Вторник, 26.11.2024, 05:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Многофункциональный центр как специальный субъект административного права, предоставляющий электронные государственные услуги

На сегодняшний день, одним из динамично развивающихся способов предоставления электронных государственных услуг выступает их реализация с помощью специально создаваемых организаций - МФЦ. Отечественная правовая наука отличается неоднозначностью подходов к вопросу о необходимости формирования таких центров в России. В то время как одни ученые считают, что МФЦ в большей степени способны осуществлять деятельность по предоставлению услуг в системе государственного управления[1]. Другие, напротив, рассматривают их как еще одно препятствие на пути обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов власти. По мнению С.Н. Шевердяева, с помощью МФЦ «воздвигаются новые стены в виде квалифицированных посредников, которые будут охранять чиновников от беспокойства со стороны граждан»[2]. Тем не менее, Правительством РФ деятельность МФЦ оценивается положительно[3].

Отметим, что цель создания МФЦ - это возможность обеспечения гражданину различных каналов взаимодействия с органами, предоставляющими услуги, в том числе и в электронной форме[4]. Вместе с тем, использование ИКТ в государственном управлении не исключает традиционные способы взаимодействия заявителей и органов власти, соответствующих организаций, посредством личного обращения в органы власти, МФЦ или при помощи почтовой связи. Заявителю должны быть гарантированы как возможность очного обращения за услугой (в территориальное подразделение органа, МФЦ), так и дистанционного (с использованием порталов государственных услуг, телефонной связи). При этом наиболее существенным, представляется обеспечить комбинированный способ реализации названных услуг, т.е. использование нескольких каналов взаимодействия для оказания одной услуги: обращение гражданина за предоставлением услуги с помощью ЕПГУ, портала органа государственной власти или МФЦ, результат которой, он может получить, лично обратившись в региональный МФЦ. Только при должном осуществлении данных мероприятий на практике, в полной мере будет реализовано одно из основных условий оказания услуг - принцип доступности. Официальные статистические данные демонстрируют существенный рост числа МФЦ, создаваемых на территории субъектов РФ[5]. Тем не менее, некоторые ученые указывают, что не во всех сельских поселениях есть технические возможности для дистанционного ознакомления и получения государственных или муниципальных услуг[6].

Создание центров так же направлено на соблюдение еще одного существенного принципа оказания услуг - принципа «одного окна», согласно которому, предоставление государственной или муниципальной услуги должно осуществляться после однократного посещения заявителя соответствующего органа власти или организации, а взаимодействие данных учреждений с МФЦ должно происходить без участия заявителя в соответствии с нормативно-правовыми актами и соглашениями о взаимодействии. Подчеркнем, что исполнение указанных требований законодателя представляется трудновыполнимым без применения современных информационных технологий, которые обеспечивают электронный способ коммуникации между субъектами предоставления услуг (СМЭВ)[7].

Нормативно-правовое регулирование деятельности МФЦ в России берет свое начало в 2009 году, когда Правительством РФ были утверждены первые Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг1. В частности, впервые закреплялась легальная дефиниция МФЦ, под которыми понимались, государственные или муниципальные учреждения (автономные учреждения), создаваемые субъектами РФ или муниципальными образованиями для организации централизованного предоставления государственных и муниципальных услуг. Дополнительно указывалось, что на базе центра должно предоставляться не менее 50 услуг по следующим ключевым направлениям: социальная защита населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определение гражданско-правового статуса заявителя; регулирование сферы предпринимательской деятельности.

В настоящее время, порядок создания и осуществления деятельности МФЦ определяется не только постановлением Правительства РФ, утвердившего новые Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг[8], но и федеральным законодательством - федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[9], а так же иными подзаконными нормативно-правовыми актами[10] и документами[11].

Следует, подчеркнуть, что легальное определения понятия МФЦ, претерпело некоторые изменения. Так, в соответствии с вышеуказанным законом, под ними необходимо понимать организации, созданные в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (автономного учреждения), в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, и уполномоченные на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». При этом уточняется, что МФЦ может иметь и иную организационно-правовую форму, предусмотренную федеральным законодательством Российской Федерации[12].

