Исходя из того что взаимодействие ставших самостоятельными после распада Советского Союза государств проходило в разных направлениях, следует признать, что от объявления об их интеграции до ее реального осуществления прошло почти двадцать лет. Содружество Независимых Государств (далее - СНГ), Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, Единое экономическое пространство различный уровень интеграции и ее скорость, разный состав участников и необходимость согласования суверенных воль государств - все это уже история, каждый элемент которой заслуживает самостоятельного и глубокого изучения.
Создание любого сообщества, союза государств всегда происходит через формирование их органов, силами которых и развивается интеграция. Именно деятельность этих органов, полнота их компетенции, готовность к принятию решений определяют дальнейшую судьбу интеграции. Важную роль в этом процессе играет суд. Причина этого в том, что правовое регулирование интеграционных отношений заведомо пробельно, и именно суд способен восполнить эти пробелы, как указывает Т.Н. Нешатаева, "точечным образом, создавая нормы права, скрепить все три вида правового регулирования: международный договор, норму, изданную международной бюрократией, и норму, принятую национальными властями, в том числе национальными судами" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Steiner J., Woods L. EU Law. Oxford, 10 ed., 2009. P. 43.
Общеизвестно, что формирование Европейского союза в его современном виде - это во многом заслуга Суда <1>. Правомерно это утверждение и по отношению к другим интеграционным объединениям, например Андскому сообществу. В связи с этим представляет интерес изучение вопроса о месте суда в интеграционных объединениях на пространстве бывшего СССР и о трансформации его роли.
--------------------------------
<1> Нешатаева Т.Н. Выбор пути Суда ЕврАзЭС: правовые позиции и защита прав // Закон. 2013. N 9. С. 83.
|