Воскресенье, 24.11.2024, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 58
Гостей: 58
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Методы и модели принятия управленческих решений

Оптимальность управления в таможенных органах обеспечивается различными методами и средствами.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий, таможенное дело необходимо рассматривать как целое, как таможенную систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих в системе, источники и направления их развития. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

К настоящему времени известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Представляется наиболее целесообразно опереться на наиболее актуальную методологическую базу, вариативно используя ее в зависимости от особенностей таможенной системы, уровня и характера решаемых проблем.

В последние годы применительно к таможенной практике наиболее широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (когнитивный) подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций – бизнес-процессов.

Системный подход представляет таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как кадры, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.[1]

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный подход, – это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции целостности таможенной системы в условиях изменений.

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне ее представления: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг – конечном результате деятельности. Роль интегратора выполняет целостно-эволюционный подход. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом.

В управлении таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления.

Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие – направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, (а локальные – используются преимущественно в системах текущего оперативного управления.

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социально-психологические, экономические и экономико-математические методы.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовые акты[2].

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные правоотношения. Таможенные правоотношения – это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Выделяются две группы таможенных правоотношений – первичные и вторичные.

Первичные непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Вторичные таможенные правоотношения производны от первичных и соотносятся с фактором перемещения предметов таможенного регулирования через таможенную границу опосредованно, т. е. отношения по уплате таможенных платежей, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка: отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных складах, ь связи с ликвидацией склада и др.

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некоторых других законодательств.

Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются организационные отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоят в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности нормативных и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Несмотря на очевидную значимость этого метода, ряд руководителей таможенных органов его недооценивают, требования руководства и коллегии ФТС по этим вопросам зачастую выполняются не полностью.

Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени, нормативы соотносительности и др.

Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе, поэтому более четкому внедрению этого метода в управление таможенными органами должен быть дан новый импульс, который потребовал бы от руководителей всех рангов его более интенсивного внедрения.

Таким импульсом могло бы стать усиление контроля.

Инструктирование – всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия.

Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции.

Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным.[3]

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения – их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.

В ФТС правом подписи приказов пользуются и заместители председателя комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.

Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и др.

Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения.

К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим – неформализованные, слабо формализованные и формализованные методы,

Таким образом, совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью[4].

Для анализа, моделирования и проектирования системы таможенных органов необходимо применить соответствующую технологию.

Основная идея такой технологии проста: получение, интеграция и применение знаний экспертов в ходе решения задач развития или модернизации. Соответствующую технологию формирования структурированного видения перспективы таможенного института как нового знания назовем когнитивной технологией или технологией экспертно-аналитического моделирования.

В ее основе лежат проблемно-ситуационный подход и так называемый метод «мозгового штурма». Технология экспертно-аналитического моделирования является одним из средств коллективного рассмотрения и разрешения большого класса проблемных ситуаций, нацеленных на выход в пространство профессиональных и предметных задач. Такая технология позволяет использовать «коллективный разум», который лучше всего можно реализовать в процессе «игрового моделирования». Здесь, например, руководители и специалисты выступают в качестве экспертов и коллективно проводят анализ факторов, условий и проблем развития таможенной службы, разрабатывают концепции развития, ситуационные стратегии и программы действий.

Технология экспертно-аналитического моделирования позволяет не только осуществлять подготовку масштабных решений, но и обучать моделированию проблемных ситуаций, выбору средств для их анализа и разрешения. Это создает условия для непрерывного развития участников моделирования и эффективного применение таких навыков в профессиональной среде.

Благодаря такому подходу руководители и специалисты учатся понимать сущность сложных ситуаций, формулировать проблемы, разрабатывать проекты и программы действий, прогнозировать тенденции развития. В основе формируемых знаний лежат качественные суждения экспертов. Подход сводит подробное описание системы таможенного института и процесса его развития к самым основным, простейшим качественным (экспертным) ситуационным моделям. Описание факторов, ситуаций и альтернативных моделей системы осуществляется с использованием вербальных переменных, качественных и количественных оценок.

На формируемом множестве ситуаций строится многозначная логика поэтапного преобразования видения эксперта в новую систему таможенной организации с пошаговой оценкой ситуационных альтернатив. Основными этапами ситуационного моделирования являются: идентификация ситуации, описание состояния системы, синтез модели системы в условиях рассматриваемой ситуации, разработка программы ее реализации и оценка ее эффективности.

В рамках такой технологии формирование ситуативного решения осуществляется в интерактивном режиме в процессе коллективной работы экспертов-таможенников, в частности в процессе обучения. Основные формы коллективной работы – круглый стол, деловая игра, тренинг и т. п.

Главная цель моделирования – формирование ситуационных моделей программ развития или проектов перспективной системы. Участники моделирования – группа экспертов. Ситуационный сценарий формируется в процессе изучения условий развития системы. Например, стандартов, концепций, программ развития мировой торговли, государственного управления, таможенного дела, современных теорий и методологий, состояния существующей системы таможенного института и возможностей технологии моделирования. Далее решается задача развития.

