Вторник, 26.11.2024, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Развитие правовой политики в отношении инвалидов в последнее десятилетие существования Советского государства

К 1980-м гг. назрела необходимость в устранении множественности и в объединении решений правительства по вопросам, затрагивающим интересы и права инвалидов[1]. Издание Свода законов как на уровне Союза ССР, так и на уровне союзных республик, в частности РСФСР, потребовало систематизации нормативно-правовых актов по вопросам: льгот и преимуществ для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих[2]; обеспечения транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих, колхозников, инвалидов с детства[3]; предоставление отдельным категориям инвалидов права бесплатного проезда внутригородским транспортом[4]; материального обеспечения инвалидов и престарелых граждан, не получавших пенсию[5]. Систематизация должна была упорядочить нормативно-правовую базу по вышеуказанным вопросам и упростить правоприменение.

Важным направлением советской правовой политики в отношении инвалидов рассматриваемого периода стало формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей правовое положение инвалидов с детства и детей-инвалидов, а также воспитывающих их лиц. В частности, матери, воспитывающие инвалидов с детства, достигших восьми и более лет, пользовались льготами при назначении пенсии. В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий[6], они имели право на назначение пенсии по старости при неполном трудовом стаже по достижении 55 лет, если они проработали не менее пяти лет. Согласно указанному документу к числу инвалидов с детства относились дети, заболевания и патологическое состояние которых предусматривались перечнем медицинских показаний, дававших право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет, утверждавшимся Министерством здравоохранения СССР, а также инвалиды I и II групп с детства.

Инвалиды с детства при наличии у них медицинских показаний имели право на приобретение мотоколяски со скидкой от ее стоимости[7] и на капитальный ремонт мотоколясок бесплатно на льготных условиях[8]. На данную категорию инвалидов распространялось действие Постановления Совета министров СССР от 10 ноября 1989 г. об обеспечении инвалидов автомобилями "Ока" с ручным управлением[9]. Кроме того, инвалиды с детства так же, как и инвалиды из числа рабочих, служащих и колхозников, имели право на компенсацию расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей и запасные части к ним.

В рассматриваемый период как на уровне Союза ССР, так на уровне союзных республик (РСФСР) принимались правовые акты и ведомственные документы, регламентирующие лишь отдельные стороны жизни и деятельности инвалидов с детства. На уровне СССР помимо вышеуказанных документов следует отметить Постановление Совета министров СССР[10], устанавливающее повышение размера ежемесячных государственных пособий инвалидам с детства II группы с 50 до 70 руб. На уровне РСФСР можно указать на Постановление Совета министров РСФСР[11], направленное на проведение мероприятий по улучшению организации профессионального обучения, медицинского обслуживания, восстановительного лечения и реабилитации инвалидов с детства, а также на проведение для них спортивно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, в целях улучшения социально-бытового обслуживания инвалидов с детства и детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, страдающих параличами, местным органам социального обеспечения было предоставлено право продавать автомобиль "Запорожец" с ручным

управлением за наличный расчет родственникам, осуществляющим уход за деть-

149

ми-инвалидами и инвалидами с детства[12].

Таким образом, в 1980-е гг. были приняты отдельные акты, регулирующие лишь некоторые вопросы жизнедеятельности детей-инвалидов и инвалидов с детства. Фундаментальная нормативно-правовая база, регламентирующая все сферы жизнедеятельности данных категорий инвалидов, так и не была создана.

В указанный период появилась новая категория инвалидов - военнослужащие Советской Армии и Военно-Морского флота, КГБ СССР и МВД СССР, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан. На эти годы приходится формирование нового направления советской правовой политики в отношении инвалидов - создание нормативно-правовой базы, затрагивающей права и интересы инвалидов войны в Афганистане.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 17 января 1983 г. (с последующими изменениями и дополнениями)[13] военнослужащие, признанные инвалидами вследствие ранений, контузий, увечий, заболеваний, полученных в Демократической Республике Афганистан, освобождались от уплаты подоходного налога с заработной платы, имели 50% скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а при отсутствии железнодорожного сообщения - водным, воздушным или междугородним автомобильным транспортом. При этом если военнослужащий был инвалидом I или II групп, то ему предоставлялся бесплатный проезд. Военнослужащие, уволенные с действительной военной службы, признанные инвалидами I группы вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в боевых действиях или при исполнении иных обязанностей воинской службы, имели право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Военнослужащие, уволенные с действующей военной службы, при наличии медицинских показаний имели право на внеочередное обеспечение автомобилями "Запорожец" с ручным управлением и бесплатное протезирование. Рассматриваемая категория граждан имела и другие льготы и преимущества в сфере образования, санаторно-курортного лечения и пр.

