Воскресенье, 24.11.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям

Чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, руководитель должен соблюдать все требования, предъявляемые к управленческим решениям[1]:

– единство целей (при разработке и принятии решения должно обеспечиваться условие его непротиворечивости ранее принятым целям);

– ясность формулировок – ориентация на конкретного исполнителя;

– краткость формулировок принятого решения (выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем);

– своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

– объективность (необходимость учета фактических условий или фактического положения дел при разработке вариантов решений);

– научная обоснованность и правомочность заключаются в обеспечении соответствия прав и обязанностей органов принятия решения, а научная обоснованность состоит в том, что каждое управленческое решение должно быть обязательно аргументировано и обосновано. Аргументы должны по возможности носить формализованный характер – статистические, экономические и другие данные.

Руководитель должен иметь широкий кругозор; осознает он или нет, но его стиль и методы работы оказывают влияние на процесс выработки и реализации решения. Лидерство заключается в создании нового видения решения проблемы и использовании своей харизмы для передачи ее значения последователям таким образом, чтобы это вдохновляло их, вызвало энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

В процессе выработки, принятия и реализации управленческого решения, как считает Голубков Е.П. (1990), можно выделить следующие четыре основные функции управляющего:

– управляет процессом выработки решения;

– генерирует задачи для решения, участвует в конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы;

– выполняет сложную работу по принятию решения;

– организовывает выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения.

Руководитель должен принимать решения, опираясь на точные, проверенные данные, на детально проработанные системными аналитиками варианты, в многообразии которых оптимальный вариант редко можно обнаружить с первого взгляда. А интуиция руководителя используется лишь в дополнение, но не как замена результатов, подготовленных системными аналитиками. Руководитель выбирает единственный вариант решения из предлагаемых системными аналитиками. Он должен вовремя потребовать от них данные анализа, пусть даже неполные. Не принятое вовремя решение – более грубая, чреватая более тяжкими последствиями ошибка, чем решение принятое, но содержащее какие-либо погрешности.

Таким образом, решение является непосредственным продуктом труда руководителя любого ранга и уровня. Функция подготовки и реализации решений лежат в основе многих организационно процедурных схем, положений, определяющих содержание деятельности отдельных элементов экономической системы, фирм.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям[2]: 1) всесторонняя обоснованность решений (реализуемым – наличие потребности и возможностей ее удовлетворения, устойчивым к возможным ошибкам в исходных данных); 2) правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству); 3) непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их); 4) своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано); 5) обеспеченность ресурсами; 6) ясность и лаконичность; 7) контролируемым в реализации.

Управленческие решения должно быть в реальном масштабе времени управленческих процессов, с учетом допустимой скорости развития внештатной ситуации.

Факторы, влияющие на процесс принятия решения.

На процесс принятия решения по конкретным проблемам в организации всегда оказывает влияние множество факторов, которые возникают как внутри самой организации (внутренние факторы), так и во внешней среде рынка (внешние факторы).

Каждое решение в организации принимается только в том случае, когда известны все влиятельные факторы, возникающие во внешней среде. К таким факторам можно отнести политику государства относительно рыночной ситуации.

Внутренние факторы содержат в себе не только влияющие факторы, которые возникают внутри самой организации, но и те, что возникают внутри отделов, различных подразделений.

Управленческое решение – это решение, принятое в социальной среде и направленное на: стратегическое планирование; управление человеческими ресурсами; управление производственной и обслуживающей деятельностью; саму управленческую деятельность; управленческое консультирование; коммуникация с внешней средой.

Как процесс управленческое решение – это поиск, анализ, разработка, утверждение и реализация. Как явление управленческое решение – это план мероприятий постановлений, устное или письменное распространение.

Управляющий – это лицо принимающее решение и реализующее его через людей. Управляющий решает три вида задач: стратегические; тактические; оперативные. Чем выше иерархия, тем больше значимость последствий и ответственности. Принятие решений имеет два аспекта: индивидуальный и организационный.

Индивидуальный аспект проявляется в том, что практически любое решение отражает индивидуальность его инициатора и его системные ценности. Личные качества: опыт, авторитет, профессионализм, темперамент, пол, эмоциональность, черты характера, внушаемость, харизма, воля.

Основные факторы, проявляющие воздействие на качество управленческого решения определяются: использованием научных подходов к системе управления, методов моделирования, автоматизации управленческих процессов, мотивацией к качественным решениям.[3]

На процесс принятия управленческого решения оказывает влияние управленческие взгляды самого руководителя, ориентировка на субъектов профессиональной деятельности. Проведенные исследования в данном направлении «внимание к людям», показало недостаточность акцентирования внимания в данном вопросе. Исследование проводилось при помощи анкетирования, 20 вопросов которой определяли ориентированность начальников таможен на решение производственных задач, а другие 20 вопросов – на исполнителей производственных задач. Анонимный опрос начальников таможен, проходивших обучение на семинарах Российской таможенной академии, помог узнать следующие характеристики стиля управленческой деятельности руководителя таможенного органа: ориентировка на таможенную деятельность – 14,5 баллов (максимум 20), а на непосредственных исполнителей, т.е. на людей – 12,6 баллов.

Проведенное исследование дает возможность обозначить дальнейший курс формирования управленческого мышления у начальников таможен, направленный на исполнителей, а не только на профессиональные задания, в конечном итоге задачи предстоит решать именно исполнителям. Вероятнее всего речь идет о недополучении знаний, умений и навыков в вопросах педагогики и психологии управления.

Так любая организация – это не просто набор взаимосвязанных между собой ячеек, а ещё и система взаимоотношений между сотрудниками, так называемый корпоративный дух, который формируется внутри организации и также оказывает влияние на неё и управленческие процессы.

Итак, на процесс принятия управленческих решений, оказывают влияние следующие факторы: личные оценки руководителя, среда принятия решений (ситуация определённости, неопределённости, риск), время, информационные ограничения, негативные последствия, поведенческие ограничения, взаимосвязь решений.

 

[1] Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т. и др. Управление таможенным делом: Учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2010.

[2] Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова Н.И. и др. Основы управления таможенными органами России: Учебник / под общей ред. В.А. Черных. – М.: Изд-во РТА, 2010.

[3]Макрусев В.В., Андреев А.Ф. Основы системного анализа в таможенном деле.– М.: Изд-во РТА, 2010.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%