Успехи медицины позволили использовать пересадку органов и тканей как особый метод лечения в тех случаях, когда другие методы лечебной помощи неэффективны. Однако полного законодательного акта, регламентирующего все вопросы изъятия органов и тканей от живого донора или умершего человека, в настоящее время нет ни в одной стране мира.
В ряде государств разрешается пересадка органов от умерших с согласия их родственников (Австрия, Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония) или на основании предсмертного распоряжения самого покойного (Дания, Финляндия, Канада), с разрешения лечебных учреждений (Венгрия, Франция, Швейцария) или прокуратуры (Польша). В некоторых странах узаконена трансплантация отдельных органов и от живых доноров (Норвегия, США, ЮАР).
В мире существует более 200 законодательных и подзаконных актов, касающихся различных аспектов трансплантации органов и тканей. Речь идет о правовом регулировании донорства от живого человека и трупа, о медицинском и юридическом понятии смерти и критериях ее констатации, о праве на труп и изъятие органов и тканей для трансплантации и консервации, о возможности вознаграждения за донорство, о добровольности донорства и осознанности его возможных последствий, о недопустимости донорства несовершеннолетних, недееспособных и т.п.[1]
Во многих странах медики оказались неподготовленными к использованию органов и тканей, полученных от трупа. Отсюда множество морально-этических и юридических норм, которыми руководствуются при трансплантации в Австрии и Бельгии, Бразилии и Канаде, Финляндии и Франции, Великобритании, Венгрии, Японии и Норвегии, Польше и Южно-Африканской республике, в том числе и в нашей стране.
Во многих странах мира уделяется большое внимание проблеме правового регулирования трансплантации органов и тканей человеческого организма, а также вопросам ответственности лиц, нарушивших порядок ее проведения. В ряде государств приняты соответствующие законы, например: Закон «Об охране здоровья» (Чехия); 2-й Закон «Об охране здоровья» (Венгрия); Закон о пересадке органов и других анатомических материалов (Венесуэла); Закон о здравоохранении (Болгария); Положение «О проведении трансплантации» (Германия); Закон № 438 о пересадке почек (Италия); Закон о пересадке тканей и органов умерших лиц (Швеция); Закон о применении тканей, органов и частей трупа в терапевтических и научных целях (Бразилия) и др. эта проблема привлекает все возрастающее внимание как ученых-медиков, так и правоведов.
В США составители рекомендованного законодателям штатов в качестве модели «Единообразного акта о пересадке анатомических органов», подробно регламентирующего многие вопросы трансплантации, отказались сформулировать правила определения момента смерти будущего донора, предоставив решение этого вопроса медицинской науке. Акцент в «Единообразном акте» сделан на нормах, призванных предупредить злоупотребления, которыми чревато широкое распространение пересадок органов: например, врачу, констатировавшему смерть будущего донора, запрещается участвовать в операциях по трансплантации и т. п.[2].
В соответствии с Декларацией о трансплантации человеческих органов, принятой в 1987 г. Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), проведение любой операции по трансплантации требует получения «информированного, добровольного и осознанного согласия донора и реципиента, а в случаях, когда это невозможно, то членов их семей или законных представителей». Специальный документ — Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов, принятая ВМА в 1994 г., — стал ответом на получившие к тому времени распространение случаи участия врачей в операциях по пересадке органов и тканей, полученных от заключенных, приговоренных к смертной казни, лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, похищенных детей и других лиц, не имеющих возможности отказаться от такой операции, или вообще без их согласия.
В Кыргызской Республике Минздравом создан Центр пересадки органов. Статьи 23 и 25 Закона «Об охране здоровья народа в Республике Кыргызстан» (1992 г.) предполагают трансплантацию органов, тканей и искусственное оплодотворение. В республике принят уголовный кодекс, в котором предусмотрена уголовная ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 114), за нарушение правил проведения операции по трансплантации (ст. 115) и за причинение вреда здоровью (п. 7 ст. 104). В то же время законодатель не указывает, о нарушении каких условий и порядков идет речь.
Изъятие и заготовка органов и тканей от трупов затруднены или невозможны ввиду отсутствия соответствующего законодательства, регламентирующего вскрытие трупа и его использование для лечебных целей, а проведение опытов медицинского, биологического, психологического характера над людьми без надлежаще выраженного и удостоверенного добровольного согласия испытуемого запрещено Конституцией Кыргызской Республики (ч. 2 ст. 18).
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г., согласно которому изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью не будет причинен значительный вред. Сами же органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Данный закон допускает изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту только при соблюдении определенных условий: выражении донором своего согласия в письменной форме, всестороннем медицинском обследовании донора и заключении консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации и т.д.
