знаний и опыта в новые историко-культурные условия. Каждый качественно новый период в развитии научных взглядов связан с социально-экономическими преобразованиями в обществе, с изменением самих субъектов воспитания – детей, оставшихся без попечения родителей, как многообразного контингента (дети-сироты в приютах и других учреждениях, опекаемые, дети-бродяги и т.д.).

Реализация историкологического и культурологического подходов в исследовании процесса утверждения новых взглядов на личность ребенка, лишенного попечения родителей, его социального статуса и путей реабилитации, формировавшихся, как правило, в острых спорах нового со старым, позволяет выявить поэтапный характер качественных изменений в установках и взглядах общества на организацию жизни этой «особой» категории детей, понимание целей и мотивов их воспитания.

Проблема периодизации в развитии педагогики относится к ключевым методологическим проблемам науки. В периодизации процесса развития теории и практики социально-педагогической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, выявляются философские взгляды на личность ребенка, формирующуюся в условиях социально-психологической депривации, результаты исследований смежных с педагогикой наук (социологии, психологии, медицины и др.), также связи и зависимость теории воспитания от условий, в которых они формируются и внедряются в практику.

Выделение и обоснование основных периодов в поступательном процессе развития теории и практики социально-педагогической защиты и реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, является предпосылкой раскрытия качественных изменений в развитии их личности.

В современной социальной педагогике проблема периодизации только становится предметом специального исследования, не вполне разработаны и критерии периодизации.

Историкологический и культурологический подходы дают основание определить не один, а несколько критериев, рассматриваемых в единстве, при выделении периодов.

Одним из критериев, влияющих на выделение периодов в развитии социально-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является установка общества к данной категории детей, их социальный статус, который в значительной мере определяется причинами сиротства, принадлежностью к той или иной социальной группе (класс, сословие, национальность, вероисповедание и др.).

Другим критерием, который находится в органическом единстве с первым, является уровень объективных научных знаний об особенностях развития личности и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, который во многом определяет содержание и формы организации социально-педагогической деятельности.

Дадим общую характеристику выделяемых нами периодов с позиции названных критериев.

Первый период – X-XVIII вв. – патриархальный – характеризуется отчуждением обществом ребенка, «выпавшего» из патриархальной семьи, сложившейся на заре цивилизации и существовавшей в периоды феодального и раннебуржуазного обществ.

Характеризуя патриархальную семью, Л.Г. Морган отмечает большую психологическую дистанцию между родителями и детьми[1].

С позиции знаний о ребенке данный период можно назвать эмпирическим.

Общественное призрение детей, лишенных попечения родителей осуществлялось, в основном, силами церкви, благотворительных организаций и отдельных общественных деятелей.

Второй период – XVIII-XIX вв. – характеризуется распространением прогрессивных идей о необходимости создания государственной системы попечения детей, лишенных семьи. Развитие сети учреждений идет по трем направлениям: общественная помощь силами благотворителей; благотворительная деятельность церкви; становление государственной системы учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

В педагогике, медицине, философии в этот период предпринимаются попытки обоснования системы воспитания данной категории детей (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, И.И. Бецкой, А.А. Барсов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, А. Шлоссман, М. фон Пфаундлер и др.).

Этот период связан со становлением и развитием капиталистических отношений, распадом патриархальной семьи и зарождением современной нам нуклеарной семьи. Именно в ней четко распределились и закрепились в общественном сознании новые родительские роли. Поэтому проблема лишения ребенка родительского попечения в своем выраженном психологическом значении остро встает только в нуклеарной семье.

Третий период – XX в. и по настоящее время – характеризуется прочным утверждением в международном сознании необходимости социальной защиты всех категорий детей, оставшихся без родителей, включая систему социально-педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения.

Совершенно особо в истории России и стран ближнего зарубежья выделяется советский период развития – как уникальный по своему значению опыт системы социально-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Он требует особого осмысления, включает ряд этапов, которые могут иметь неоднозначную оценку с позиции современности.

Таким образом, в истории становления системы социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в России и за рубежом можно выделить общие закономерности. Система попечения и социальной защиты возникает только на определенном этапе развития социально-экономических отношений – на этапе зарождения капиталистических отношений. До этого времени благотворительность существует как акт милосердия, отражение религиозных заповедей.

Проблема исследования эволюции социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с позиции социально-педагогического подхода на современном этапе имеет ряд особенностей.

Социальная педагогика сегодня – это формирующаяся и особая область исследований.

Она обращена к внутреннему миру ребенка, она переводит масштаб глобальной ситуации сиротства на индивидуальный уровень и ищет пути ее преобразования. Ядром, сущностью проблемной ситуации выступает кризис идентичности личности, потеря своего Я в окружающем мире, деформация и разрушение механизмов внутренней защищенности у ребенка, воспитывающегося вне семьи. С этих позиций предметом исследования становится социальная ситуация, границы которой определяются исследовательскими целями.