Таким образом, в целях определения МФЦ как специального субъекта административного права[13], следует выделить его признаки:

Во-первых, МФЦ - это организация, которая может быть создана, если иное не предусмотрено федеральным законом, только в виде государственного или муниципального учреждения[14]. В соответствии с федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные[15]. Главной отличительной особенностью каждого из них является способы финансового обеспечения деятельности[16].

Учитывая, что организация деятельности МФЦ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ, на законодательном уровне им предоставляется определенная свобода выбора в части типа учреждения, что подтверждается официальными данными[17]. Таким образом, не закреплен конкретный тип учреждения, в форме которого создается МФЦ. Данное обстоятельство, на наш взгляд, способствует разобщенности практики создания МФЦ в регионах Российской Федерации[18].

Тем не менее, как и любое иное государственное учреждение[19], МФЦ находится в определенной зависимости от государства. Его деятельность в большей степени основывается на нормативно-правовых актах принимаемых законодательными и исполнительными органами власти Российской Федерации.

Во-вторых, МФЦ является организацией, которая осуществляет функции по предоставлению государственных и муниципальных услуг. То есть, уполномочена органом исполнительной власти предоставлятьуслуги: по принципу «одного окна»; в электронной форме (электронные государственные и муниципальные услуги).

В данном случае, так же необходимо подчеркнуть, что государственная услуга, предоставляемая по принципу «одного окна», по аналогии с электронной государственной услугой, не является самостоятельным видом услуги. Законодатель лишь уточняет способ ее предоставления заявителю.

Выделение вышеперечисленных свойств МФЦ имеет особое значение для настоящего исследования, так как в совокупности они определяют административно-правовое положение центров предоставления государственных услуг как субъектов, предоставляющих электронные государственные услуги, указывают основные виды их деятельности на текущий момент.

Вместе с тем, имеется ряд нормативно закрепленных положений, регулирующих вопросы организации деятельности МФЦ, которые не соответствуют установленным признакам. В российском административном законодательстве так же отсутствует системный подход к выделению основных функций МФЦ. Поэтому, назрела существенная необходимость в его корректировке для установления единства правопонимания и исключения коллизи- онности норм законов и подзаконных актов.

Основные функции, а так же права, обязанности и ответственность МФЦ установлены в федеральном законе[20]. Следует, отметить, что в соответствующую статью данного акта неоднократно вносились изменения[21].

Следует отметить, что законодатель, не дает общего понятия государственной услуги, а так же муниципальной услуги1, предоставляемой различными субъектами, в том числе МФЦ. В статье 2 федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепляются легальные дефиниции таких понятий как «государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации»[22] [23]. Исходя из изложенного, можно прийти к неверному выводу о том, что МФЦ, а так же иные учреждения и организации, не могут осуществлять функцию по предоставлению государственных услуг, а значит и электронных государственных услуг[24].

Сущность определений вышеуказанных понятий не соотносится с положениями ст. 1, ст. 15 федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[25], п. 1 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг[26] (далее - Правила). Из их содержания следует, что МФЦ являются самостоятельными субъектами представления государственных услуг.

Таким образом, на наш взгляд, имеются существенные противоречия между нормами, которые содержаться не только в актах различного уровня, но и внутри одного федерального закона.

В целях разрешения сложившейся ситуации, целесообразным представляется заменить понятие «государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации» на «государственная услуга», и изложить п. 1 ст. 2 федерального закона от 27 июля 2010года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в следующем редакции: «1) государственная услуга - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;».

Представляется, что закрепление легальной дефиниции государственной услуги в общем виде расширитсубъектный состав органов и организаций, уполномоченных на предоставление государственных услуг (электронных государственных услуг), что так же должно привести к более правильному и точному пониманию функций МФЦ. При этом предлагаемое определение в большей степени будет соответствовать положениям, касающихся государственных услуг, закрепленных в иных законах[27].