Подобные положения можно встретить в Законе ФРГ «О пожертвовании, изъятии и пересадке органов», принятом 5 ноября 1997 г. В этом законе содержатся предписания:
1) О сфере применения, просвещении населения, заявлении о пожертвовании органов;
2) Изъятии органов у мертвых доноров;
3) Изъятии органов у живых доноров;
4) Запрещении торговли органами;
5) Уголовной и административной ответственности и др.
§ 18 Закона ФРГ о трансплантации 1997 г. — «Торговля органами» — устанавливает уголовную ответственность за торговлю органами, а § 19 «Дальнейшие уголовно-правовые предписания» — за трансплантации без согласия донора либо с иным нарушением существующего порядка трансплантации, а также за незаконное распространение, переработку либо использование личностной информации в связи с трансплантацией в противоречии с предписаниями, установленными в данном законе. Эти предписания требуют специальной оценки. Однако они, несомненно, шире, а вероятно, и практичнее, чем предписания ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации», которые устанавливают ответственность только за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.
Таким образом, в немецкой юридической литературе выражено общее мнение о том, что коммерческое использование органов должно быть реально наказуемо.
Статья 163 «Принуждение к даче органов или тканей для трансплантации» УК Республики Беларусь, предусматривает наказание лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. Принуждение лица к даче его органов или тканей для трансплантации, совершенное с применением насилия либо в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
В Статье 3 «О трансплантации органов и тканей человека» содержится подобное положение о том, что органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также рекламирование потребностей в органах и тканях человека с целью предложения вознаграждения за их получение влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Статья 5 этого же Закона говорит о том, что «принуждение любым лицом донора к согласию на забор у него органов и тканей влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь[3] (
Нормы УК Украины, устанавливающие ответственность за принуждение к донорству, сформулированы иначе. В частности, ст. 143 «Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека» предусматривает следующие общественно опасные деяния: нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека (ч. 1); изъятие у человека путем принуждения либо обмана его органов или тканей с целью их трансплантации (ч. 2); действия, предусмотренные частью второй названной статьи, совершенные в отношении лица, находившегося в беспомощном состоянии или в материальной либо иной зависимости от виновного (ч. 3); незаконная торговля органами или тканями человека (ч. 4); действия, предусмотренные частями второй, третьей или четвертой названной статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или участие в транснациональных организациях, занимающихся такой деятельностью (ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Действия, совершенные в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии или в материальной или иной зависимости от виновного, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на тот же срок, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового..
В отличие от Российского законодателя законодатель Украины установил уголовную ответственность за сам факт нарушения порядка проведения трансплантации органов и тканей человека (ч. 1 ст. 143), установленного Законом Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» 1999 г., а также ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Украины: Инструкцией по констатации смерти человека на основании смерти мозга, Инструкцией об изъятии органов человека у донора-трупа, Инструкцией об изъятии анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов у донора-трупа, Инструкцией по изготовлению биоимплантантов, Порядком взятия, хранения и использования костного мозга и др.
Украинский УК, в отличие от УК России, помимо насилия предусматривает и такой способ принуждения к донорству, как обман.
В начале 2005 г. Европейский парламент огласил список стран, в которых процветает нелегальная продажа человеческих органов. Обвинения были выдвинуты против Эстонии, Молдавии, Румынии, России и Украины. К числу претендентов на место в этом списке были отнесены и государства Центральной Азии, в том числе и Казахстан.
Согласно законодательству Республики Казахстан, трансплантация органов в Казахстане легальна. Однако в Законе Республики Казахстан от 19.05.1997 г. № 111-1 «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» (гл. 4) говорится следующее:
Донором по трансплантации органов и тканей может быть человек, труп человека, а также животное.
Принудительное изъятие органов и тканей человека и их пересадка запрещаются. Органы человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Лица, допустившие такие деяния, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Порядок и условия проведения трансплантации органов и тканей от человека к человеку, от трупа к человеку и от животного к человеку устанавливаются положением, утвержденным уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан.
По ст. 113 Уголовного кодекса РК «принуждение к изъятию органов или человеческих тканей для трансплантации или иного использования» наказывается сроком до пяти лет. В случае же, когда трансплантация совершается насильно, — до семи лет. А если незаконная трансплантация органов приводит к смерти донора — от пяти до десяти лет лишения свободы без права занимать должность.
Следует отметить, что за год в мире возбуждается более пятидесяти уголовных дел о незаконной продаже человеческих органов. Из них только 20 процентов поддается раскрытию и наказанию, так как законодательная база в этой сфере до сих пор не имеет четких контуров.
