Великая Отечественная война внесла существенные изменения в правовую политику Советского государства, осуществляемую в отношении инвалидов. В годы Великой Отечественной войны инвалиды I и II групп инвалидности были освобождены от военного налога[1]. Наряду с инвалидами Великой Отечественной войны инвалиды труда I и II групп пользовались правом бесплатного зубопротезирования, челюстного и лицевого протезирования[2]. За лицами, оставившими работу вследствие инвалидности, сохраняется право пользования приусадебными участками наравне с работниками совхозов[3]. Инвалиды труда I и II групп инвалидности и инвалиды из числа военнослужащих пользовались преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота[4]. Из этих немногочисленных документов можно сделать вывод о том, что правовая политика в отношении инвалидов развивалась путем установления льгот и преференций для данной категории граждан.
Правовая политика 1940-х гг. по отношению к инвалидам, связанным с сельским хозяйством, имела прежние тенденции. Об этом свидетельствуют некоторые нормативно-правовые акты. Согласно Постановлению Совета министров СССР от 9 августа 1948 г.[5] пенсионерам-инвалидам III группы, проживающим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсия выплачивается в размере 50% от существовавших в то время норм их пенсионного обеспечения, тогда как иным работающим инвалидам-пенсионерам III группы в случае, если их заработок и пенсия в сумме превышали заработок до перехода на инвалидность, пенсия снижалась лишь на сумму, превышающую этот заработок. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 31 января 1944 г.[6] размер пенсий указанных лиц зависел не только от степени и причины инвалидности, но и от наличия или отсутствия связи лица с сельским хозяйством. В последнем случае размер пенсии был выше.
Происходят изменения в деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий[7], сменилось не одно положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях[8], полномочия которых значительно расширились. Правом направления на врачебно-трудовую экспертизу пользовались только врачебно-консультационные комиссии лечебных учреждений, а при их отсутствии лечащий врач совместно с главным врачом лечебного учреждения, то есть круг субъектов резко сузился. Изменился и порядок обжалования решений (причем в пользу освидетельствуе- мого). Последний, в случае несогласия с заключением врачебно-трудовой экспертной комиссии, направлялся на врачебно-трудовую экспертную комиссию другого состава либо вышестоящую. В Положении от 1948 г. определялись случаи, когда инвалидность устанавливалась бессрочно.
Значительные изменения содержания деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий были обусловлены, по мнению автора, тем, что в анализируемый период врачебно-трудовые экспертные комиссии "столкнулись с новым специфическим контингентом инвалидов - бывшими фронтовиками, в основном с людьми молодого и среднего возраста, у которых имели место поражения, главным образом опорно-двигательного аппарата - чаще всего верхних и нижних конечностей. Если до войны инвалиды с дефектами конечностей составляли 8% от всех инвалидов, то в конце войны эта доля возросла до 42%. Эти инвалиды отличались от довоенного контингента тем, что любая работа, доступная при имеющимся анатомическом дефекте, не являлась им противопоказанной по состоянию здоровья, что создавало очень широкие возможности для трудоустройства"[9]. Из вышеизложенного следует, что преобразование условий деятельности врачебно- трудовых экспертных комиссий являлось приоритетным направлением советской правовой политики 1940-х гг. в отношении инвалидов.
В 1940-е гг. государство столкнулось с новой категорией инвалидов - инвалидами Великой Отечественной войны[10]. Правовая политика рассматриваемого периода была направлена на развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей трудовое устройство, обучение новой профессии, устройство в случае необходимости в дома инвалидов инвалидов Великой Отечественной войны. Данные нормы содержались в Постановлении СНК СССР от 6 мая 1942 г.[11], в котором предлагалось обязать руководителей предприятий, учреждений, организаций предоставлять инвалидам Отечественной войны работу, обеспечивая их всеми необходимыми производственными и бытовыми условиями. Инвалидам Отечественной войны было предоставлено право ухода с предприятия или учреждения в случае переезда к месту постоянного жительства членов их семей. Такое же право было предоставлено членам семей инвалидов Отечественной войны, желающих переехать к месту постоянного жительства этих инвалидов[12].