Важным (в плане пенсионного обеспечения) являлось указание на то, что если военнослужащие Советской Армии и Военно-Морского флота, КГБ СССР, МВД СССР в период пребывания на территории Демократической Республики Афганистан перенесли заболевание и признаны инвалидами до истечения пяти лет по последствиям этих заболеваний, то они считались инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей воинской службы, и имели льготы, предоставляемые этим инвалидам.

Согласно Постановлению Совета министров СССР от 2 августа 1988 г.[14] студентам военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие выполнения интернационального долга в Демократической Республике Афганистан и обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях, устанавливались специальные стипендии: соответственно, 100 и

30 руб.

В целях улучшения условий жизни бывших военнослужащих- интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана и других стран, было принято Постановление Совета министров СССР[15], предоставившее им право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности.

В целом необходимо отметить, что советская правовая политика в 1980-е гг. не характеризовалась интенсивным формированием нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой статус военнослужащих, признанных инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных на территории Демократической Республики Афганистан. По мнению автора, это было связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, принимаемые нормативно-правовые акты отличались емкостью содержащихся в них норм. Например, уже упоминавшееся Постановление Совета министров СССР от 17 января 1983 г. содержало нормы, затрагивающие вопросы образования, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, протезирования, обеспечения транспортными средствами, труда и отдыха инвалидов- афганцев.

Во-вторых, часть войнов-интернационалистов были приравнены по льготам к инвалидам Отечественной войны. По этой причине не было необходимости в создании комплекса идентичных нормативно-правовых актов, но регулирующих правоотношения государства и воинов-афганцев, являвшихся инвалидами.

В-третьих, не стоит забывать, что 1980-е гг. (особенно их вторая половина) характеризовались серьезными изменениями, происходившими во всех сферах общественной жизни. Поэтому усилия государства были направлены на регламентацию изменяющихся отношений в экономической, политической сферах жизни общества[16].

В продолжение темы, касающейся военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей воинской службы, следует отметить, что государство проявляло постоянное внимание и заботу о повышении материального обеспечения данной категории инвалидов. Это в полной мере относилось к лицам начальствующего и рядового состава органов МВД СССР, признанным инвалидами в установленном порядке. Повышение материального благосостояния указанной категории инвалидов происходило посредством увеличения их пенсионного обеспечения. В этих целях, а также в целях устранения множественности нормативно-правовых актов о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей и лиц начальствующего и рядового состава МВД СССР были приняты Положение о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей[17] и Положение о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей[18]. Систематизация законодательства затронула и эту сферу общественных отношений. 28 апреля 1990 г. был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", определивший условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Вооруженных сил СССР, войск и органов КГБ СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей[19]. В соответствии с данным законом размер пенсии по инвалидности определялся причиной и группой инвалидности. В зависимости от степени утраты трудоспособности выделялись три группы инвалидности. В зависимости от причины инвалидности инвалиды из числа военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подразделялись на две категории:

инвалиды войны, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга в странах, ведущих боевые действия;

2) инвалиды, инвалидность которых наступала вследствие несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга в странах, ведущих боевые действия.

Наибольший размер пенсий выплачивался инвалидам войны (по причине инвалидности) I группы.