24 января 2002 г. в Страсбурге был принят 186-й Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека. В гл. 6 ст. 21 говорится о запрещении извлечения финансовой выгоды. «Тело человека и его части не должны использоваться для извлечения финансовой выгоды или получения сравнимых преимуществ. Объявления о необходимости или доступности органов или тканей с целью предложения или получения финансовой выгоды и сравнимых преимуществ запрещены». Статья 22 гласит, что «торговля органами и тканями запрещена»[4].
Необходимо обратить внимание, что число доноров в США и Российской Федерации различается в десятки раз — 22 человека на 1 млн населения в США против 0,05 в России. И в этом принципиальную роль играет то обстоятельство, что правовое регулирование трансплантологии в США, в отличие от Российской Федерации, предусматривает так называемую систему «испрошенного согласия»: в разное время почти во всех штатах США был введен «Единый акт об анатомическом даре», согласно которому распоряжение своими органами и тканями, всем телом или его частями после смерти лицо может осуществить путем внесения соответствующего текста в карточку жертвователя (донора). Если же умершее лицо не сделало никаких распоряжений, согласие ближайших родственников на совершение таких действий необходимо[5].
В ряде других стран, придерживающихся системы «согласия» («договора») или «испрошенного согласия», процедура документального оформления согласия может быть также произведена занесением соответствующего решения в паспорт, водительские права и т.п., причем лицо имеет право отказаться от своего согласия в любой момент.
Внесенными в 1994 г. во французский кодекс здравоохранения положениями, направленными на обеспечение требований французского Гражданского кодекса о неприкосновенности тела (ст. 16.3), закреплено общее положение о необходимости предварительного согласия донора на посмертное изъятие его органов в целях трансплантации. В случае, если такое согласие при жизни не испрашивалось, врач обязан предпринять все разумные меры, чтобы получить согласие у родственников скончавшегося.
Принятая же в Российской Федерации система «отсутствия согласия» («отсутствие договора», «презумпция согласия», «предполагаемое согласие») или «неиспрошенного согласия», которой придерживаются также Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Чехия, предполагает, что препятствий для забора органов, в случае если потенциальный донор заранее при своей жизни не заявлял о своем несогласии, не существует, изъятие осуществляется без уведомления родственников и без получения их согласия («на момент изъятия учреждение здравоохранения не было поставлено в известность о несо- гласии»).[6]
За последние годы почти в 40 странах были приняты законы, которые позволяют людям отдавать свои ткани после смерти для научных и лечебных целей. Однако еще есть страны, где самопожертвование не признается. С другой стороны, изъятие органов от трупов по судебно-медицинским показаниям без согласия родственников погибшего дает основание ставить вопрос о принципиальной возможности подобного же подхода применительно к проблеме трансплантации. Во Франции, например, министр здравоохранения санкционирует удаление органов, если руководитель медицинского учреждения считает, что это следует сделать для лечебных или научных целей. В США нет законов, разрешающих медицинским экспертам способствовать взятию органов от трупа. Член семьи имеет исключительное право на недавно умершего человека, и разрешение использовать его ткани для трансплантации следует получать у родственников21.
Таким образом, существует две юридическая модель изъятия органов и (или) тканей человека с целью трансплантации. Первая - прямое, информированное, фиксированное согласие. Она означает, что без юридически оформленного согласия каждого человека на использование его органов и тканей врач не имеет права производить их изъятие, то есть изъятие органов у трупа с целью трансплантации заключается в необходимости прижизненного выражения человеком своей воли. Вторая модель называется презумпцией согласия или концепцией не испрошенного согласия, которая носит предположительный характер. Подразумевается, что донор, не выразивший свое несогласие на изъятие органов, согласен на подобную операцию. Изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если при жизни потенциальный донор либо его близкие родственники заявили о своем несогласии на изъятие после смерти органов для трансплантации. Это означает, что любой из физически здоровых и нестарых россиян в случае тяжелой травмы, несовместимой с жизнью, может стать донором органов. Принимается во внимание лишь явно выраженное при жизни нежелание на трансплантацию органов и тканей.
Юридические вопросы трансплантации органов у человека решаются в разных странах неоднотипно и до настоящего времени ни в одной стране еще нет полноценного законодательного акта, всесторонне регламентирующего проблему взятия органов и тканей.
[1] Громов А. Правовое регулирование пересадки органов и тканей // Врач. 2012. № 5. С. 36.
[2] Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М., 1990. С. 108 - 109.
[3] Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-3
[4] Фабрика Т.А. Ответственность за незаконную трансплантацию человеческих органов и (или) тканей в зарубежном и российском законодательствах // Вестник Челябинского государственного университета. № 1 - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2005. С. 130-139
[5] Чельцова Н.В. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о наследовании // Информ. система «Кодекс».
[6] Залеская М.В. О проблеме презумпции согласия на посмертное изъятие органов в целях донорства // Гражданин и право. 2013. № 6. С. 7-8.
|