Несмотря на тяжелое экономическое положение в послевоенные годы, государство проводило мероприятия по оказанию помощи инвалидам Отечественной войны. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 21 сентября 1945 г. "О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих" хозяйства инвалидов Отечественной войны I и II групп освобождались от всех числящихся за ними недоимок по сельскохозяйственному налогу, по обязательным поставкам сельскохозяйственной продукции государству, по обязательному окладному страхованию и штрафам. Обл(край)исполкомы были обязаны отводить бесплатно лесосеки на заготовку строительного леса инвалидам Отечественной войны. При этом последние (инвалиды) пользовались преимущественным правом на получение лесосечного фонда на наиболее близких расстояниях[13]. Инвалиды Гражданской и Великой Отечественной войны имели преимущественное право на получение участков для сенокошения и пастьбы скота[14].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что военные и послевоенные годы не в полной мере способствовали развитию советской правовой политики в отношении инвалидов. Исключением стало формирование законодательства, регламентирующего правовой статус инвалидов Великой Отечественной войны, что являлось несомненным приоритетным направлением советской правовой политики 1940-х гг. в отношении инвалидов. Другим приоритетным направлением стало преобразование деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий, обусловленное появлением новой категории инвалидов. "Обычные" инвалиды не получили каких-либо льгот, существенно повлиявших на их правовое положение. То же самое можно отметить и по отношению к общественным объединениям инвалидов.
Совершенствование законодательства, направленное на улучшение социального положения инвалидов войны и военной службы, продолжало оставаться одним из приоритетных направлений советской правовой политики в отношении инвалидов в 1950-е гг.[15] Наиболее важным документом, изданным в эти годы, стала Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих, членов из семей, пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха Военного министерства СССР от 10 марта 1952 г.[16] Согласно данной инструкции пенсионеры Военного министерства СССР - инвалиды I и II групп - имели право на лечение и отдых, соответственно, в санаториях и домах отдыха данного министерства. При этом санаторные билеты (путевки) предоставлялись им с оплатой их полной стоимости финансовым управлением Военного министерства в централизованном порядке.
Не менее важным нормативно-правовым актом, направленным на улучшение материального положения военнослужащих сверхсрочной службы и офицеров, стало постановление Совета министров СССР от 2 января 1957 г.[17] Согласно этому документу, если пенсии офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, исчисляемые в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. № 1474 из окладов содержания, ниже пенсий, исчисляемых по Закону о государственных пенсиях для военнослужащих сержантского и старшинского состава срочной службы и их семей из заработка, равного указанным окладам содержания, то пенсии офицерам, военнослужащим сверхсрочной службы назначаются в порядке и размерах в соответствии с Законом о государственных пенсиях. Согласно данному постановлению пенсионеры из числа офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, получавшие пенсию по инвалидности, пользовались правом выбора пенсий, назначавшихся органами социального обеспечения, в том случае, если после назначения пенсии они трудились в качестве рабочих и служащих. Указанное постановление распространялось на лиц начальствующего состава, офицеров, военнослужащих сверхсрочной службы МВД СССР, КГБ СССР и членов их семей.
Одним из приоритетных направлений правовой политики 1950-х гг. в отношении инвалидов вновь стало пенсионное обеспечение[18]. Систематизация ранее действующего законодательства и анализ практики его применения способствовали принятию Закона "О государственных пенсиях"[19]. Закон содержал самостоятельный раздел, посвященный пенсиям по инвалидности. Размер этих пенсий зависел от нескольких параметров.
Во-первых, значение имела группа инвалидности, которая была продиктована степенью утраты трудоспособности. Всего выделялось три группы инвалидности, самой "тяжелой" из которых была I группа.
Во-вторых, на размер пенсии влияла причина инвалидности (трудовое увечье или профессиональное заболевание либо общее заболевание).
В-третьих, значение имели условия, в которых трудились рабочие и служащие. Наиболее высокие пенсии по инвалидности устанавливались рабочим и служащим, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями и горячих цехах.