Кроме того, признак МФЦ, выражающийся в функции по предоставлению электронных государственных услуг так же учитывается не во всех нормативно-правовых актах. Согласно п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ 22 декабря 2012 г. № 1376, МФЦ организовывает предоставление государственных и муниципальных услуг толькопо принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления[28]. Не предусмотрена возможность получения заявителем, посредством обращения в МФЦ, электронной государственной услуги, что полностью не соответствует действительности и, следовательно, является одним из недостатков административно-правового регулирования.

При этом многимидолжностными лицами подчеркивается важность развития сферы предоставления электронных государственных услуг в МФЦ[29]. Более того, на сегодняшний день, в России действует около 18 тысяч точек регистрации граждан в ЕСИА[30], 85% из которых, обеспечивается в МФЦ.

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что п. 1 Правил целесообразно изложить в следующей редакции: «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», электронных государственных и муниципальных услуг в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее соответственно -соглашение о взаимодействии; органы, предоставляющие государственные услуги; органы, предоставляющие муниципальные услуги)».

Более подробный перечень функций уполномоченных МФЦ[31], устанавливается в постановлении Правительства РФ. Таким образом, обязанности,

осуществляемые сотрудниками уполномоченных МФЦ в рамках предоставления услуг, были существенно расширены подзаконным нормативно - правовым актом[32].

Так же, в процессе осуществления своих основных функций по предоставлению электронных государственных услуг, МФЦ действует в соответствии с положениями, установленными в соглашениях о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами государственных внебюджетных фондов, а так же органами местного самоуправления. Общие требования к указанным соглашениям установлены в федеральном законе[33]. Принятое на его основании постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» закрепило основные условия соглашений о взаимодействии[34].

Особая значимость такого соглашения заключается в том, что оно, определяет порядок оказания государственных услуг в МФЦ, в том числе электронных[35]. Примерная форма соглашения была разработана Минэкономразвития России[36]. При заключении между уполномоченным МФЦ и органами власти, дополнительно предусматривается:

а) перечень МФЦ и привлекаемых организаций;

б) правила осуществления контроля соответствующими органами власти за порядком и условиями организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ и привлекаемых организациях.

Исходя из вышеизложенного, следует согласиться с мнением ученых, которые характеризуют данный вид соглашений как административный договор[37]. Такие соглашения действительно соответствуют ряду его сущностных признаков[38].

В изначальной редакции федерального закона № 210-ФЗ в качестве субъектов оказывающих государственные и муниципальные услуги, в том числе на основе ИКТ, рассматривались органы власти и МФЦ. Впоследствии, для повышения уровня доступности указанных услуг, были внесены необходимые изменения. Так, для реализации своих функций уполномоченный МФЦ вправе привлекать иные организации[39], посредством заключения с ними договора, который должен содержать: перечень муниципальных образований, на территории которых организуется предоставление государственных и муниципальных услуг; функции МФЦ, к осуществлению которых привлекается организация; порядок взаимодействия уполномоченного МФЦ и привлекаемой организации.

Однако, ни законодатель, ни Правительство РФ не определили правовую природу такого договора. Э.В. Талапина подчеркивает, что в данном случае «орган власти делегирует часть полномочий в МФЦ (по соглашению, не названному административным), МФЦ, в свою очередь, привлекает иные организации, уже не имеющие отношения к государству (частные), заключая при этом договор также неясной правовой природы»[40]. Соглашаясь с представленной точкой зрения, дополним, что данный пробел может вызвать неопределенные правовые последствия, в случае нарушения условий такого договора привлекаемой организацией при предоставлении электронных государственных услуг. В частности это имеет особое значение, в случае нарушения требований по использованию систем информационного взаимодействия уполномоченного МФЦ и привлекаемой организации. Таким образом, следует установить на нормативном уровне специфику договора, заключаемого между МФЦ и привлекаемой организацией, что позволит конкретизировать порядок привлечения к ответственности сторон рассматриваемого договора.