Советское правительство продолжало проявлять особую заботу об инвалидах Великой Отечественной войны. В уже упоминавшемся Положении о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих[20] содержались льготы для данной категории инвалидов по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, выплате пособий, обеспечению транспортными средствами, оплате проезда, трудовому устройству, жилищно-бытовые льготы. Кроме того, инвалиды Отечественной войны имели право на бесплатную установку квартирного телефона[21]. Изменение экономических отношений затронуло правовой статус данной категории инвалидов. В частности, при продаже товаров длительного пользования в кредит с инвалидов Отечественной войны в пользу торговых предприятий взимался 1% суммы предоставленного кредита, независимо от цены товара, а передача указанным инвалидам приобретенных в кредит товаров по цене до 1000 руб. производилась без частичной оплаты стоимости этих товаров[22]. Инвалиды Великой Отечественной войны, другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих, инвалиды из числа лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, освобождались от платы за патент на занятие индивидуальной трудовой деятельностью[23].

Таким образом, анализ приведенных документов является ярким подтверждением того, что для Советского государства первостепенное значение имела забота об инвалидах войны (особенно об инвалидах Великой Отечественной войны), которые имели наибольший объем льгот и преимуществ.

Несмотря на успехи в экономическом, социальном развитии, улучшение условий труда, повышение благосостояния трудящихся, снижение показателей травматизма, заболеваемости, сокращение инвалидности, показатель инвалидности в РСФСР оставался высоким и в 1983 г. составлял 47,7 случаев на 10 000 рабочих и служащих[24]. Низкое качество экспертизы нетрудоспособности, стойкой утраты трудоспособности, медленное устранение недостатков качества трудовых рекомендаций, предоставляемых врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, их работы по профориентации инвалидов, отмена немалого количества решений врачебно-трудовых экспертных комиссий в порядке контроля и обжалования вызвали необходимость принятия нового Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

В отличие от ранее действующего Положения, в новом Положении о врачебно-трудовых экспертных комиссиях[25] содержался более подробный перечень прав и обязанностей врачебно-трудовых экспертных комиссий низшего звена (районных, межрайонных, городских). В качестве одной из задач врачебнотрудовых экспертных комиссий четко указывалось на "содействие укреплению здоровья населения, предупреждению инвалидности", а также на "участие в разработке мероприятий по профилактике инвалидности". Таким образом, в деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий появилась юридически оформленная профилактическая направленность. В Положении более подробно описана процедура обжалования решений врачебно-трудовых экспертных комиссий в случае несогласия с ними освидетельствуемого лица. У последнего появилась возможность обжаловать решение республиканской, краевой, областной, Московской, Ленинградской Центральной городской врачебно-трудовой экспертной комиссии в Министерство социального обеспечения РСФСР. По ранее действующему положению такое право у освидетельствуемого отсутствовало.

Таким образом, правовая политика в рассматриваемой сфере развивалась в направлении четкой регламентации полномочий врачебно-трудовых экспертных комиссий низшего звена, в юридическом закреплении профилактической направленности деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий всех уровней, в расширении прав освидетельствуемых лиц.

Перестройка привела к некоторым изменениям экономических отношений. По этой причине в целях совершенствования финансового законодательства и в связи с изданием Свода законов СССР был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение юридических лиц и граждан. В этих актах содержались нормы, устанавливающие льготы для различных категорий инвалидов. Наибольший объем льгот по налогообложению имели инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, увечья контузии, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих. Они освобождались от уплаты:

1) земельного налога, налога с владельцев строений[26];

налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов[27] (позднее от этого налога были освобождены инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили с ручным управлением);

подоходного налога - по всем полученным ими доходам. От указанного налога были освобождены и инвалиды из числа лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел по всем получаемым ими доходам[28] [29].

С принятием Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства"166 круг лиц, получавших льготы по данному налогу, был расширен. Помимо указанных категорий от уплаты подоходного налога были освобождены инвалиды по зрению I и II групп - по всем получаемым ими доходам. На 50 % была снижена сумма налога по всем получаемым доходам для инвалидов I и II групп (кроме указанных категорий).

Таким образом, правовая политика в сфере налогообложения инвалидов осуществлялась в интересах данной категории граждан, поскольку установление налоговых льгот фактически повышало уровень материальной обеспеченности инвалидов.

