Вторник, 26.11.2024, 05:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовая политика как юридическая категория

Правовая политика, осуществляемая Российской Федерацией по отношению к инвалидам, базируется на принципах и нормах международного права, Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, понимаемого в широком смысле (не только собственно законы, но и подзаконные нормативноправовые акты), на правоприменительной практике.

Следует согласиться с утверждением, что правовая политика образует организующее начало всей правовой жизни и правового развития общества, выступает одной из форм проведения государственной политики, средством юридической легитимации официального политического курса страны. Такая политика тактически направлена на совершенствование всего комплекса правовых средств, на обеспечение реализации поставленных обществом и государством задач юридическими ресурсами, а стратегически - на использование данных ресурсов для обеспечения наиболее оптимального развития всех сфер социальной жизни[1].

Прежде чем формулировать понятие правовой политики, осуществляемой Российской Федерацией по отношению к инвалидам, целесообразно выяснить подходы ученых к сущности понятия "правовая политика". Несмотря на то, что в последние годы научное сообщество проявляет активный интерес к различным аспектам правовой политики[2], единого мнения по поводу сущности данной категории не существует до сих пор.

Например, В.И. Гойман пишет, что "юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации правовых норм, укрепление режима законности и безопасности, формирование у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов"[3]. В приведенном определении явное предпочтение отдается теоретическому аспекту, а вопросы правотворчества, правоприменения отходят на второй план. Такой подход, на взгляд автора, является не совсем удачным. В то же время несомненным достоинством данного определения является указание на обусловленность юридической политики национальной правовой системой.

К.В. Шундиков считает, что "под правовой политикой понимается совокупность правовых идей, установок, принципов, целей, задач, приоритетов, а также правовых средств, направленных на обеспечение оптимального уровня развития и функционирования общественных отношений"[4].

По отношению к данному определению можно высказать то же замечание, которое было изложено выше. Кроме того, если предположить, что правовая политика - это совокупность правовых идей, установок, принципов, целей, задач, приоритетов, то проблематичным окажется разграничение понятий "правовая политика" и "правовая идеология".

По мнению Н.И. Матузова, "правовая политика, будучи одной из разновидностей политики вообще (как родового понятия), представляет собой комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере действия права и посредством права"[5]. Как видно, это определение правовой политики созвучно предыдущему, поэтому к нему можно отнести замечания, приведенные ранее.

Нельзя не отметить еще одно определение, данное В.Н. Кудрявцевым и В.Е. Эминовым. По их мнению, социально-правовую политику государства " можно определить как выработанную государством стратегическую (генеральную) линию, определяющую основные направления, методы, средства правового воздействия на преступность, в частности, путем разработки и совершенствования законодательства, практики его применения, а также выработки и реализации мер антикриминального воздействия"[6]. При достаточной емкости и глубине приведенного определения оно вызывает ряд замечаний. В указанном определении нет точного ответа на вопрос, что понимается под социально-правовой политикой. С одной стороны, имеется указание на стратегическую линию, с другой стороны, подразумевается, что правовая политика - это основные направления, методы, средства. И вновь упор делается на теоретический аспект явления. Несмотря на перечисленные недостатки, несомненной ценностью данного определения является указание на стратегическую составляющую социально-правовой политики, без которой она вряд ли может проводиться эффективно.

Существуют и иные подходы к определению сущности и понятия правовой политики. По мнению А.П. Коробовой, "по своей природе правовая политика представляет деятельность государства в сфере правового регулирования. Специфика этой деятельности состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, т.е. идей, определяющих направления развития общества в целом. В основе правовой политики лежит правовая идеология"[7]. Ценность данного определения заключается в следующем. Во-первых, приоритет отдается практической составляющей исследуемого явления, то есть под правовой политикой понимается деятельность ее субъектов. Во-вторых, в определении речь идет о выработке и реализации правовых идей стратегического характера. С этим утверждением нельзя не согласиться, поскольку должны быть четко спланированы не только деятельность субъектов правовой политики, но и ожидаемые результаты этой деятельности, а также будущее состояние явления, в отношении которого осуществляется правовое регулирование. В-третьих, указывается на тесную взаимосвязь правовой политики с правовой идеологией, что также не вызывает возражений.

Достоинством приведенного определения, на наш взгляд, является то, что его автор не только выделяет деятельный аспект, но и расширяет круг субъектов правовой политики за счет включения в него общественных объединений и отдельных лиц. По нашему мнению, это верный подход, поскольку правовая политика осуществляется в правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, правореализационной, информационно-воспитательной, организационно-технической формах[8]. И если правотворческая форма может быть реализована только теми субъектами, которые определены Конституцией РФ, то правореализационная и информационно-воспитательная формы могут быть реализованы практически неограниченным кругом субъектов правовой жизни.