В связи с изложенным, отметим, что непрекращающийся процесс модернизации действующего законодательства, приводит к нестабильности правового регулирования деятельности работников МФЦ, ввиду постоянного увеличения количества их функций. Аналогичной точки зрения так же придерживается В.И. Фадеев, который указывает,что «трансформация нормативного правового регулирования относительно молодой сферы общественных отношений заставляет специалистов, занятых в данном процессе, осуществлять постоянный мониторинг законодательства и подзаконных актов, отвлекаясь от основного вида деятельности»[41].

Кроме того, в настоящее время, функции МФЦ предусматриваются в федеральном законе, актах Правительства РФ, документах иных федеральных органов власти, соглашениях о взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, нормативно-правовых актах субъектов РФ, договорах с привлекаемыми организациями. Такое разрозненное закрепление основных направлений деятельности МФЦ так же негативно сказывается на эффективности предоставления электронных государственных услуг.

Поэтому на данном этапе развития МФЦ в России, представляется необходимым обеспечить формирование единой (общей) практики деятельности МФЦ. Во-первых, это позволит реализовать функции МФЦ в соответствии с уже установленными в нормативно-правовых актах требованиями. Во-вторых, предоставит возможность определить имеющиеся недостатки административно-правового регулирования деятельности МФЦ в различных регионах.

Востребованность услуг, оказываемых МФЦ, подтверждается статистическими данными о предоставлении государственных и муниципальных услуг заявителям на базе МФЦ. Динамика количества обращений граждан, поступивших в МФЦ города Санкт-Петербурга за период 2014-2016 гг., в том числе с помощью информационных технологий, показывает существенный рост: с 195 385 обращений в январе 2014 года до 372 312 в сентябре 2016 го- да[42]. Данные, предоставленные МФЦ Воронежской области, так же демонстрируют стабильное увеличение поступающих заявлений: за 10 месяцев 2016 года было обработано более 2 млн. заявлений[43].

Поэтому, в рамках настоящего исследования особый интерес представляет правовой анализ требований к порядку предоставления МФЦ электронных государственных услуг.

Как отмечалось ранее, приоритетной задачей государства на этапе оптимизации государственных и муниципальных услуг является обеспечение дистанционного порядка их оказания. Ключевым фактором, влияющим на эффективность указанного способа взаимодействия органов и МФЦ с населением, выступает возможность применения ими автоматизированных систем. Тем не менее, такая деятельность так же требует комплексного и детального законодательного регламентирования: установления необходимых требований, стандартов к качеству используемых технологий. В связи с чем, подчеркивается необходимость формирования правовой и методической базы функционирования информационных систем МФЦ, их интеграцию с ведомственными информационными системами, ЕПГУ, личным кабинетом пользователя, системой мониторинга качества государственных услуг[44]. К сожалению, в ряде действующих нормативно-правовых актов имеются определенные недостатки, связанные с установлением требований к электронным государственным услугам, предоставляемых посредством МФЦ.

Так, Правила организации деятельности многофункциональных центров[45] определяют только требования к автоматизированной системе МФЦ[46],

но не к порядку предоставления электронных государственных услуг работниками МФЦ.

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»[47], содержит указание на то, что предусмотренные в нем требования распространяются только на электронные государственные услуги, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», а также органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления[48].

При этом в вышеуказанном акте закрепляются нормы в отношении МФЦ. Так, например, при организации записи на прием в МФЦ с помощью ИКТ, заявителю обеспечивается возможность ознакомиться с расписанием работы данного МФЦ либо его работника и информацией о времени свободном для приема заявителей. Кроме того, такая запись на прием должна осуществляться посредством информационной системы МФЦ, с обеспечением интеграции с ЕПГУ, порталами услуг и официальными сайтами[49].

Из этого следует, что требования, утвержденные Правительством РФ,распространяются и на электронные государственные услуги, предоставляемые в МФЦ. Таким образом, прослеживается несоответствие между органами (организациями) в отношении которых данный акт был принят, и органами (организациями), на деятельность которых он оказывает непосредственное воздействие.

