В современной рыночной экономике внешнеэкономическая деятельность представляет собой сферу хозяйственной деятельности, которая связана с международным научно-техническим и производственным потенциалом, экспортом и импортом продукции, выходом различных предприятий и организаций на внешний рынок.
В период переходной экономики в конце ХХ века в Российской Федерации велась внешнеторговая деятельность, при этом внешнеэкономическая деятельность, научно-техническое сотрудничество и связи на международном уровне практически отсутствовали. Рациональными и эффективными формами международного научно-технического сотрудничества во внешнеэкономической деятельности являются:
• создание международных научно-технических центров, лабораторий для использования научно-технических идей;
• совместные эксперименты и изыскания зарубежного опыта в области организации производства и повышение производительности труда.
Интернационализация финансово-хозяйственной деятельности во второй половине XX века, определила тенденции развития мирового хозяйства. Сложившиеся внешнеэкономические связи явились результатом мирового разделения труда. В зависимости от функциональных признаков выделяются следующие основные формы, внешних экономических связей: внешняя торговля, научно-техническое сотрудничество, экономическое сотрудничество, кооперирование. Основной формой внешнеэкономических связей была и остается внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации в Российской Федерации.
В условиях рыночной экономики практически отсутствуют отрасли производства, которые не вовлечены в сферу внешнеэкономических связей в промышленно развитых странах. Все большее число российских предприятий и организаций различных форм собственности вовлекаются во внешнеэкономическую деятельность, при этом на их пути возникает множество вопросом, связанных с регулированием внешнеэкономической деятельности государственными органами. Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни общества. Экономические связи между многими государствами имеют многовековую историю. Так на протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений.
Современная внешнеэкономическая деятельность затрагивает интересы многих государств мира, и соответственно государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, с преимущественным соблюдением своих экономических интересов.
Мировой опыт свидетельствует, о том, что в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.[1] Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, как представлено на рисунке 1.1. При этом особенно важно принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Рис. 1.1. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Международный рынок товаров и услуг состоит из более специализированных и узких рынков, что вызвано разнообразием и разнородностью товаров и услуг. Самые распространённые товары и услуги на международном рынке связаны с материально-техническим снабжением, финансированием и страхованием, бытовыми товарами и жилищно-коммунальными услугами, а также продуктами питания и топливом. Соответственно, различные виды товаров и услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности.
По данным Федеральной таможенной службы внешнеторговый оборот России в 2013 году вырос на 28, 3% до 986 млрд. долларов., положительное сальдо составило 182, 53 млрд. долларов. При этом товарооборот со странами дальнего зарубежья за период с 2011-2013гг. вырос на 35, 6%, до 649, 7 млрд. долларов, а товарооборот со странами ближнего зарубежья и странами СНГ за период 2011-2013гг. увеличился на 16, 1% и составил примерно 336, 3 млрд. долларов.[2]
Сальдо торгового баланса России за период 2011-2013гг. было положительным, так как внешнеторговый оборот по экспорту товаров и услуг составлял более 524 млрд. долларов, а импортные следки составили всего 263 млрд. долларов в конце 2013 года, как представлено на рисунке 1.2.
В становой структуре внешней торговли Российской Федерации занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны, на его долю приходится 53, 5% отечественного товарооборота. На страны СНГ за последние годы приходилось от 15% до 21, 5% отечественного товарооборота, на страны ЕврАзЭС до 9, 5%, а на страны АТЭС – 13% - 18%.
Рис. 1.2. Внешнеторговый оборот России за период 2010-2013г. (млрд. долларов)[3]
Основными торговыми партнерами на международном рынке товаров и услуг среди стран дальнего зарубежья являются Германия, Китай, Нидерланды, Польша, Турция, Великобритания и Финляндия. Структура экспорта товаров по видам продукции за период 2011-2013гг. составляет:
• топливно-энергетические товары – 68, 5%, в том числе нефть и нефтепродукты;
• продовольственные товары и сельхоз сырье – 5, 2%, в том числе пшеница, масленичные культуры;
• химическая продукция – 6, 5%, в том числе удобрения;
• целлюлозно-бумажные изделия – 2%;
• машиностроительная продукция – 2, 5%-5%
Российская федерация входит в число мировых лидеров по экспорту товаров и услуг, как представлено на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Структура экспорта товаров из России за 2011-2013гг.[4]
внешнеэкономический рыночный хозяйственный правовой
В сфере услуг Россия является экспортёром транспортных, финансовых, образовательных услуг, получает доходы от международного туризма, которые в конце 2013 года составили 15, 4 млрд. долларов.
Доля химической промышленности в структуре ВВП России в 2013 году составляла около 6, 5%, а в структуре экспорта около 7, 5%. При этом в отрасли было сосредоточено почти 10% основных фондов отечественной промышленности. В 2013 году было экспортировано 3, 5 млн. тонн аммиака на сумму 62, 3 млн. долларов, 23 тонны минеральных удобрений на сумму 7, 6 млн. долларов, синтетических соединений 700 тонн на сумму 1, 5 млрд. долларов и т.д.