Согласно утверждению Н.В. Исакова под правовой политикой следует понимать "особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно обоснованной деятельности государства и общественных объединений и направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства"[9]. Данное определение имеет те же достоинства, что и предыдущее. Кроме того, определение, данное Н.В. Исаковым, содержит указание не только на стратегическую, но и на тактическую составляющую правовой политики. Это очень важное замечание, поскольку правовая политика - это не только деятельность по определению будущих ориентиров развития общества и государства, но и реализация повседневных, текущих мероприятий для достижения конечных результатов. В то же время в приведенной дефиниции есть неясность. Мы согласны с высказыванием Ю.А. Титенко о том, что из данного определения проблематично сделать однозначный вывод о сущности правовой политики, так как есть указание на то, что правовая политика - это политико-правовое явление и одновременно - системная, научно обоснованная деятельность[10].

сущности правовой политики как деятельности соответствующих субъектов можно встретить в работах других исследователей[11]. Значимость исследования правовой политики в соотношении с темой личности неоднократно подчеркивалась современными учеными. Например,

О.Ю. Рыбаков отмечает, что личность, ее правовой статус, социальноэкономическое положение есть цель и главный критерий эффективности проведения правовой политики[12]. По его мнению, с которым следует согласиться, целесообразно выделять узкий и широкий смысл правовой политики. В первом смысле правовая политика есть формирование и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма. В широком смысле она представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающую в себя систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, направленную на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями[13].

В контексте отмеченного, по нашему мнению, особо следует выделить определение правовой политики, данное А.В. Малько. Согласно его мнению, "правовая политика - это научно обоснованная последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности"[14]. Автор полагает, что не совсем верно ограничивать круг субъектов правовой политики только государственными и муниципальными органами, поскольку "используют юридические средства" и участвуют "в достижении целей" и общественные объединения, и граждане. В целом, по мнению автора, приведенное определение является наиболее обоснованным.

Подводя итог рассмотрению взглядов ученых относительно сущности правовой политики, мы полагаем необходимым согласиться именно с этим определением в силу следующих причин. Во-первых, в нем содержится однозначный ответ на вопрос о сущности правовой политики. Правовая политика - это деятельность осуществляющих ее субъектов, что, на взгляд автора, является верным утверждением. Во-вторых, в определении подразумевается как стратегическая (достижение целей), так и тактическая (последовательная и системная деятельность) составляющие анализируемого явления. В-третьих, главным объектом правовой политики выступает личность. Такой вывод напрашивается из перечисленных целей, которые начинаются с "наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина" и заканчиваются "формированием... высокого уровня правовой культуры... личности". Соответственно, в данном определении отражены приоритеты современной России, среди которых центральное место отводится личности.

Анализ правовой политики как теоретико-правовой категории предполагает не только определение ее сущности, но и обозначение ее признаков. Изучение научных позиций исследователей по данному вопросу позволяет прийти к выводу о том, что их перечень остается открытым, однако мы можем выделить основные признаки правовой политики.

Так, прежде всего изучаемая категория должна в обязательном порядке основываться на положениях Конституции и нормах действующего законодательства. Первостепенным признаком является соответствие правовой политики интересам личности, общества и государства, юридически немыслима правовая политика вне интересов личности или в ущерб интересам государства. В силу этого необходимы постоянно функционирующие механизмы контроля соответствия правовой политики целям и задачам гуманистического развития общества, государства, личности[15].

Признаком, качественно отличающим ее от иных видов политики, является опора на принудительную силу государства, властное влияние которого осуществляется исключительно на основе права. Кроме того, правовая политика должна адекватно отражаться в средствах массовой информации и носить объективный характер. "Лишь после всестороннего разъяснения сущности, направленности правовой политики могут вступать в действие механизмы властного принуждения на основе права"[16].

Характеризуя в целом правовую политику как категорию права, Н.В. Исаков выделяет объект правовой политики, которым выступает право (правовая система), и одновременно последнее является основным средством, с помощью которого субъекты политики оказывают свое воздействие на социальные процессы и отношения. Это вытекает из того, что, по его мнению, "правовая политика", с одной стороны, немыслима без эффективного использования юридических средств для решения общегосударственных целей, а с другой - эта правовая политика, целенаправленно организуя юридические средства, способствует правовому развитию общества, его правовому прогрессу[17].