Поэтому, учитывая, что МФЦ являются субъектом, предоставляющим электронные государственные услуги, целесообразно внести соответствующие изменения в действующие нормативно-правовые акты. В частности, предлагаетсяизложить п.1 и 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», в следующей редакции:

«1. Настоящий документ устанавливает требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - органы (организации)), а также многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);

При предоставлении электронных государственных услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и многофункци- опальных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - официальные сайты), заявителю обеспечивается:

а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;

б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос);

формирование запроса;

прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг);

получение заявителем результата предоставления услуги в электронной форме;

ж) получение сведений о каждой стадии выполнения запроса;

осуществление оценки качества предоставления услуги;

и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.».

Следует отметить, что суммарное количество услуг, предоставленных за весь период 2015 года посредством МФЦ, составило более 50 млн.[50], ежедневно в МФЦ субъектов РФ обращается около 300 тысяч заявителей[51]. По сравнению с данной статистической информацией, количество электронных государственных услуг, предоставляемых с помощью интернет-порталов государственных органов власти и МФЦ остается на достаточно низком уровне[52].

В связи с этим, следует указать, на распространенную в научной литературе точку зрению о том, что посредством функционирования МФЦ расширяются гарантии реализации прав граждан на информацию[53]. В соответствии с действующими нормами, каждый МФЦ должен быть оснащен сектором информирования, который включает в себя информационные стенды, содержащие актуальные и исчерпывающие сведения, необходимые для получения государственных и муниципальных услуг[54]. Кроме того, закрепляется, что МФЦ осуществляют функцию по информированию заявителей о порядке и ходе предоставления государственной услуги[55].

Поэтому, учитывая увеличивающееся количество заявителей, обращающихся в МФЦ, и, принимая во внимание, изложенную ранее точку зрения о значимости информационной осведомленности заявителей об электронных государственных услугах (принцип открытости электронных государственных услуг), представляется необходимым дополнить перечень функций МФЦ, закрепленных в федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следующим пунктом:

«4.1) информирование заявителей о порядке предоставления электронных государственных и муниципальных услуг с помощью интернетпортала многофункционального центра, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением электронных государственных и муниципальных услуг, в том числе консультирование заявителей о порядке предоставления указанных электронных государственных и муниципальных услуг;».

На практике, данные мероприятия должны осуществляться работниками МФЦ[56]. В итоге, это может привести к популяризации электронных государственных услуг в регионах РФ, а значит улучшится качество взаимодействия граждан и органов государственной власти, сократятся временные и финансовые затраты, необходимые для предоставления государственных услуг не только МФЦ, но и иными субъектами.

Признавая значение МФЦ в части обеспечения заявителей необходимой информацией, спорной представляется позиция В.И. Фадеева, считающего, что «центр - это не место, где можно проконсультироваться о том, как получать государственные и муниципальные услуги, это орган, который сам выполняет бюрократические действия по предоставлению данных услуг гражданам»[57].

По нашему мнению, напротив, информирование и консультирование граждан в МФЦ, может оказать положительноевоздействие на весь процесс осуществления государственного управления. Так, результатом реализации предлагаемой функции МФЦ, должно стать увеличение числа предоставляемых электронных государственных услуг, а, значит, существенно уменьшиться количество прямого взаимодействия заявителей и должностных лиц, государственных служащих, снизится уровень коррупционных рисков.

Более того, посредством информирования заявителей в МФЦ,могут быть достигнуты в установленные сроки задачи и ключевые показатели, установленные в указах Президента РФ[58].

Исходя из особенностей основных функций и полномочий, закрепленных в нормативно-правовых актах, можно прийти к выводу, что МФЦ выступает специальным субъектом административного права. В рамках предоставления электронных государственных услуг, он является одной из сторон административно-правовых отношений. Следовательно, обладая соответствующими правами и обязанностями, МФЦ принимает участие в реализации управленческой деятельности, реализации административных процедур, составляющих содержание государственных услуг.

