Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растёт. Те или иные формы характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивного поведения уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностноеразвитие. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению.
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах[1]. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения[2]. Дошкольный возраст – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет[3]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками[4]. Важное место в развитии детей дошкольного возраста, по мнению Т.Д. Марцинковской, занимают особенности их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которыми постепенно увеличивается[5]. Стремление к общению основано на потребности познания другого человека, других людей и сравнивая себя с ними. Ребёнок умеет или не умеет общаться со сверстниками в зависимости от опыта общения со взрослыми на равных[6]. В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно. С.Л. Колосова отмечает, что агрессия как форма поведения встречается у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствие более сложных конструктивных коммуникативных навыков[7]. Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, неуступчивость и повышенное упрямство[8]. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, можнообозначить следующим образом: в этом возрасте дети отстают в развитии общения с товарищами в рамках ситуативно-делового общения, и это оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие. Дети тяжело переживают свою отверженность, что связанно с невозможностью участия в совместной игре с другими. Это порождает пассивность, замкнутость, а порой и недоброжелательность, которая может выражаться агрессивным поведением детей. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в детском доме, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Дети из детского дома существенно отличаются в развитии общения как со взрослыми, так и со сверстниками, от детей, живущих в семье. Воспитанники детского дома проявляют значительно меньший интерес к сверстникам. Они в 3 раза реже обращаются к другим детям, что свидетельствует о менее напряженной потребности в общении со сверстниками. Особенно заметны отличия в личностном общении, в основе которого потребность во взаимопонимании и сопереживании. Главная причина такого отставания – различия в условиях жизни и воспитании детей в семье и вне семьи, связанные прежде всего с практикой общения ребенка со взрослым. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, гневливостью, агрессивностью, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Таким образом, работа со старшими дошкольниками, воспитывающимися в детском доме должна выстраиваться с учетом психолого-педагогических особенностей таких детей.
Понятие «агрессия» используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неоднозначно. Как наиболее приемлемой из распространенных в зарубежной психологии определений понятия агрессии является дефиниция Д.Креча, Р.Кратчфилда, Н.Ливсона, которые агрессией называют любой вид поведения, приносящий вред другому (физический или моральный). К.Бютнер понимает под агрессией акты поведения, «оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение»[9]. Агрессивное поведение получает положительное подкрепление, если оно вызывает удовольствие, оказывается средством достижения собственных целей (инструментальная агрессивность) или привлекает к себе внимание, встречает сочувствие и/или социальное признание со стороны окружающих. Агрессивное поведение может получать подпитку также от того, что оно способствует прекращению неприятного состояния (отрицательное подкрепление)[10]. Причинами агрессивного поведения являются такие нарушения, как: неумение ребенка управлять своими эмоциями и поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения; неблагополучная обстановка: отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; отсутствие единых требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; трудности обучения. К особенностям проявления агрессивного проявления можно отнести, то, что ребенок может биться головой об стену, выдергивать себе волосы, «душить» себя приступами астмы, напрягать мышцы до судорог, головной боли, резей в животе. Некоторые дети проецируют агрессивное поведение на других, представляя себе, что все остальные гневаются на них или, что это другие, а не они сами, злые. Ребенок может также выразить агрессивное поведение телесно через ночное недержание мочи или через сдерживание работы кишечника. Таким образом, важно приступать к активным действиям, для того чтобы не усугубить состояние таких детей. В данном случае уместным станет осуществление вторичной профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме[11]. В широком смысле слова профилактика подразумевает совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. По мнению Л. В. Мардахаева, профилактика представляет собой использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании[12]. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска.
2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей.
3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача специалистов научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее час-то встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить ребенку, если ему нужна игрушка, с которой уже кто-то играет. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар, набор способов реагирования на определенные события. Вторичная профилактика агрессивного по-ведения – это специально разработанный комплекс мер, направленный на предотвращение перехода агрессивного поведения в устойчивые формы и предупреждение появления вторичных нарушений в личностном развитии. Наиболее эффективным средством вторичной профилактики выступает игротерапия, так как игротерапия формирует у ребенка умение взаимодействовать с окружающими и регулировать свое поведение, она специально организуется психологом или социальным педагогом. Это может служить целям вторичной профилактики агрессивного поведения детей.
[1] Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т. П. Смирнова. – Ростов н/Д : Феникс. – 2004. – 160 с. – С. 18
[2] Иваненко, М. А. Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у младших подростков [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Иваненко, И. П. Попова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 182 с.
[3] Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2006. – 562 с. – С. 147
[4] Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов. / В. С. Мухина. – 7-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с. – С. 163
[5] Марцинковская, Т. Д. Психология развития [Текст] : учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др. ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 528 с. – С. 56
[6] Иваненко, М. А. Социально-педагогическая деятельность по профилактике агрессивного поведения у младших подростков [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. А. Иваненко, И. П. Попова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 182 с.
[7] Колосова, С. Л. Детская агрессия [Текс] / С. Л. Колосова. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с. – С. 69
[8] Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Платонова. – СПб. : Речь, 2006. – 336 с.
[9] Фурманов, И. А Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства [Текст]: книга для психологов / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманов. – М. : «ТЕСЕЙ», 1999. – 224 с.
[10] Лаут, Г. В. Коррекция поведения детей и подростков [Текст] : практическое руководство / Г. В. Лаут, У. Б. Брак, Ф. Линдеркамп ; пер. с нем. В. Т. Алтухова ; науч. ред. текста А. Б. Холмогорова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 352 с.
[11] Фурманов, И. А Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства [Текст]: книга для психологов / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманов. – М. : «ТЕСЕЙ», 1999. – 224 с.
[12] Словарь по социальной педагогике [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
|