Обращает на себя внимание, что уважаемый автор в одном случае объектом обозначает право (правовую систему), а в другом случае указывает, что объектом являются правовые и политические отношения. Думается, что право все же выступает не объектом, а средством и основой осуществления правовой политики[18].

Обозначая объект, нельзя обойти вниманием и вопрос о субъектах формирования правовой политики, коими выступают многочисленные органы государственной власти, правоустанавливающие и правотворческие структуры, имеющие право законодательной инициативы, органы местного самоуправления, различные структуры гражданского общества.

Отличительная особенность правовой политики заключается в том, что она, являясь формой активности ее субъектов, определенным видом их деятельности, в то же время непосредственно связана с правом, упорядочивает правовую жизнь. Такая политика направлена не только на совершенствование юридических средств, но и на использование правовых инструментов для обеспечения оптимального развития отношений в различных сферах жизни общества[19].

Помимо отмеченного, правовая политика обладает таким важным свойством, как государственно-волевой характер, имеет собственные методы проведения (убеждение и принуждение), осуществляется юридическими средствами, представляющими собой совокупность правовых установлений (инструментов) и форм правореализационной практики, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов политики и обеспечивается достижение стратегических целей и тактических задач[20].

Резюмируя, Н.В. Исаков кратко обозначает признаки правовой политики, которые обобщают позиции исследователей в данном отношении. На наш взгляд, они полностью показывают специфику изучаемой категории и необходимы нам для анализа правовой политики в отношении инвалидов.

Итак, наиболее важными признаками правовой политики, посредством которых выявляется ее сущность как теоретико-правового феномена, выступают: 1) основанность на праве и связь с ним; 2) осуществление правовыми методами; 3) охват правовой сферы деятельности; 4) наличие государственно-волевого характера; 5) в случае необходимости применение принуждения; 6) публичность; 7) нормативно-организационные начала; 8) участие многочисленных субъектов в ее формировании; 9) соответствие интересам личности, общества и государства; 10) признание эффективным средством преобразования общества и ограничения власти законом[21].

 

[1] Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2004.

№ 1. С. 7.

[2] См.: Байниязов Р.С. Правовая политика. Право. Правовая система / под ред.

A.В. Малько. Москва : Юрлитинформ, 2013. 325 с.; Малько А.В. Теория правовой политики. Москва : Юрлитинформ, 2012. 325 с.; Монастырный А.В. Правовая политика в национальнокультурном пространстве России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007; Саломатин А.Ю., Манцерев К.А. Иммиграционная правовая политика (сравнительный анализ моделей развития). Москва : РИОР : Инфра-М, 2013. 93 с.; Солдаткина О.Л. Информационные ресурсы российской правовой политики / под ред. А.В. Малько. Москва : Юрлитинформ, 2013. 181 с.; Тихонова С.В. Правовая политика в цифровом мире: идеи, методология, доктрина / Саратов. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2015. 274 с.; Редько А.А. Правозащитная политика и ее место в правовой политике России (теоретикоправовой анализ) / Волгоград. акад. МВД России. Волгоград, 2015. 165 с.; Человек и государство в правовой политике Нового и Новейшего времени / под ред. О.Ю. Рыбакова. Москва : Статут, 2013. 398 с.; Степанова Л.П. Миграционно-правовая политика в современной России: теоретико-инструментальный аспект. Пятигорск : РИА-КМВ, 2011. 187 с.; Рудковский

B. А. Правовая политика и осуществление права: теоретико-методологический аспект : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2009. 54 с.

[3] Гойман В.И. Соотношение права и государства // Теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. Москва, 1996. С. 67.

[4] Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 149.

[5] Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. Нояб. С. 25.

[6] Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности // Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. Москва, 2009. С. 131.

[7] Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000. С. 7.

[8] Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: предлагаем проект концепции для обсуждения // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 1. С. 22.

[9] Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 21.

[10] Титенко А.Ю. К вопросу о сущности правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 4. С. 52.

[11] См.: Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике государства // Правоведение. 1997. № 4. С. 150; Титенко Ю.А. Указ. соч. С. 53; Юмадилов Б.Г. К вопросу о понятии и сущности правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 3. С. 20.

[12] Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 71 - 72.

[13] Там же.

[14] Большой юридический словарь / под. ред. А.В. Малько. Москва, 2009. С. 35.

[15] Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 74 - 78.

[16] Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 74 - 78.

[17] Исаков Н.В. Указ. соч. С. 118.

[18] Там же. С. 119.

[19] Там же. С. 120.

[20] Исаков Н.В. Указ. соч. С.121 - 122.

[21] Там же. С. 122 - 123.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (02.04.2017)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%