Использование автоматизированных систем в деятельности работников МФЦ эффективно влияет на процесс информатизации административных процедур предоставления государственных и муниципальных услуг в регионах.

В целях повышения качества осуществления административно - управленческих процессов в стране, представляется, что большая часть электронных государственных услуг должна осуществляться через создаваемые на территории субъектов РФ и муниципальных образований МФЦ.

Думается, что осуществление вышеперечисленных мероприятий должно положительно повлиять не только на работу МФЦ, но и на всю деятельность органов власти по оптимизации государственного управления в Российской Федерации, повысить результативность оказания электронных государственных услуг физическим и юридическим лицам.

 

[1] См.: Старилов Ю.Н., Давыдов К.В. Административная реформа в Российской Федерации на современном этапе: основные достижения, проблемы и перспективы // Правовая наука и реформа юридического образования. 2011. № 1. С. 136; Кандрина Н.А. О некоторых проблемах эффективности правового регулирования государственного управления в условиях централизации государственной власти // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 35.

[2] Шевердяев С.Н. Концепция российского законодательства о доступе к правительственной информации в свете посторонних законодательных влияний // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 15.

жило оформлять паспорта в МФЦ // Рос. газ. 2016. 14 янв.; Жандарова И. Стол меняет адрес // Рос. газ. 2016. 27 сен.; Перечень госуслуг, предоставляемых в МФЦ по принципу «одного окна», хотят расширить // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://www.mfczgo.ru/index.php/actual/432-perechen-gosuslug-predostavlyaemykh-v- mfts-poprintsipu-odnogo-okna-khotyat-rasshirit (дата обращения: 18.03.2016 г.).

Кроме того, в 2017 году Правительством РФ были утверждены изменения вПравила организации деятельностимногофункциональных центров предоставления государственныхи муниципальных услуг. В частности, они касаются исключения с 2018 года взаимодействия заявителя с сотрудниками органов власти при организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ; схем размещения информации о режиме работы МФЦ; возможности учреждения центров оказания услуг для бизнеса путем создания дополнительных окон для приема и выдачи документов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д. Подробнее см.: О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : пост. Правительства Рос. Федерации от 17 февраля 2017 г.№ 209 // Рос.газ. 2017. 3 марта.

[4] По данным портала «Ваш контроль»,пользователи все больше предпочитают получение государственных услуг посредством обращения в МФЦнежели в государственные органы. В августе 2016 года из МФЦ (через колл-центры, инфоматы и мобильные сообщения) поступили оценки по 740 тысяч госуслугам - в 1,5 раза больше показателя предыдущего месяца. См.: Электронный бюллетень «Ваш контроль», Выпуск 6 // Проект Ваш контроль. URL: https://vashkontrol.ru/files/vk- vestnik-august-2016.pdf (дата обращения: 14.02.2017 г.)

[5] По информации, предоставленной Минкомсвязи России, в настоящее время сеть МФЦ предоставления услуг охватывает 95,3% населения Российской Федерации. Посредством МФЦ органы государственной власти оказывают 42 вида услуг. Подробнее см.: Ежемесячный прирост пользователей электронных госуслуг превысил один миллион человек // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/events/34885/ (дата обращения: 18.03.2016 г.).

На официальном сайте Портала МФЦ.рф представлена информация о том, что МФЦ созданы на территории 85субъектовРоссийской Федерации. Подробнее: Каталог МФЦ России // Портала МФЦ.рф. URL: http://мфц.рф/mfc/index/regions (дата обращения: 01.03.2017 г.).

[6] По мнению М.В. Паршина, 35 - 40% населения проживают в небольших населенных пунктах, в которых содержание МФЦ нецелесообразно. См.: Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. М., 2013. С. 83.