В-четвертых, принимался во внимание стаж работы рабочих и служащих, ставших в период деятельности инвалидами I или II групп вследствие общего заболевания, поскольку в этом случае пенсия назначалась в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.
Закон "О государственных пенсиях" несколько улучшил положение инвалидов.
Во-первых, был понижен трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания.
Во-вторых, ранее действовало правило, согласно которому если инвалиды I и II групп имели заработок выше 100 руб. (заработок до 100 руб. не учитывался, и пенсия выплачивалась в полном размере), то пенсия, соответственно, снижалась, при этом инвалидам II группы сохранялось не менее 50% пенсии. Ничего не упоминалось об инвалидах III группы. С введением в действие Закона "О государственных пенсиях" ситуация несколько изменилась. По истечении нескольких лет в него были внесены изменения, согласно которым подобное ограничение было отменено для инвалидов I группы. Для инвалидов II и III групп данное ограничение продолжало действовать. Такое положение не способствовало стимулированию труда инвалидов II и III групп.
Закон "О государственных пенсиях" содержал отдельную главу, посвященную пенсиям военнослужащих. Размер пенсии по инвалидности указанных лиц также зависел от нескольких факторов.
Во-первых, значение имела причина инвалидности. Пенсии у лиц, получивших инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР или при выполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, были выше, чем у лиц, получивших инвалидность вследствие увечья от несчастного случая, не связанного с вышеперечисленными факторами.
Во-вторых, учитывалось, трудился ли военнослужащий до призыва на военную службу. Размер пенсии по инвалидности военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, занятых в качестве рабочих и служащих до призыва на военную службу, был выше, чем у указанных лиц, не работавших до призыва.
В-третьих, условия труда, в которых работал военнослужащий срочной службы до призыва на военную службу. Здесь действовали такие же правила при назначении размера пенсии, как и у "обычных" инвалидов.
Необходимо отметить, что размер пенсий некоторых категорий инвалидов зависел от того, проживал ли гражданин в сельской местности и был ли связан с сельским хозяйством. В этих случаях согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий[20] размер пенсий был ниже[21].
Таким образом, ситуация в правовой политике в отношении инвалидов в сфере пенсионного обеспечения складывалась следующим образом. С одной стороны, уровень материального обеспечения инвалидов (как и у других категорий пенсионеров) стал выше. С другой стороны, нормы закона не стимулировали инвалидов II и III групп к труду (ст. 27).
Практически одновременно с изменениями пенсионного законодательства принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность врачебнотрудовых экспертных комиссий. Был составлен перечень заболеваний, при наличии которых инвалидность устанавливалась бессрочно[22]. Также была разработана инструкция, определяющая условия, при которых лицу устанавливалась I, II или III группа инвалидности[23].
Г руппа инвалидности устанавливалась не только исходя из степени потери трудоспособности, но и с учетом функциональных нарушений организма.
Позитивным для инвалидов изменением законодательства стало увеличение срока переосвидетельствования: для инвалидов I группы - через два года, для инвалидов II и III групп - через один год. Упростилась процедура повторного освидетельствования в случае несогласия освидетельствуемого с решением врачебно-трудовой экспертной комиссии. По новому положению освиде- тельствуемый подавал письменное заявление о несогласии с решением врачебнотрудовой экспертной комиссии в районный или городской отдел социального обеспечения. Заведующий отделом пересылал это заявление и все медицинские материалы с предыдущими освидетельствованиями в вышестоящую врачебнотрудовую экспертную комиссию, которая проводила повторное освидетельствование.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в целом правовая политика в отношении инвалидов в анализируемой области осуществлялась в интересах данной категории населения и была направлена на упорядочение врачебнотрудовой экспертизы.
Перечень установленных в этот период льгот, которыми были наделены инвалиды, не являлся внушительным. В дополнение к тем льготам, которые существовали до 1950-х гг., были установлены следующие.
Освобождение от уплаты сельскохозяйственного налога хозяйств, в состав которых входили инвалиды Великой Отечественной войны либо другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, кон-
тузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; хозяйства инвалидов из числа бывших партизан; хозяйства других инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих; хозяйства инвалидов труда I и II групп при отсутствии трудоспособных полностью, при наличии трудоспособных на 50%[24].