В изменившихся социально-экономических условиях Советское государство сохранило налоговые льготы для предприятий, на которых трудились инвалиды. В частности, от налогообложения освобождались расходы предприятий (объединений), организаций на оплату труда инвалидов[30]. Кооперативы (и объединения кооперативов) инвалидов, созданные при общественных организациях инвалидов, освобождались от уплаты налога на прибыль[31] при условии, что на них трудилось не менее 70% данной категории населения. Указанные субъекты при условии производства товаров из местного сырья и отходов освобождались также от налога с оборота. От этого налога освобождались и предприятия, объединения и организации Всероссийского общества инвалидов при условии, если на них работало не менее 50% инвалидов от общей численности рабочих.

Сохранение налоговых льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, не только способствовало развитию их производства, но и стимулировало к дальнейшему использованию труда данной категории населения, а значит, явилось гарантией сохранения рабочих мест для инвалидов. Данное обстоятельство в полной мере способствовало социальной и трудовой реабилитации инвалидов.

Повышение уровня жизни советских граждан, в том числе инвалидов, явилось одним из важных направлений внутренней политики Советского государства. 15 мая 1990 г. был принят новый Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"[32]. Важными положениями для инвалидов стали следующие.

Закрепление на уровне союзного закона за матерями, воспитавшими де- тей-инвалидов до 8 лет, права на получение пенсии по возрасту по достижении 50 лет при наличии определенного стажа работы.

Закрепление права детей-инвалидов, не достигших 16 лет, на получение социальной пенсии (ранее на таких детей выплачивалось пособие лицам, их воспитывающим).

Выплата пенсий по инвалидности в полном объеме инвалидам всех групп независимо от наличия и размера заработка или иного источника дохода.

Еще до введения указанного закона в действие в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения"[33] были повышены размеры пенсий инвалидам I и II групп.

Новый закон не только установил право детей-инвалидов на социальную пенсию, но и поспособствовал стимулированию инвалидов всех групп к трудовой деятельности.

В конце 1990 г. в правовой политике Советского государства, проводимой в отношении инвалидов, произошло важное событие - Верховным Советом СССР были приняты Закон СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР"[34] и Постановление "О введении в действие Закона СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР"". В данном законе помимо сформулированных понятий "инвалид", "ограничение жизнедеятельности" содержались положения, касающиеся вопросов трудоустройства, образования (в том числе дополнительного) инвалидов, создания условий для беспрепятственного доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры; медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов; социальной помощи; деятельности общественных организаций инвалидов. Важное значение данный закон имел в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, инвалиды получили "свой закон", который содержал общие положения относительно вышеуказанных сфер жизнедеятельности данной категории населения. Принятие отдельного закона, регламентирующего правовое положение инвалидов в СССР, свидетельствовало о важном месте, которое занимала деятельность по социальной защите данной социальной группы во внутренней политике Советского государства.

Во-вторых, закон юридически закрепил новые приоритеты в решении проблем инвалидов и инвалидности. С принятием закона главными направлениями деятельности государства стали не только и не столько улучшение материального положения инвалидов, сколько комплексная реабилитация и интеграция их в общество. Принятие данного закона определило направления развития правовой политики в отношении инвалидов. Однако известные исторические события 1991 г. привели к тому, что реализация этих направлений была отложена.

Анализ советской правовой политики 1980-х гг., осуществлявшейся в отношении инвалидов, позволил выделить следующие тенденции ее развития: систематизация нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы жизни и деятельности инвалидов; формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой статус инвалидов-военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота, КГБ СССР, МВД СССР, выполнявших интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан; совершенствование деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий; развитие пенсионного законодательства. Несмотря на перестройку экономических отношений, существенными льготами в сфере налогообложения пользовались как сами инвалиды, так и их общественные организации, а также предприятия, учреждения и организации, использующие труд данной категории граждан[35]. Принятие Закона "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР" юридически закрепило новые концептуальные подходы к решению проблем данной категории населения. Возможно, что в случае реализации указанного закона жизнь инвалидов существенно изменилась.