Технология реализуется в форме обучения. Основные этапы и результаты обучения:[5]

Этап 1. Изучение и комплексный анализ современных отечественных и зарубежных стандартов, концепций, программ развития мировой торговли, государственного администрирования, таможенного дела, а также нормативно-правовых документов по вопросам развития системы таможенных органов.

Этап 2. Изучение современных теорий и методологических положений, ориентированных на совершенствование системы таможенного института.

Этап 3. Формирование общей концепции развития системы таможенного института и определение ключевых направлений развития.

Этап 4. Разработка ситуационных условий или ситуационного сценария развития.

Этап 5. Разработка ситуационных моделей и проектов (концепций, стратегий, программ и г. п.) развития для ключевых функциональных направлений и организационных уровней системы таможенного института.

Основной экспериментальной технологией работы с обучающимися или экспертами в активном режиме с использованием универсальных и специализированных экспертных методов в целях подготовки управленческих, методологических, технологических и других решений проблемы развития таможенного института является тренинг.

Содержание технологии тренингов и состав применяемых методов определяются уровнем и формой представления системы таможенных органов, проблемными вопросами, целями и задачами развития (модернизации) института, а также перечнем программных документов – концепции, модели, программы развития (модернизации) и т. п., представляемых по результатам ситуационного моделирования.

В самом широком варианте концепция, стратегия и программа развития таможенного института должны быть сформированы в виде системной идеи, комплекса мероприятий научно-технического, организационно-технологического и социального характера. Они, как правило, должны включать; характеристику исходного состояния института как таможенной системы, основные показатели ее эффективности, проблемы, комплекс целей и мероприятий развития (модернизации), потребность в ресурсах и сроки реализации мероприятий, технико-экономические опенки, выводы и рекомендации.

В основу методик положены как количественные методы информационного обследования, так и экспертные методы, реализуемые в тренинговом режиме: организационно-функциональный анализ, функционально-стоимостный анализ, иерархические графы (дерево целей), методы ПОРТФОЛИО, сетевые методы (графики ГАНТТА, метод критического пути), проблемно-критериальный анализ (матричные методы), логико-смысловой анализ, метод ПАТТЕРН для взвешивания целей и др.

Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирования. Однако по традиции термин «модель» обычно относится лишь к методам общего характера, а также к многочисленным их специфическим разновидностям. В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. К методам принятия решений относятся платежная матрица и дерево решений, описанные ниже. Для облегчения использования этих методов и вообще повышения качества принимаемых решений руководство пользуется прогнозированием[6].

Платежная матрица

Суть каждого принимаемого руководством решения – выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям. Платежная матрица – это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.

По словам Н. Пола Лумбы: «Платеж представляет собой денежное вознаграждение или полезность, являющиеся следствием конкретной стратегии в сочетании с конкретными обстоятельствами. Если платежи представить в форме таблицы (или матрицы), мы получаем платежную матрицу», в сочетании с конкретными обстоятельствами, которые очень важны, чтобы понять, когда можно использовать платежную матрицу и оценить, когда решение, принятое на ее основе, скорее всего будет надежным.

Кроме того, руководитель должен располагать возможностью объективной оценки вероятности релевантных событий и расчета ожидаемого значения такой вероятности. Руководитель редко имеет полную определенность. Но также редко он действует в условиях полной неопределенности. Почти во всех случаях принятия решений руководителю приходится оценивать вероятность или возможность события. Из предшествующего рассмотрения напомним, что вероятность варьирует от 1, когда событие определенно произойдет, до 0, когда событие определенно не произойдет. Выбор ее значения может опираться на прошлые тенденции или субъективную оценку руководителя, который исходит из собственного опыта действий в подобных ситуациях. Если вероятность не была принята в расчет, решение всегда будет соскальзывать в направлении наиболее оптимистических последствий.

Вероятность прямо влияет на определение ожидаемого значения – центральной концепции платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта стратегии – это сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности.

Определив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может установить, какой выбор наиболее привлекателен при заданных критериях. Он будет, конечно, соответствовать наивысшему ожидаемому значению. Исследования показывают: когда установлены точные значения вероятности, методы дерева решений и платежной матрицы обеспечивают принятие более качественных решений, чем традиционные подходы.

Дерево решений – это схематичное представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Методом дерева решений можно пользоваться в ситуациях, в связи с рассмотрением платежной матрицы. В этом случае предполагается, что данные о результатах, вероятности и т.п. не влияют на все последующие решения. Однако дерево решений можно построить под более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на последующие решения.

К настоящему времени известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления таможенных органов

 

[1] Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т. и др. Управление таможенным делом: Учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2010.

[2] Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т. и др. Управление таможенным делом: Учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2010.

[3] Макрусев В.В., Волков В. Ф., Дмитриева О. А. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие – М.: Изд-во РТА, 2013.

[4] Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т. и др. Управление таможенным делом: Учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2010.

[5] Макрусев В.В., Волков В. Ф., Дмитриева О. А. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие – М.: Изд-во РТА, 2013.

[6] Макрусев В.В., Волков В. Ф., Дмитриева О. А. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие – М.: Изд-во РТА, 2013.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%