Запрещение административного выселения инвалидов Отечественной войны I и II групп[25].
Предоставление инвалидам-слепым права бесплатного проезда внутригородским транспортом при предъявлении членского билета Общества слепых во всех городах СССР[26].
Необходимо отметить, что правовая политика в отношении инвалидов в 1960-е гг. характеризуется принятием немалого количества документов, устанавливающих льготы для этой категории граждан. На фоне союзного правотворчества можно отметить следующие документы (по голам):
Письмо Министерства здравоохранения СССР[27], устанавливающее для ин- валидов-слепых, работающих массажистами в лечебно-профилактических учреждениях и кабинетах, отпуск продолжительностью
36 рабочих дней;
Инструкция о порядке устройства и эксплуатации радиотрансляционных точек, а также о взимании установочной и абонементной платы за них[28], освобождающая инвалидов по зрению I и II групп от абонементной платы за радиослушание;
Правила пользования городскими телефонными сетями[29], согласно которым инвалидам I группы, инвалидам Великой Отечественной войны II группы[30] телефоны устанавливаются вне очереди;
Постановление Совета министров СССР от 8 февраля 1968 г.[31], предоставляющее инвалидам-слепым право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте, транспорте пригородного сообщения и водном транспорте внутреннего и пригородного сообщения (включая переправы), а также в автобусах пригородных и внутренних линий;
Положение о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения[32], предоставляющее молодым специалистам, имеющим инвалидность I или II групп, возможность направляться на работу с учетом состояния их здоровья по месту постоянного жительства семьи или в одно из мест, предложенных Комиссией. Молодым специалистам предоставлялась работа по их просьбе по месту постоянного места жительства родителей, имеющих инвалидность I или II группы, при отсутствии других трудоспособных членов.
Подобная ситуация наблюдалась и на территории РСФСР. Инвалиды, проживавшие на территории этой союзной республики, пользовались следующими льготами и привилегиями, установленными в анализируемый период:
инвалиды войны, инвалиды труда I и II групп не могли быть выселены без предоставления жилой площади в случае прекращения трудовых отношений в связи с увольнением по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины или за совершение преступления[33];
за линейными работниками железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов, а также за работниками лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, оставившими работу в связи с выходом на пенсию по инвалидности, сохранялось право пользования пахотным, а при наличии в личной
собственности скота и сенокосным участками в установленных для них разме-
122
рах[34];
за постоянными рабочими, специалистами, служащими колхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий и иными лицами, указанными в пп. "б" и "в" п. 3 Постановления Совета министров РСФСР от 13 ноября 1964 г.[35], оставившими работу вследствие инвалидности, сохранялись приусадебные участки, которыми они пользовались в соответствии с данным постановлением;
инвалиды, имеющие специальные средства для передвижения (автомобили с ручным управлением, мотоколяски, велоколяски) освобождались от арендной платы за нежилые посещения, используемые ими под гаражи, а также от участия в общих расходах по управлению, эксплуатации и текущему ремонту дома[36];
для некоторых категорий инвалидов были установлены сезонные тарифные льготы на проезд в автобусах междугороднего сообщения в размере 50% от стоимости проезда в период с 1 октября по 15 мая ежегодно[37]. Данные льготы были предоставлены также лицам, сопровождающим в поездках инвалида I группы.
Особо следует остановиться на положении инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Для этих категорий инвалидов были расширены льготы в сфере обеспечения жильем, трудового устройства, оказания лечебно-профилактической помощи[38]. Обеспечение улучшенными транспортными средствами (выдача автомобиля "Запорожец" с ручным управлением)[39] охватывало только инвалидов Отечественной войны и военнослужащих. Таким образом, государство по-прежнему проявляло особую заботу об инвалидах Отечественной войны и военной службы.