Смена власти в октябре 1917 г. привела к значительным изменениям в государственном, общественном строе, государственном аппарате, праве. Эти изменения затронули правовую политику государства, осуществлявшуюся в отношении инвалидов. В 1920-е гг. правовой политике в рассматриваемой сфере были свойственны такие характеристики, как фундаментальность, динамичность преобразований, отставание правового регулирования от фактически сложившихся общественных отношений, стимулирование развития новых социальных связей. На 1920-е гг. приходится период формирования основ советской правовой политики в отношении инвалидов: определяются приоритетные направления (формирование и совершенствование правовой базы, регламентирующей процедуру освидетельствования и определение группы инвалидности, пенсионное обеспечение, образование, трудовое устройство инвалидов); выбираются наиболее эффективные средства реализации данной политики (льготы, преференции); определяются субъекты формирования и реализации этой политики.

Советская правовая политика 1930-х гг. в отношении инвалидов была направлена на адаптацию законодательства к изменившимся условиям (социальным, экономическим, политическим) и задачам, стоявшим перед государством. Средства реализации правовой политики 30-х гг. прошлого века в отношении инвалидов остались прежними - это льготы и преференции, устанавливаемые не только для инвалидов, но и для создаваемых ими объединений. В 1930-е гг. приоритетными направлениями советской правовой политики были развитие кооперации и общественных объединений инвалидов, трудовое устройство данной категории населения, реформирование врачебно-трудовой экспертизы. Значительное внимание уделялось инвалидам войны и военной службы и приравненным к ним лицам, а также пенсионному обеспечению, в том числе по инвалидности.

В 1940-е гг. развитие советской правовой политики в рассматриваемой сфере в основном было связано с появлением инвалидов Великой Отечественной войны. Появление новой категории инвалидов обусловило развитие двух приоритетных направлений правовой политики в отношении исследуемой категории населения. Первое направление - это преобразование деятельности врачебнотрудовых комиссий. Второе направление - это развитие и совершенствование законодательства, затрагивающего права и интересы инвалидов Великой Отечественной войны и членов их семей.

Приоритетным направлением советской правовой политики 1950-х гг. в отношении инвалидов были социальная защита инвалидов Отечественной войны и иных категорий инвалидов военной службы и совершенствование законодательства в сфере пенсионного обеспечения советских граждан, в том числе инвалидов. Деятельность органов государственной власти в указанных областях была направлена на систематизацию ранее принятых нормативно-правовых актов, анализ практики их применения и принятие новых актов в соответствии с изменяющимися условиями. Основными средствами реализации правовой политики в отношении инвалидов оставались льготы, перечень которых в 1950-е гг. увеличился незначительно. К приоритетному направлению следует отнести упорядочение деятельности врачебно-трудовых экспертных комиссий. В то же время решения государственных органов носили противоречивый характер: нормы, направленные на материальное обеспечение инвалидов, не стимулировали их к труду, а в отдельных случаях лишали возможности трудоустроиться.

В 1960-е и 1970-е гг. тенденции развития правовой политики в отношении инвалидов существенно не изменились. Приоритетными направлениями в рассматриваемой сфере являлись образование, трудовое устройство, пенсионное обеспечение, которые в конечном итоге должны были способствовать повышению уровня материального обеспечения инвалидов. На достижение этой цели было направленно и расширение льгот, предоставленных различным категориям инвалидов (особенно инвалидам Отечественной войны). Важными тенденциями стали постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с рабочими и служащими, юридическое оформление новой категории инвалидов "дети- инвалиды", предоставившее впоследствии право данной категории на материальное (позднее - пенсионное) и социальное обеспечение.

Общие процессы кодификации и систематизации права затронули советскую правовую политику, осуществляемую в отношении инвалидов к 1980-м гг. Появилась необходимость в устранении множественности и объединении решений правительства, затрагивающих права и интересы инвалидов, как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик (в частности, РСФСР). Систематизация коснулась таких сфер, как: льготы и преимущества для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих; обеспечение транспортными средствами инвалидов различных категорий; предоставление права бесплатного проезда внутригородским транспортом инвалидам отдельных категорий; материальное обеспечение инвалидов и престарелых граждан, не получавших пенсии; пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей и лиц начальствующего и рядового состава МВД СССР.

Появилась нормативно-правовая база, регламентирующая отдельные стороны жизни и деятельности инвалидов с детства, детей-инвалидов, а также лиц, воспитывающих их. Однако комплексное законодательство, регулирующее все вопросы жизни и деятельности этих категорий инвалидов, в анализируемый период так и не было создано.

