Современное функционирование бюджетной системы государства осуществляется в рамках специфической управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления − бюджетного процесса. Эта деятельность представляет собой регламентированную законодательством Российской Федерации деятельность, связанную с составлением, рассмотрением, утверждением проектов бюджетов, а также контролем за их исполнением, и формированием бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс включает в себя несколько стадий, имеющих собственные цели и задачи и составляющие в совокупности завершенный цикл организации управления бюджетной системой в рамках определенного закрепленного законодательно финансового периода.
Основными целями органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках осуществления бюджетного процесса является формирование, распределение и использование бюджетов различных уровней бюджетной системы, повышение эффективности их формирования и использования в процессе финансирования деятельности публичных образований, оптимизация перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, а также осуществление контроля за полнотой зачисления в бюджет и целевым характером использования бюджетных доходов.
Важнейшей гарантией реализации стоящих перед бюджетным процессом целей и задач является неуклонное соблюдение определенных принципов в ходе управленческой деятельности уполномоченных органов. Система данных требований представляет собой принципы бюджетного процесса, которые хоть прямо и не закреплены в законодательстве, но вытекают из общих принципов организации и управления бюджетной системой в целом. В частности принципами организации управленческой деятельности в рамках осуществления бюджетного процесса являются периодичность, организационное единство всех стадий бюджетного процесса и бюджетного учета, подчиненность определенным срокам.
В основе построения бюджетной системы и в ее рамках бюджетного процесса лежит совокупность определенных принципов, среди которых в Российской Федерации основополагающими выступают заложенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принципы ее единства, разграничения формирования доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами различных уровней бюджетной системы; самостоятельности и сбалансированности бюджетов, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, а также полноты отражения бюджетных показателей, единство кассы, прозрачность (открытость) бюджетных показателей и их достоверность.
Важнейшими принципами организации бюджетной системы выступают также такие законодательно закрепленные принципы, как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, подведомственность, адресность и целевой характер их расходования. Также следует отметить такой принцип, как принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который был введен на законодательном уровне в 2004 г. с целью эффективной реализации выше приведенных принципов.
В соответствии с действующим законодательством к принципам организации бюджетного процесса в Российской Федерации относятся принципы периодичности; организационного единства бюджетного процесса; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, результативность и эффективность использования бюджетных средств, прозрачность (открытость) и достоверность бюджета, единство кассы, принцип подчинения определенным срокам.
Помимо закрепленных на законодательном уровне принципов, определяющих бюджетный процесс в современной России, можно выделить ряд принципов, не закрепленных в законодательстве, но имеющих основополагающее значение в организации и управлении бюджетным процессом. В частности, учеными выделяются такие принципы управления бюджетными отношениями, как принципы своевременности, реальности, качественности, количественности и ясности отражения доходов и расходов, а также принцип контроля (подконтрольности) бюджетного процесса.
Динамика бюджетного процесса реализуется в его стадиях, представляющих собой совокупность действий уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющихся в строгой последовательности. Каждая стадия бюджетного процесса имеет свое предназначение и цели, достижение которой свидетельствует о ее завершении.
Вместе с тем все стадии бюджетного процесса являются тесно взаимосвязанными, взаимообусловленными, последовательными и обязательными, придавая в совокупности бюджетному процессу целостный характер. Именно деление бюджетного процесса на отдельные стадии и их неразрывная взаимосвязь в рамках бюджетного процесса как целостного единства свидетельствует об организационном единстве бюджетного процесса как основополагающем принципе.
Основополагающим для организации структуры бюджетной системы, ее функциональной эффективности выступает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, который можно рассмотреть в двух аспектах. Так, различается полнота по вертикали, когда в бюджет включаются все виды деятельности, входит вся совокупность доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета в обязательном порядке и в полном объеме, и полнота по горизонтали, сущность которой заключается в способах отражения обозначенной выше совокупности расходов и доходов, распределенных по видам деятельности. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов по горизонтали представляет собой скорее техническую сторону полноты бюджета.
Принцип полноты бюджета оценивается как важнейший в деятельности государства многими странами, имеющими богатый опыт в сфере бюджетной политики и бюджетного процесса.
В Бюджетном уставе ЕС, например, полнота бюджета расценивается с позиций такой государственной политики в бюджетной сфере, в рамках которой оказываются охвачены все виды деятельности государства, не оставляя возможности для формирования каких-либо иных бюджетов или внебюджетных фондов.
Следующим важнейшим принципом организации бюджетного процесса является принцип сбалансированности бюджета, сущность которого заключается в следующем: объем расходов, предусмотренных сформированным бюджетом должен четко соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Равновесие бюджета, то есть его сбалансированность выступает основой его бездефицитности.
Важнейшим принципом организации и управления бюджетным процессом является эффективность использования бюджетных средств, в основе которой лежит принцип экономичности, в контексте которого органам МСУ и государственной власти, уполномоченным осуществлять бюджетный процесс, необходимо придерживаться заданных бюджетных параметров при составлении и исполнении бюджетов.
Реализация данного принципа особенно значима в рамках осуществления расходования бюджетных средств. Исторический опыт показывает, что реализация принципа эффективности расходования бюджетных средств неразрывно связана с их специализацией, которая может быть как широкой, так и жестким определением направлений расходования бюджетных средств.
На настоящий момент в России происходит переориентирование бюджетного процесса на управление результатами, суть которого заключается в повышении ответственности и расширении самостоятельности акторов бюджетного процесса в контексте четко обозначенных среднесрочных ориентиров. При этом в рамках бюджетного планирования при формировании бюджета формулируются конкретные цели расходов и измеримые показатели (индикаторы), свидетельствующие о достижении соответствующих целей. Указанный подход к организации и управлению бюджетным процессом достижение большей результативности и эффективности осуществления бюджетных расходов.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств реализуется также в рамках организации расходования бюджетных средств, предполагая их выделение в распоряжение конкретных получателей с определением четких и однозначных направлений их на финансирование конкретных целей, нарушение которых является основанием для привлечения к ответственности.