В рамках настоящего исследования деятельности МФЦ, следует отметить, что практика их создания как единого центра оказания государственных услуг не является нововведением. С декабря 2006 года действует Директива № 2006/123/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об услугах на внутреннем рынке» (далее - Директива) (Directive № 2006/123/ecoftheeuropeanparliamentandofthecouncilof 12 December 2006 Onservicesintheinternalmar- ket // EUR-Lex. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-

content/EN/TXT/?qid=1458977532004&uri=CELEX:32006L0123 (дата обращения: 26.03.2016г.)), которая устанавливает общие правила и требования, направленные на упрощение административных процедур, осуществляемых при предоставлении услуг физическим и юридическим лицам. В данном акте содержатся не только определения таких категорий как «услуга», «требование», но и указывается, кто может выступать поставщиком и получателем таких услуг.

Отдельной статьей Директивы определяется необходимость создания государством-членом Европейского союза на своей территории пунктов единого окна в целях выполнения процедур и формальностей, необходимых для доступа к деятельности поставщиков по оказанию услуг (деклараций, уведомлений или ходатайств, необходимых для получения разрешения со стороны компетентных органов, в том числе ходатайства о включении в реестры, списки, базы данных или о зачислении в профессиональные объединения или ассоциации) и реализации ходатайств о получении разрешений, необходимых для осуществления своей деятельности по оказанию услуг. С учетом данного требования, так же предусматривается гарантия дистанционного варианта предоставления услуг - подчеркивается важность выполнения процедур электронным путем компетентными органами и пунктами одного окна.

Для реализации положений Директивы, соответствующие изменения были внесены в законодательство ряда стран Европейского союза. Положительным примером эффективного административного законодательства, регулирующего деятельность организаций, предоставляющих государственные и муниципальные в едином месте, служат нормативно-правовые акты земель Германии (См., например: Gesetz uberdenEinheitlichenAnsprechpartnerfurdasLandBerlin (EAGBln) // Dasoffizielle- Hauptstadtportal. URL: https://www.berlin.de/sen/wirtschaft/wirtschaft-

undtechnologie/wirtschaftsrecht/eudienst leistungsrichtlinie/eagberlin.pdf (датаобращения: 26.03.2016г.); Gesetz uber den Einheitlichen Ansprechpartner fur das Land Brandenburg (BbgEAPG) // Landesregierung Brandenburg. URL: https://bravors.brandenburg.de/gesetze/bbgeapg_2016 (датаобращения: 26.03.2016г.); Gesetz uber Einheitliche Ansprechpartner fur das Land Baden-Wurttemberg (EAG BW)1 // Industrie- und Handelskammer Heilbronn-Franken. URL: http://heilbronn.ihk.de/ximages/1400166_eag.pdf (дата обращения: 26.03.2016г.)). Исходя и того, что указанная Директива распространяет свое действие только на законодательство стран - членов Европейского союза, Российская Федерация не участвует в реализации закрепленных в ней положений.

1 О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг (вместе с «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг») :пост. Правительства РФ от 3 октября 2009г. № 796 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 41. Ст. 4782 (утратил силу).

[8]Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : пост. Правительства Рос. Федерации от 22 декабря

2012 г. № 1376 : в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 17 февраля 2017 г. № 209 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7932; Рос.газ. 2017. 3 марта.

[9]Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ : в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28 декабря 2016 г. № 471- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179; 2017. № 1 (часть I). Ст. 12.

[10] Методические рекомендации по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, разработанные Минэкономразвития России определяют виды систем организации МФЦ в субъектах Российской Федерации, порядок управления мероприятиями по созданию и развитию МФЦ, их территориальную организацию, а так же иные вопросы. См.: Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг : приказ Минэкономразвития России от 27 мая 2016 г. № 322// Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[11] Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 декабря

2013 г. № 2516-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 2 (часть II). Ст. 155.

[12]Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ : в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28 декабря 2016 г. № 471- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179; 2017. № 1 (часть I). Ст. 12.