События в Демократической Республике Афганистан обусловили появление новой категории инвалидов-военнослужащих Советской Армии и ВоенноМорского флота, КГБ СССР, МВД СССР, выполнявших интернациональный долг в данном государстве. Правовая политика в отношении этой категории инвалидов не отличалась интенсивным правотворчеством. Это объяснялось емкостью принимаемых нормативно-правовых актов, а также тем, что часть воинов- интернационалистов были приравнены по льготам к инвалидам Отечественной войны, в отношении которых уже была создана нормативно-правовая база.

В целом следует отметить, что инвалиды из числа военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава внутренних дел (в особенности инвалидов войны) по-прежнему пользовались особой заботой со стороны государства и обладали наибольшим объемом льгот и преимуществ.

Высокий уровень инвалидности, недостатки в деятельности врачебнотрудовых экспертных комиссий вызвали необходимость совершенствования врачебно-трудовой экспертизы. Правовая политика в данной области характеризовалась конкретизацией прав и обязанностей врачебно-трудовых экспертных комиссий низшего звена, юридическим оформлением профилактики инвалидности в качестве одной из задач врачебно-трудовых экспертных комиссий всех уровней, расширением прав освидетельствуемых.

Несмотря на существенные изменения экономических отношений, государство сохранило льготы по подоходному налогу, налогу на прибыль и налогу с оборота для предприятий, учреждений, организаций, использующих труд инвалидов (при соблюдении определенных условий). Соответственно, правовая политика в сфере налогообложения осуществлялась в интересах указанных субъектов.

Повышение материального положения инвалидов являлось одним из направлений внутренней политики СССР. Указанное обстоятельство отразилось на правовой политике в отношении данной категории граждан. Повышение материального обеспечения инвалидов осуществлялось в основном посредством повышения размеров получаемых ими пенсий. Поэтому в законодательство о пенсионном обеспечении были внесены изменения, направленные на повышение минимального размера пенсий инвалидам I и II групп; предоставление детям- инвалидам, не достигшим 16 лет, права на получение социальной пенсии; снятие ограничений по выплате пенсий работающим инвалидам всех групп, независимо от размера оплаты труда.

Таким образом, правовая политика СССР в отношении инвалидов в целом осуществлялась в интересах данной социальной группы. Наличие льгот, являвшихся основными средствами реализации правовой политики в рассматриваемой сфере, пенсионное обеспечение в немалой степени способствовали стабильному материальному положению инвалидов, что явилось целью политики Советского государства. О создании доступной для инвалидов среды, интеграции их в общество начали задумываться лишь в конце существования советского периода. Принятый 11 декабря 1990 г. Закон СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР" юридически закрепил новые концептуальные подходы к решению проблем инвалидов и инвалидности. Однако известные исторические события не позволили приступить к реализации данного закона.

 

[1] Колесникова А.Ю. Правовая политика Советского государства в отношении инвалидов в 80-е годы ХХ века // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 1. С. 105 - 106.

[2] Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих : постановление Совета министров СССР от 23.02.1981 № 209 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 750 - 754.

[3] О порядке обеспечения транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства : постановление Совета министров РСФСР от 19.05.1983 № 254 // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 2. С. 373.

[4] Об объединении решений Правительства РСФСР по вопросу предоставления отдельным категориям инвалидов права бесплатного проезда внутригородским транспортом : постановление Совета министров РСФСР от 05.09.1985 № 384 // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 2. С. 353.

[5] О материальном обеспечении инвалидов и престарелых граждан, не получающих пенсии : постановление Совета министров РСФСР от 17.10.1985 № 456 // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 2. С. 343.

[6] О внесении изменений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий и в Положение о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов : постановление Совета министров СССР от 02.09.1981 № 866 // СП СССР. 1981. № 24. Ст. 143.

[7] Об обеспечении транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства : постановление Совета министров СССР от 04.04.1983 № 272 // СП СССР. 1983. № 10. Ст. 51.

[8] О порядке проведения капитального ремонта мотоколясок, выдаваемых инвалидам из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидам с детства : постановление Совета министров СССР от 24.10.1985 № 1000 // СП СССР. 1985. № 33. Ст. 156.

