Воскресенье, 24.11.2024, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Типология управленческих решений

Решение – это допустимый альтернативный выбор цели действия и способов ее реализации, в тоже время отказ от выбора является тоже решением. Управленческим решением является акт целенаправленной трансформации ситуации, процесс целеустремленного преобразования исходной информации о состоянии и условиях деятельности объекта управления в информацию о наиболее рациональном направлении достижения объектом необходимого состояния в будущем.

Управленческие решения определяются результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы достижения определенной цели системы управления, основанной на оценке издержек.

Руководители принимают управленческие решения, оказывая влияние на сотрудников для выполнения целей управления. Таким образом, лица, принимающие управленческие решения являются субъектами управленческой деятельности, а объект – система проблем и взаимоотношений, подлежащая изменению и регулированию, посредством управленческих решений.

Цель управленческого решения – обеспечить движение к поставленным перед организацией задачам.

Специфическое содержание процесса управления характеризуется следующими аспектами: информационным, методологическим, организационным, функциональным, экономическим и социальным.

Суть информационного аспекта в определенной последовательности действий обработки информации в течение процесса управления: поиск и сбор информации, сортировка и анализ, обработка и передача информации.

Определенная последовательность реализации процесса управления, заключает в себе методологический аспект: целеполагание, ситуационная оценка, установка проблемы, формирование управленческого решения.

Применение организационно-распорядительных методов влияния на систему управления в установленной последовательности определяет организационный аспект: регламентировать, нормировать, инструктировать и нести ответственность.

Последовательность реализации функций управления соответствует функциональному аспекту.

Экономический аспект обусловлен необходимостью установить потребности ресурсов системой управления и оценить их использование.

Обязательное участие человека, независимо от уровня автоматизации процесса управления составляет социальный аспект управления.

Совокупность всех обстоятельств (объективных, субъективных, внутренних и внешних) в определенной сфере управления, сформировавшихся в конкретное время и вызывающие необходимость управленческих действий руководителя определяют управленческую ситуацию. Они бывают хорошо рассматриваемыми и трудно анализируемыми, простыми и сложными, требующими глобальных, долгосрочных, краткосрочных или разовых решений.

Задача определяется как основное несоответствие между ситуацией и целью, решение главного несоответствия автоматически приводит к решению остальных. Определение проблемы устанавливает выработку решения, т.е. поиск направления решения проблемы.[1]

Широкий круг вопросов внутренней и внешней деятельности регулируют управленческие решения и принимаются на основании: выполнения текущих целей и задач организации; потребности её изменения под действием различных факторов; решение представшей проблемы; потребность нахождения новых ресурсов деятельности организации; прогноз и установление социально-экономического развития; программы, проекты и планы стратегического управления.

Таким образом, принятие управленческих решений осуществляется полномочными субъектами. Управленческие решения имеют четкую направленность на изменение, улучшение, совершенствование, рационализацию внутренних и внешних связей организации.

Полнота изменения обстановки или регулирования проблемы определяет результативность управленческих решений. Научная классификация управленческих решений помогает разрабатывать и принимать решения адекватные анализируемым проблемам.

Классификация управленческих решений, представленная в таблице 1, основывается на типологии многообразных критериев: функциональное содержание, сфера действия, иерархия системы управления, организация разработки, широта проблемы, организационное оформление, продолжительность осуществления причины возникновения, условия неопределенности.

Управленческие решения в зависимости от функционального содержания могут быть: плановыми, организующими, координирующими, активизирующими, контрольными и регулирующими.

Сфера действия управленческих решений определяет следующие их виды: экономические, социальные, организационные, технологические, технические.

Экономические решения направлены на повышение эффективности предприятия, оптимизацию производственных затрат, совершенствование результативности деятельности предприятия.

Социальные управленческие решения связаны с прогрессивными изменениями условий труда и отдыха сотрудников предприятия.

Технические управленческие решения направлены на техническое оснащение подразделений предприятия и его совершенствование.

 

Таблица 1.1. Классификация управленческих решений

Параметр классификации

Варианты решений

Функциональное содержание

плановые

организующие

координирующие

активизирующие

контрольные

регулирующие

Сфера действия

Экономические

Организационные

Социальные

Технологические

Технические

Иерархия системы управления

Стратегические

Оперативные

Тактические

Операционные

Организация разработки

Единоличные

Коллективные (групповые)

Масштаб проблемы

Общие

Частные

Организационное оформление

Жесткие

Ориентирующие

Гибкие

Нормативные

Продолжительность осуществления

Долгосрочные

Среднесрочные

Текущие

Причины появления

Ситуационные

По предписанию

Программные

Инициативные

Сезонные

Условия неопределенности

Стандартные

Бинарные

Многовариантные

Новаторские

Технологические управленческие решения учитывают технологию работы предприятия.

Организационные – решают проблемы организации производства: территориальное размещение предприятия, производственные помещения, потребности в персонале, нормы и нормативы организации труда.[2]

Иерархия системы управления классифицирует управленческие решения на: стратегические, оперативные, тактические, операционные.

Исходя из организации разработки управленческие решения подразделяют на: единоличные, коллегиальные, коллективные.

Широта проблематики управленческих решений разделяет их на общие и частные. Общие или комплексные управленческие решения предназначены необходимостью решения многофакторных задач, в состав которых входит сложная внутренняя структура.

Организационное оформление группирует управленческие решения на: конкретно-жесткие, ориентирующие, гибкие и нормативные.