В 1960-е гг. к приоритетному направлению правовой политики в отношении инвалидов можно отнести пенсионное обеспечение. В рассматриваемый период в отношении колхозников были установлены такие же правовые нормы, которые ранее действовали только в отношении рабочих и служащих. Выравнивание законодательства стало возможным благодаря принятию Закона СССР от 15 июля 1964 г.[40] Важным событием, подтверждающим тезис о пенсионном обеспечении инвалидов как приоритете правовой политики 1960-х гг. в отношении данной социальной группы, стало принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения". В соответствии с данным указом в законодательство были внесены изменения, направленные на повышение размеров пенсий инвалидам из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении других обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; снижение вышеуказанным лицам возраста, дающего право на пенсию по старости; повышение членам колхозов минимальных размеров пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; введение пенсионного обеспечения членам колхозов, имеющим III группу инвалидности[41]. Не менее значительным событием (наряду с принятием Закона "О пенсиях и пособиях для членов колхозов") стало принятие Постановления "О ежемесячных пособиях инвалидам с детства"[42]. Благодаря юридическому закреплению на уровне союзного акта фактически существовавшей категории инвалидов у последних появилось право на материальное обеспечение в виде пособий.
Таким образом, главной целью правовой политики Советского государства, осуществляемой в 60-е гг. прошлого столетия в отношении инвалидов, стало повышение уровня материального состояния данной социальной группы. В качестве приоритетного направления выступило выравнивание пенсионного обеспечения колхозников, рабочих и служащих, а также инвалидов Отечественной войны и военной службы. Основными средствами реализации правовой политики в отношении инвалидов в анализируемый период стали льготы, установленные как на уровне союзного законодательства, так и на уровне законодательства союзных республик (в частности, РСФСР).
В 1970-е гг. тенденции развития правовой политики, осуществляемой в отношении инвалидов Советским государством, существенно не изменились. В стране проводились мероприятия по повышению уровня благосостояния инвалидов посредством пенсионного обеспечения и установления льгот для данной категории населения. Однако, несмотря на позитивные тенденции правовой жизни советского общества, существовали определенные проблемы, связанные с более широким привлечением инвалидов к общественно-полезному труду. "Медленно развивалась сеть предприятий цехов и участков, предназначенных для использования труда пенсионеров по старости и инвалидов, не выполняются планы строительства новых предприятий и расширения действующих предприятий. Нередко средства, выделяемые на расширение указанных предприятий, цехов и участков, используются на другие цели. Отдельные предприятия, цехи и участки, использующие труд пенсионеров по старости, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве, размещены в помещениях, не отвечающих требованиям производственной санитарии и техники безопасности, испытывают серьезные трудности в материально-техническом снабжении, плохо обеспечиваются транспортными средствами. Все еще слабо привлекаются ... инвалиды ... для работы в сфере бытового обслуживания населения и в торговле, а также для работы на дому и с неполным рабочим днем (рабочей неделей)" [43]. В связи с вышеизложенным Совет министров СССР постановил принять меры, направленные на расширение использования труда инвалидов (и иных лиц, указанных в постановлении) в народном хозяйстве. На улучшение общего и профессионального образования, трудового устройства, медицинского, культурно-бытового и других видов обслуживания взрослых и детей с дефектами умственного и физического развития было направлено принятие Постановления Совета министров СССР от 17 января 1975 г.[44] На улучшение организации профессионального обучения, организации трудового устройства, развитие сети предприятий, цехов и участков, предназначенных для использования труда лиц с пониженной трудоспособностью, было направлено
Постановление Совета министров СССР от 10 декабря 1976 г.[45] Таким образом, образование и трудовое устройство инвалидов в 1970-х гг. являлись приоритетными направлениями правовой политики СССР в отношении инвалидов. С последним приоритетом было тесно связано установление льгот в сфере налогообложения для общественных организаций инвалидов и для предприятий, использующих труд данных лиц.
В частности, мастерские домов инвалидов, интернатов, профессиональных школ-интернатов и профессионально-технических училищ для инвалидов, учебно-производственные предприятия обществ слепых и учебно-производственные предприятия для слепых, находившиеся в ведении Министерства социального обеспечения союзных республик, освобождались от налога с оборота по реализации продукции собственного производства[46]. Общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения освобождались от обложения подоходным налогом[47].