[9] О дополнительных мерах по улучшению обеспечения инвалидов транспортными средствами : постановление Совета министров СССР от 10.11.1989 № 954 // СП СССР. 1989. № 36. Ст. 169.

[10] О повышении размеров пособий инвалидам с детства II группы : постановление Совета министров СССР от 16.02.1990 № 181 // СП СССР. 1990. № 8. Ст. 40.

[11] О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства : постановление Совета министров РСФСР от 23.04.1986 № 171 // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 2. С. 320.

[12]

149 О продаже родственникам, осуществляющим уход за инвалидами с детства и детьми- инвалидами, автомобилей "Запорожец" с ручным управлением : письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 29.05.1987 № 1-61-И (Документ опубликован не был).

[13] О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям : постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР от 17.01.1983 № 59-27 // Свод законов СССР. Т. 2. С. 754 - 756.

[14] О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей : постановление Совета министров СССР от 09.08.1988 № 989 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 754-8-3.

[15] Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей : постановление Совета министров СССР от 10.11.1982 № 986 (Документ опубликован не был).

[16] Дзюба В.А. Льготы ветеранам войны, войнам-интернационалистам и другим категориям граждан СССР. Москва : Юрид. лит., 1991. 463 с.

[17] Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей : постановление Совета министров СССР от 10.11.1982 № 986 (Документ опубликован не был).

[18] Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и их семей : постановление Совета министров СССР от 30.05.1985 № 493 (Документ опубликован не был).

[19] О пенсионном обеспечении военнослужащих : закон СССР от 28.04.1990 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 23. Ст. 414.

[20] Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих : постановление Совета министров СССР от 23.02.1981 № 209 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 750-754.

[21] О дополнительных льготах участникам Великой Отечественной войны : постановление Совета министров СССР от 15.01.1985 № 54 // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 748.

[22] О льготах при продаже товаров длительного пользования в кредит : постановление Совета министров СССР от 28.10.1986 № 1277 // Свод законов СССР. 1990. Т. 8. С. 484.

[23] О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения граждан : указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.04.1987 № 6881Х! // Ведомости ВС СССР. 1987. № 17. С. 224.

[24] О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы органов здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности инвалидов : приказ от 03.08.1984 Министерства социального обеспечения РСФСР № 104, Министерства здравоохранения РСФСР № 575-дсп (Документ опубликован не был).

[25] Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях : постановление Совета министров РСФСР и ВЦСПС от 09.04.1985 № 147 // СП РСФСР. 1985. № 11. Ст. 51.

[26] О местных налогах и сборах : указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 № 3819 - Х // Свод законов СССР. 1990. Т. 5. С. 479.

[27] О местных налогах и сборах. См. также: О налогообложении владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов : указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.03.1988 № 8641 - XIV // Ведомости ВС СССР. 1988. № 12. Ст. 186 ; с изм. и доп., внес. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.03.1989 // Ведомости ВС СССР. 1989. № 13. Ст. 92.

[28] О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О подоходном налоге с населения" : указ Президиума Верховного Совета СССР от 20.10.1983 № 10137-Х // Ведомости ВС СССР. 1983. № 43. Ст. 653.

[29] О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства : закон СССР от 23.04.1990 № 1443-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 320.

[30] О порядке и льготах по налоговому регулированию фонда оплаты труда государственных предприятий (объединений) : постановление Совета министров СССР от 21.09.1989 № 762 // СП СССР. 1989. № 32. Ст. 144

[31] О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" : закон РСФСР от 01.12.1990 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 384.

[32] О пенсионном обеспечении граждан в СССР : закон СССР от 15.05.1990 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 23. Ст. 416.

[33] О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения : закон СССР от 01.08.1989 № 313-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1989. № 9. Ст. 209.

[34] Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР : закон СССР от 11.12.1990 № 1826-1 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 51. Ст. 1115.

[35] Колесникова А.Ю. Правовая политика Советского государства в отношении инвалидов в 80-е годы ХХ века. С. 113.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.04.2017)
Просмотров: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%