Своеобразие социальной педагогики как особой области исследования заключается и в том, что научный поиск направлен на всесторонний анализ способов преодоления проблемы. С этих позиций предметом исследования становится ситуация преодоления проблемы.

Диалектика общего и особенного в способе преодоления проблемной ситуации ориентирует исследователя с одной стороны на расширение границ исследования до масштабов общей ситуации сиротства, а с другой стороны на сужение этих границ до масштаба индивидуальной ситуации конкретного ребенка, оставшегося без попечения родителей. Главная особенность предметной области социальной педагогики заключается в ее индивидуализированной направленности. Направление исследований носит педоцентрический характер, идет «от ребенка». Именно к этому «центру» стягивается социологическое, культурологическое, правовое, медицинское, психологическое, педагогическое знание, получаемое в ходе эксперимента и наблюдения.

Понятие проблемной ситуации и ситуации преодоления проблемы, рассматриваемое в широком и узком смысле, тесно связано с понятием социально-педагогической среды, понимаемой нами как педагогизированной, представляющей собой не только систему внешних воздействий, но, прежде всего, систему внешних возможностей, включающих реальную социальную защиту, социально-педагогическую поддержку и сопровождение, позволяющих преобразовывать социальную ситуацию развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.[2]

Далее в работе рассмотрим сиротство как современную социальную проблему.

Реформы в российском обществе привели к обострению социальных проблем, которые затронули, прежде всего наиболее уязвимые категории граждан. Несовершеннолетние имеют большую склонность к восприятию и переживанию последствий перемен нравственных ценностей и социальных ролей. Они более восприимчивы к трудностям в деятельности, общении, самоопределении. Эти факторы осложняют их социальное развитие.

Как правило, гарантом стабильности и надежности в нестабильном и ненадежном мире является семья и родительский дом. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы — все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Кризисное состояние общества, привело к резкому падению уровня материального и нравственного благополучия семьи, вызывая рост количества сирот при живых родителях, — так называемых социальных сирот.

Хотя социальное сиротство – это проблема всего общества и социальное сиротство является социологическим термином, оно не имеет адекватного закрепления в праве. А это, в свою очередь, влечет существенные расхождения в оценке распространенности этого явления. Явление социального сиротства получило широкое распространение в последние годы. Если раньше сиротой считался ребенок, оставшийся без родителей, то теперь так называют тех, кто при живых мамах и папах лишен родительской заботы. Это происходит вследствие социальных, экономических и морально-психологических причин и, к сожалению, на страже детства чаще всего становится полиция.

Социальное сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку. Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы.

Первая – это дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль.

Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, оставшиеся без родительского попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. К социальным сиротам часто не относят усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети - социальные сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт детских домов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь, но пока это отдельные случаи.

Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. С точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тёплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания перинатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

В последние годы социальное сиротство приобрело новые характеристики. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков.

Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей. Это проблема не только детей, но и взрослых, ибо они страдают искажением родительского поведения. В обязанности родителей входит - воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д..

Явление это всемирное и повсеместное. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. До сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство.

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин в 2005 году исследовал аспекты отказа от ребёнка и описал три основные категории бросающих матерей. Первая (наиболее распространенная) - отец ребёнка бросил беременной будущую мать. Вторая - женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория - женщины с низкой социальной и моральной ответственностью.

Приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности человека.

Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения».

Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей.

Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

В условиях экономической и политической нестабильности общества проблема адаптации и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает практическую актуальность. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны увеличением числа детей данной категории, а с другой - неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.

Имеет место формальный подход к адаптации и социализации этой группы детей, что усугубляет социальную депривацию ребенка-сироты. Деятельность государственных, общественных организаций, приемных семей и специалистов разрознены, существующая система адаптации и социализации детей, лишенных родительского попечения, - неэффективна.

Исходя из сказанного выше, проведение анализа проблем социального сиротства должно исходить не только с позиции позиций психологических ограничений, но и в контексте прав человека, социальной этиологии ограничения возможностей, социокультурных оснований и принципов, как адаптации, так и социализации.

Таким образом, сиротство - это социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика любого государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие различных форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Далее, в следующей главе дипломной работы рассмотрим правовые основы социальной работы с детьми в стационарных учреждениях.

 

[1] Морган Л.Г. Древнее общество, СПб, 1935

[2] Жданова М.А. Методологические аспекты исследования эволюции социально-педагогической помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Вестник ТОГИРРО. - №1, 2013 г. С. 297-299

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%