Традиционно к юбилею победы в Великой Отечественной войне были приняты нормативно-правовые акты, направленные на расширение льгот и повышение материального благосостояния инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов МВД СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного на фронте. Согласно Постановлению Совета министров СССР от 18 апреля 1975 г.[48]:
жилая площадь, занимаемая указанными лицами, оплачивается в размере 50% квартальной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих;
пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией оплачивается инвалидами Отечественной войны I и II групп и проживающими совместно с ними членами их семей в размере 50% установленной платы;
бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей для инвалидов Отечественной войны;
право бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (за исключением такси), а также на автомобильном транспорте общественного пользования (за исключением такси) в сельской местности в пределах административного района по месту жительства для инвалидов Отечественной войны независимо от группы инвалидности.
Указанные льготы существенно улучшили уровень материального благосостояния данной категории инвалидов и подтвердили ее приоритетность для государства по сравнению с другими категориями инвалидов.
Важным событием правовой политики СССР, осуществляемой в отношении инвалидов, стало принятие 23 мая 1979 г. Советом министров СССР Постановления[49]. Существовавший подход к определению инвалидности через понятие трудоспособности фактически и юридически исключил из числа инвалидов детей, не достигших 16 лет. Соответственно, на данных лиц не распространялись льготы, установленные для других категорий инвалидов. Указанное постановление не только устанавливало повышение размера пособий инвалидам с детства I и II групп, достигшим 16 лет, но и выплату ежемесячного пособия на детей- инвалидов в возрасте до 16 лет. Таким образом, данным постановлением была окончательно юридически закреплена новая категория "ребенок-инвалид" и установлена материальная поддержка родителей (опекунов, попечителей), имеющих детей-инвалидов, в виде пособия.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в 1970-е гг. тенденции советской правовой политики не изменились. Приоритетными направлениями анализируемого десятилетия стали трудовое устройство инвалидов и улучшение материально-бытового обслуживания инвалидов Отечественной войны.
[1] О военном налоге : указ Президиума Верховного Совета СССР от 29.12.1941 // Ведомости ВС СССР. 1942. № 2.
[2] О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению : приказ Минздрава СССР от 03.07.1946 № 417 (Документ опубликован не был).
[3] О наделении приусадебными участками постоянных рабочих, специалистов и служащих совхозов и об оказании им помощи в строительстве собственных жилых домов : постановление Совета министров СССР от 17.06.1947 № 2060 (Документ опубликован не был).
[4] Об утверждении Правил сенокошения и пастьбы скота в лесах СССР : постановление
министров СССР от 17.08.1947 № 2915 // СП СССР. 1947. № 6.
Ст. 116 : [ в ред. Постановления Совмина СССР от 27.04.1983 № 364 // СП СССР. 1983. № 13. Ст. 61].
[5] Об изменении порядка выплаты пенсий пенсионерам-инвалидам 3-й группы : постановление Совета министров СССР от 09.08.1948 № 3001 (Документ опубликован не был).
[6] Об утверждении Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий по инвалидности военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава : постановление СНК СССР от 31.01.1944 № 101 // СП СССР. 1944. № 3. Ст. 47.
[7] Подробнее об этом: Авербах А.Я., Широкова М.В. Справочник по врачебно-трудовой экспертизе инвалидов Отечественной войны. Москва : Медгиз, 1943. 48 с.
[8] Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях : постанов
СНК СССР от 05.12.1942 № 1936 // Законодательные и административно-правовые акты военного времени. С 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г. Москва : НКЮ СССР, 1943; Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях : постановление Совета министров СССР от 05.11.1948 № 4149 // СП СССР. 1949. № 1.
Ст. 1.
[9] Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Т.М. Малеева [и др.]. Москва, 1999. С. 10.