В зависимости от продолжительности осуществления возможны: долгосрочные, среднесрочные и текущие управленческие решения.

Причины возникновения решений устанавливают следующее разделение на: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные и сезонные управленческие решения.

Учитывая, что управленческие решения зависимы от условий неопределенности, решения различают: стандартные, бинарные, многовариантные и новаторские (инновационные).

Первостепенность управленческих решений в организации зависит от стиля управления, уровня централизации структуры, времени и бюджета осуществления управленческого решения.

Методы принятия управленческих решений классифицируются на: рациональный, основанный на опыте и интуитивный. Интуитивный метод основывается на выборе, сделанном на основы ощущений правильности. Метод, основанный на опыте, базируется на выборе с помощью знаний и накопленного опыта, который направляет мысль в сторону привычных решений, лишая новых альтернатив и перспектив. Рациональный метод принятия управленческих решений опирается на объективный аналитический процесс.

Каждый из которых имеет достоинства и недостатки, так для интуитивного метода принятия решений достоинством будет быстрота и дешевизна, а для метода, основанного на опыте достоинством послужит возможность использования коллективной мудрости, в свою очередь наименьшую степень риска позволит рациональный метод принятия управленческих решений.

Кроме этого методы принятия решений делятся на: количественные, эвристические, коллективные, имеющие конкретные формы: синектика, метод эмпатии (личной аналогии), теория игр (решение задач в условиях неопределенности), совещание, работа в комиссии, линейное и вероятное (имитационное) моделирование.

Метод комиссии состоит в открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате тайного или открытого голосования. В некоторых случаях к голосованию не прибегают, выявляя результирующее мнение в процессе дискуссии. Преимущество метода комиссии состоит в росте информативности экспертов, поскольку при обсуждении эксперты приводят обоснования своих оценок, под воздействием которых некоторые участники комиссии могут изменить первоначальную точку зрения. Основной недостаток метода – отсутствие анонимности.[3]

Эвристический метод заключается в разработке управленческих решений для нетиповых, творческих задач. В управленческой практике таких задач довольно много. Обычно они решаются постепенно, путем обсуждения, концентрации идей и развития новых подходов. Эвристический метод используется при невозможности решить проблему стандартными, формализованными методами принятия управленческих решений.

Процесс рационального принятия управленческого решения имеет определенные этапы, приведенные в таблице 1.2. Первоначальным этапом является признание необходимости управленческого решения, который в свою очередь состоит из необходимости воспринять и признать проблему; потребности воспринять и сформулировать проблему; определить критерии успешного решения.

Таблица 1.2. Этапы принятия рационального решения

Этапы решения

Состав операций

I этап признание необходимости решения

Восприятие и признание проблемы

Интерпретация и формулирование проблемы

Определение параметров успешного решения

II этап разработка решения

Разработка альтернатив

Оценка альтернатив

Выбор альтернативы

III этап исполнение решения

Организация выполнения решения

Анализ и контроль выполнения решения

Обратная связь и корректировка

Вторым этапом рационального метода будет разработка решения. Этот этап состоит из выработки и оценки альтернатив, из которых в дальнейшем делается выбор.

Последним, третьим этапом является исполнение управленческого решения, состоящее из трех подпунктов: организация выполнения решения, анализ и контроль исполнения, обратная связь и корректировка.[4]

Технология принятия управленческих решений дает ответы на следующие вопросы: для чего делать, что конкретно делать, какими ресурсами, как, кому и когда делать, где делать и какой от этого будет эффект. Распределение операций в процессе управления приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3. Распределение операций в процессе управления[5]

Этапы управления

Группа операций

Состав операций

Цель

Целеполагание

Определение и формулирование цели

Постановка цели

Корректировка цели

Информационная работа

Поиск и накопление информации.

Хранение информации

Первоначальная обработка информации

Ситуация

Аналитическая работа

Анализ

Прогнозирование

Выявление и формулирование проблемы

Проблема

Выбор варианта действий (разработка решений)

1. Нахождение вариантов действий

2. Определение критериев выбора

3. Сопоставление вариантов

4. Выбор методов управления

5. Принятие решения

Организационное оформление решений

Решение

Организационно-практическая работа

Доведение решения до исполнителей

Разъяснение и уточнение решения

Контроль и внесение корректив

Оценка результатов деятельности

Механизм принятия управленческих решений включает:

1. Общее руководство принятия решений.

2. Правила принятия решений.

3. Планы в принятии решений.

4. Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.

5. Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).

6. Матричный тип взаимодействия.

Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три – горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Организация может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в управлении, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим руководителями, минуя своего непосредственного руководителя.

Правила принятия решений или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими предприятиями. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на: оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формируются в среднем управляющем звене в виде различных инструкций.

Стратегические правила, или деловая политика включает такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организация сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др.

Стратегические правила обычно формируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.

 

Диденко, Н. И. Основы внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / Н. И. Диденко – СПб. : Питер, 2009. –289 с.

[2] Косенко, В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела: учеб. пособие – М. : РИО РТА, 2008.

[3]Просянников Н.Н., Управление персоналом в таможенных органах : учеб.пособие — Владивосток : РИО ВФ РТА, 2012.

[4] Косенко, В.П., Опошнян Л.И. Основы теории эффективности таможенного дела: учеб. пособие – М. : РИО РТА, 2008.

[5]Ершов А.Д., Черных В.А. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение. Учебное пособие – М.: Изд-во РТА, 2009.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 1656 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%