Важнейшим организационным принципом управления бюджетным процессом является принцип единства кассы. Данный принцип базируется на положении о том, что все кассовые поступления и выплаты должны производиться с единого счета бюджета.
Еще одним ключевым принципом организации бюджетного процесса является принцип ежегодности бюджета, который заключается в том, что закон о бюджете, представляющий собой финансовый план, строго исполняется в течение календарного года и должен быть принят до начала планируемого года. Реализация данного принципа обеспечивает прозрачность бюджетной деятельности государства и органов местного самоуправления, обеспечивая более эффективную возможность осуществления финансового мониторинга и контроля за всеми потоками бюджетных средств в государстве.
Ежегодность принятия бюджета создает условия для наиболее точного учета в бюджетных показателях тенденций развития экономики, учета происходящей динамики в сфере производства, национального дохода государства, курса валюты, а также потребностей общественного развития.
Бюджетный процесс должен быть прозрачен и доступен для осуществления контроля за его реализацией, как со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, так и общества. Для его эффективной реализации есть правовая основа, поскольку принципы открытости деятельности органов государственной власти и МСУ в сфере формирования и реализации бюджетной политики, исполнения бюджетов, открытости бюджетной отчетности закреплены на законодательном уровне.
Большое значение данный принцип имеет и с точки зрения международных финансовых организаций, поскольку фискальная прозрачность бюджетного процесса обеспечивает возможность для граждан государства, а также участников рыночных отношений и финансовых операций на внутреннем и внешнем рынке адекватно оценить финансовое состояние государства и его финансовые перспективы. Своевременность опубликования бюджетной отчетности позволяет не только отслеживать политику государства, но и обеспечивать обратную связь реализуемым направлениям и мерам в рамках бюджетно-налогового регулирования. Прозрачность бюджетного процесса представляет собой некий механизм предотвращения ошибочных решений органов государственной власти в рамках бюджетного планирования.
Анализ природы отмеченных принципов организации и управления бюджетным процессом свидетельствует о том, что именно они являются той основополагающей базой, на которой строится деятельность системы государственного и муниципального управления по исполнению бюджетов различных уровней бюджетной системы, а также поддержанию ее эффективного функционирования в целях достижения тех задач, которые стоят пред бюджетной системой государства в целом.
Принципы организации и управления бюджетным процессом основываются на анализе опыта организации и управления бюджетными системами зарубежных стран на различных этапах их социально-экономического и политического развития. Кроме того, принципы организации и управления бюджетным процессом следует рассматривать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет их функционального взаимодействия и взаимообусловленности.
Любой набор элементов, претендующий на признание его системой, должен обладать определенной структурой − совокупностью связей, делающих этот набор устойчивым и целостным в отношениях с другими системами. Помимо этого любая система (особенно социальная) характеризуется таким своим качеством, как организация − упорядоченность системы, вызванная внешними по отношению к ней факторами.
Следуя вышесказанному, представляется ценным утверждение А.А. Богданова о том, что обязательным элементом системы выступает организационная структура, которая осуществляет свое управленческое и регулятивное воздействие на систему в целях ее гармонизации, сбалансированности и пропорциональности.
На поведении системы в целом и на свойствах ее элементов, находящихся в прямой или опосредованной взаимосвязи с другими частями, отражается факт наличия или отсутствия какого-либо элемента системы, изменение в его поведении. Тем более не может не существовать зависимостей между структурой системы и ее системообразующими факторами.
Таким образом, отличительными признаками любой системы являются связь, целостность и обусловленная их взаимодействием устойчивая структура.
Принципы организации и управления бюджетной системой и бюджетным процессом располагаются в определенной иерархической зависимости по отношению друг к другу с учетом фактора субординации. Иерархичность подразумевает, что все более сложное включает в себя простейшее и управляет им. Иерархическая связь осуществляется по принципу «матрешки» − один уровень бюджетных принципов входит в другой как его составная часть, что позволяет им взаимодействовать друг с другом. Субординация и иерархия обусловливаются закреплением разных принципов бюджетной системы и бюджетного процесса в нормативных правовых актах разной юридической силы либо в доктрине: наиболее важные и основные прописаны в Конституции РФ.
Однако следует учитывать, что иерархичность, как и субординация, отнюдь не означает предпочтения какого-либо одного из принципов в ущерб другим. В иерархии принципов организации и управления бюджетным процессом заложен гносеологический смысл, отражающий большое значение определенных принципов (чаще всего конституционных), что ни в коей мере не умаляет ценности и значимости другой разновидности принципов. Здесь важно понимать, что нарушение одного из принципов способно повлечь за собой целую цепочку нарушений, которые, в свою очередь, крайне негативно отразятся на реализации иных принципов и на эффективности управления всей бюджетной системой.
С этой точки зрения, четкое соблюдение одного из принципов может считаться основанием и определенной гарантией эффективной реализации всех иных требований и принципов, а в противном случае бюджетную систему ожидает функциональный сбор и кризис. Объясняется такое положение именно тем, что принципы организации бюджетной системы существуют и действуют в такой системе, в которой качества каждого из них определяются не только собственным содержанием, но и уровнем качества функционирования всей системы принципов организации и функционирования бюджетной системы.
Таким образом, система принципов организации бюджетного процесса представляет собой совокупность элементов (принципов), существующих в рамках организационной структуры, и системообразующих связей, делающих данную совокупность элементов устойчивой и целостной.
|