[10] Эта тема рассматривалась в авторефератах и диссертациях: Загвоздкин Г.Г. Социальная политика ВКП (б) и советского государства в годы Великой Отечественной войны : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Ленинград, 1991. 43 с.; Хорохорина Г.А. Политика государства в области социального обеспечения и реабилитации инвалидов войны и труда в период 19411945 гг.: на материалах РСФСР : дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2005. 275 с.; Лысенков С.Г. Правовой статус военнослужащих в период Великой Отечественной войны: Историко-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2005. 472 с.; в монографиях: Вержбиловский П.П. Трудовое устройство инвалидов Отечественной войны. Москва, 1943. 32 с.; Зинич М С. Социальная политика военного времени. Вологда, 2000. 126 с.; и др.
[11] О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны : постановление СНК СССР от 06.05.1942 № 640 // СП СССР. 1942. № 5. Ст. 76.
[12] О предоставлении инвалидам Отечественной войны и членам их семей права ухода с предприятий и из учреждений в случае переезда к месту постоянного жительства : постановление СНК СССР от 05.10.1945 № 2533 // СП СССР. 1945. № 9. Ст. 117.
[13] О лесосечном фонде на 1946 год : постановление Совета министров СССР от 07.04.1946 № 781 (Документ опубликован не был).
[14] Об утверждении Правил сенокошения и пастьбы скота в лесах СССР : постановление Совета министров СССР от 17.08.1946 № 2915 // СП СССР. 1947. № 6. Ст. 116 : [в ред. Постановления Совмина СССР от 27.04.1983 № 364 // СП СССР. 1983 № 13. Ст. 61].
[15] Колесникова А.Ю. Правовая политика Советского государства в отношении инвалидов в 40-е и 50-е годы ХХ века // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 4. С. 105.
[16] Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих, членов их семей, пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха Военного министерства СССР : введена в действие приказом Военного министра СССР от 10.03.1952 № 20 // Справочник по законодательству для офицеров Советской Армии и Флота. Москва, 1970.
[17] О пенсиях офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям : постановление Совета министров СССР от 02.01.1957 № 1 // СП СССР. 1957. № 3. Ст. 23.
[18] Эта тема была объектом исследования в работах: Андреев B.C. Материальное обеспечение граждан СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности (Правовые вопросы). Москва : Госюриздат, 1963. 162 с.; Ачаркан В.А. Государственные пенсии. Москва : Юрид. лит., 1967. 165 с.; Ачаркан A.B., Кряжева В.Г. Общественные фонды потребления в СССР. Москва : Экономика, 1972. 63 с.; Куценко В.В., Ровбель C.B. Пенсионное обеспечение в России: История, состояние, перспективы. Новосибирск, 1996. 46 с.; Попков В.Д. Социальная политика Советского государства и право. Москва : Изд.-во Моск. ун-та., 1979. 136 с.; Капустина О.В. Деятельность советского государства по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан. Санкт-Петербург, 2010. 408 с.
[19] О государственных пенсиях : закон СССР от 14.07.1956 ; с посл. изм. и доп. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 15. Ст. 313.
[20] Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий : постановление Совета министров СССР от 04.08.1956 № 1044 // СП СССР. 1957. № 1. Ст. 1
[21] См. пп. 45, 46, 52 Положения о порядке назначения и выплаты государственных
пенсий.
[22] Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается ВТЭК без указания срока переосвидетельствования : утв. Министерством здравоохранения СССР от 01.08.1956 и ВЦСПС от 02.08.1956. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
[23] Инструкция по определению групп инвалидности : утв. Министерством здравоохранения СССР от 01.08.1956 и ВЦСПС от 02.08.1956. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
[24] О сельскохозяйственном налоге : закон СССР от 08.08.1953 // Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 473.
[25] Об отмене административного выселения из домов государственных предприятий, учреждений и организаций рабочих и служащих, прекративших трудовые отношения : указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.09.1953 (Документ опубликован не был).
[26] О предоставлении инвалидам-слепым права бесплатного проезда внутригородским транспортом : постановление Совета министров СССР от 09.03.1954 № 399 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 757.