В зависимости от уровня развития стран и внешнеторгового оборота, их можно подразделить на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития входят страны с экономикой постиндустриального типа, такие как Европейский Союз и США. К странам со средним уровнем развития относятся новые индустриальные страны Юго-восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерно относительно высокий уровень развития нескольких отраслей промышленности в целом. Большинство развивающихся стран входят в группу с низким уровнем развития сферы услуг и производства товаров.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся, прежде всего, политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.
В ряде федеральных программ Правительства РФ, а также в указах Президента России была разработана новая концепция, которая предполагала
• рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в МРТ;
• повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;
• расширение рынков сбыта и изменение их географии;
• развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;
• развитие инфраструктуры ВЭД.
Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это меры являются подготовкой к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику. Приложение 1.
Новая концепция внешнеэкономической политики[5] заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику.
Указанная концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в ней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.
По мнению профессора д.и.н. О.А. Подберезкина: - «возрастающее значение приобретает укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики».[6]
Сбалансированный сценарий ориентирован на использование сравнительных преимуществ России во внешней торговле для постепенной диверсификации и модернизации национальной экономики, с упреждающими действиями по смягчению неблагоприятных внешних шоков. Основные элементы этого сценария:
• системные усилия по улучшению международных позиций России в мировой экономике через создание целевых стимулов для повышения конкурентоспособности не сырьевых отраслей, экспортирующих продукцию или потенциально способных выйти на внешние рынки;
• повышение открытости экономики России для прямых иностранных инвестиций в приоритетные отрасли для реализации конкурентных преимуществ экономики;
• гармонизация форматов интеграции со странами СНГ и ЕС, с выходом на формирование ЗСТ + между Таможенным союзом и ЕС к 2020 г., заключение соглашений о создании зон свободной торговли с отдельными странами АТР.
Регулирование внешнеторговой деятельности на уровне предприятий и организаций основано на непрерывном процессе включающим формулировку стратегии внешнеэкономической деятельности, распространение на предприятии информации о выбранном направлении, разработку и осуществление соответствующих мероприятий для проведения в жизнь стратегической линии, разработку и внедрение методов контроля для отслеживания эффективности практических шагов и, следовательно, успеха в достижении стратегических целей внешнеэкономической деятельности предприятия».[7]
Таким образом, исходя из предложенного определения управления внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие основные практические функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:
• планирование: предполагает составление кратко-, средне- и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработку бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов, в том числе с привлечением внешних источников финансирования;
• организация: формирование организационных подразделений предприятия для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями, ответственностью и определение форм и методов осуществления внешнеэкономической деятельности;
• координация: согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями предприятия с целью не допустить противоречия в решении и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;
• учет: учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всем поставляемым за рубеж или импортируемым товарам;
• контроль: контролировать внешнеэкономические операции в оперативном и стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг хода реализации и контроль за выполнением годовых, средне- и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности, проведение соответствующего аудита по реализации внешнеэкономических и маркетинговых стратегий;
• обеспечение информационной системы обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятия за счет внедрения информационных систем управления, подключение к соответствующей зарубежной информации через сеть Интернет и другие информационные системы. Приложение 2.
Предприятия и организации, вовлеченные в процесс внешнеэкономической деятельности, осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность в рамках своей организационной структуры, которая представляет собой совокупность отдельных подразделений занимающихся непосредственно ВЭД.
Функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия реализуются отдельными подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют организационную структуру внешнеэкономической деятельности.
Структура управления внешнеэкономической деятельностью представляет собой совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана в области внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью на предприятиях и в организациях осуществляется составом отделов и служб в аппарате управления, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, а также их системная организация, выражающаяся в соподчинённости друг другу и высшему органу управления предприятием, и в выборе координационных и информационных связей.
Основная отличительная особенность внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность
[1] Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности. Официальный сайт: www.economy.gov.ru
[2] Федеральная таможенная служба (ФТС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента контроля по валютам и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями. С 11.05 2006г. Указом Президента ФТС России передана в подчинение Правительству РФ.
[3] По данным Федеральной таможенной службы России (Пояснения к отчетам по экспорту/импорту товаров, услуг за период 2010-2013гг.)
[4] Статистические данные Минфина РФ / Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран. За период 2011-2013гг.
[5] Концепция внешней политики России. Утверждена Указом Президента РФ В.В. Путина 13 февраля 2013 г. / Эл. ресурс: «Президент России». 2013. 18 февраля / http://президент.рф
[6] Профессор МГИМО д.и.н. Подберезкин О.А. «Евразия и Россия».
[7] Автор Прокушев Е.В. Издательство «Дашков и К», 2011г.
|