[13]В правовой литературе отмечают, что в отношении специальных субъектов административного права действуют отдельные нормы и правила, им предоставляются дополнительные процессуальные права и обязанности (Васильев Ф.П. Доказывание по делу об административном правонарушении: дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 2015. 403 с.; Васильев Ф.П., Виссаров А.В. Доказывание

[14] Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием. Подробнее см.: О некоммерческих организациях : федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ : в ред. федер. законов Рос. Федерации от 3 июля 2016 г. № 286-ФЗ, № 287-ФЗ, от 19 декабря 2016 г. № 449-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3. Ст. 145; 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4219; 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4220; 2016. № 52 (Часть V). Ст. 7498.

[15] Там же.

[16] Например, выполнение государственного (муниципального) задания казенным учреждением обеспечивается за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, такие учреждения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в соответствии с предусмотренными в их уставе правами. Однако, доходы, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28 декабря 2016 г. № 466-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823; 2017. № 1 (Часть I). Ст. 7; О некоммерческих организациях : федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ : в ред. федер. законов Рос. Федерации от 3 июля 2016 г. № 286-ФЗ, № 287-ФЗ, от 19 декабря 2016 г. № 449-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 3. Ст. 145; 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4219; 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4220; 2016. № 52 (Часть V). Ст. 7498.

Совершенно иной порядок предусмотрен в отношении доходов от коммерческой деятельности бюджетных и автономных государственных учреждений. В гражданском законодательстве предусматривается, что указанные доходы, а так же приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федерации от 7 февраля 2017 г. № 12 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; Официальный интернет-портал правовой информации

http://www.pravo.gov.ru - 07.02.2017.

края большинство МФЦ создано в виде казенных учреждений, но также встречаются и центры, являющиеся автономными или бюджетными учреждениями. В Воронежской области все отделения МФЦ действуют как автономные учреждения. Подробнее см.: Каталог МФЦ России // Портал МФЦ.рф. URL: http://мфц.рф/mfc/index/regions (дата обращения: 26.08.2016г.).

[18] Вопросу определения организационно-правовой формы МФЦ на протяжении достаточно длительного периода времени были посвящены многие научные работы отечественных авторов. Ю.В. Саввина в своей статье определяет, что МФЦ могут создаваться в форме акционерного общества, государственного (муниципального) унитарного предприятия, автономного учреждения, бюджетного учреждения (Саввина Ю.В. Проблемы выбора организационно-правовой формы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 5.С. 12). Н.В. Киселева считает, что МФЦ должны создаваться только в виде автономного учреждения, так как оно создается для оказания услуг при реализации полномочий органов власти, что в большей степени соответствует цели деятельности МФЦ (Киселева Н.В. Проблемы административно-правового статуса многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»). Вместе с тем, трудно не согласиться с точкой зрения Е.В. Гриценко и Е.Г. Бабелюк о том, что от организационно-правовой формы зависит степень финансовой самостоятельности МФЦ, которая к тому же, по их мнению, не должна приводить к чрезмерной коммерциализации его деятельности (Гриценко Е.В., Бабелюк Е.Г. Правовой статус многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в России и европейский опыт организации «службы единого окна» // Закон. 2012. № 7. С. 150).

[19] Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 5-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА - М, 2015. С. 269.

[20] МФЦ осуществляют: прием запросов от заявителей о предоставлении услуг; представление интересов заявителей при взаимодействии с соответствующими органами власти и организациями, в том числе с использованием ИКТ; представление интересов органов власти, принимающих участие в оказании государственных и муниципальных услуг, при взаимодействии с заявителями; консультирование заявителей о процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о выполнении запросов на предоставление таких услуг, а так же по иным вопросам, касающихся оказания услуг в МФЦ; взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями по вопросам оказания услуг, в том числе посредством направления межведомственных запросов с использованием автоматизированных систем; предоставление заявителям документов органов, по результатам услуг; прием, обработку информации из информационных систем органов власти; иные функции, установленные нормативноправовыми актами и соглашениями о взаимодействии. См.: Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ : в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28 декабря 2016 г. № 471-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31. Ст. 4179; 2017. № 1 (часть I). Ст. 12.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.04.2017)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%