[27] О предоставлении дополнительного отпуска инвалидам-слепым, работающим массажистами : письмо Министерства здравоохранения СССР от 18.11.1960 № 21-29 / 14-320. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
[28] О введении в действие "Инструкции о порядке устройства и эксплуатации радиотрансляционных точек, а также о взимании установочной и абонементной платы за них : приказ Министерства связи СССР от 20.03.1963 № 192. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
[29] Правила пользования городскими телефонными сетями : утв. Министерством связи СССР 21.02.1963. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
[30] О внесении изменений и дополнений в Правила пользования городскими телефонными сетями, утвержденные Минсвязи СССР 21 февраля 1963 г. : письмо Министерства связи СССР от 18.07.1967 № 169-д. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
[31] О предоставлении дополнительных льгот инвалидам-слепым при пользовании транспортом : постановление Совета министров СССР от 08.02.1968 № 86 // СП СССР. 1968. № 4. Ст. 18.
[32] Об утверждении Положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения : приказ Министерства высшего и среднего образования СССР от 18.03.1968 № 220 // Бюллетень Минвуза СССР. 1968. № 6.
[33] Об упорядочении использования ведомственных и служебных жилых помещений : постановление Совета министров РСФСР от 29.09.1962 № 1331 (Документ опубликован не был).
[34] Об установлении размеров служебных земельных наделов линейным работникам железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов : постановление Совета министров РСФСР от 03.10.1962 № 1301 // СП РСФСР. 1962. № 18. Ст. 97.
[35] Об устранении необоснованных ограничений подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих : постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совета министров РСФСР от 13.11.1964 № 1408 (Документ опубликован не был).
[36] О ставках арендной платы за нежилые помещения : постановление Совета министров РСФСР от 28.07.1965 № 893 // СП РСФСР. 1965. № 17. Ст. 105.
[37] О льготах на проезд в автобусах междугородных сообщений пассажиров отдельных категорий : постановление Совета министров РСФСР от 27.09.1968 № 661 // СП РСФСР. 1968. № 19. Ст. 101.
[38] О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну : постановление Совета министров СССР от 06.03.1965 № 140 ; с изм., внес. Постановлением Совета министров СССР от 20.05.1965 № 401 // СП СССР. 1965. № 4. Ст. 22; СП СССР. 1965. № 13. Ст. 96.
[39] Об обеспечении инвалидов автомобилями с ручным управлением : постановление Совета министров СССР от 29.12.1963 № 1277 ; с изм. и доп., внес. Постановлением Совета министров СССР от 06.10.1969 № 794 "О внесении частичного изменения в Постановление Совета министров СССР от 29 декабря 1963 г. № 1277" (Документ опубликован не был).
[40] Ясырева И.Н. Указ. соч. С. 111.
[41] О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения : указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1909-VII // Ведомости ВС СССР. 1967. № 39. Ст. 520.
[42] О ежемесячных пособиях инвалидам с детства : постановление Совета министров СССР от 10.11.1967 № 1025 // СП СССР. 1967. № 29. Ст. 202.
[43] О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и
в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах : постановление Совета министров СССР от 14.09.1973 № 674 // СП СССР. 1973. № 21.
Ст. 116.
[44] О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития : постановление Совета министров СССР от 17.01.1975 № 50 (Документ опубликован не был).
[45] О дополнительных мерах по улучшению организации профессионального обучения и трудового устройства инвалидов : постановление Совета министров СССР от 10.12.1976 № 1010 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 754-10.
[46] Об утверждении Положения о налоге с оборота : постановление Совета министров СССР от 30.06.1975 № 572 // СП СССР. 1975. № 17. Ст. 108. Учебно-производственным предприятиям Общества слепых и учебно-производственным предприятиям для слепых, находящимся в ведении министерств социального обеспечения союзных республик, льгота предоставлялась при условии привлечения ими полноценной рабочей силы в количестве, не превышающем 50% общей численности лиц, работавших на этих предприятиях.
[47] О подоходном налоге с кооперативных и общественных организаций : указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.03.1979 ; с изм. и доп. // Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 455.
[48] О дополнительных льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих : постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 18.04.1975 № 304 // СП СССР. 1975. № 11. Ст. 59.
[49] Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства : постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР от 23.05.1979 № 469 // СП СССР. 1979. № 14. Ст. 89.
|