Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности основано, прежде всего, на международном праве, которое преимущественно выражается в межгосударственных отношениях, выходящих за рамки юрисдикции отдельного государства и требующее совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств, а также международного сообщества государств в целом.
В принятом понимании международное право представляется самостоятельной правовой системой, при этом согласно действующей Конституций Российской Федерации в ст. 15 "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".[1] Соответственно, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы являются составной частью правовой системы государства.
Основной целью международного права выражается в модели желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали международному праву юридическую силу. Уставом ООН[2] определены основные цели международного права, к которым относятся:
• развитие дружественных отношений между странами;
• поддержание мира и безопасности;
• сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, гуманитарного и культурного характера и в поощрении развития и уважения к обязательствам, вытекающим из международных договоров;
• создание условий, при которых могут соблюдаться уважение и справедливость к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.
Современное международное право постепенно преодолело дискриминационный характер и рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. В начале ХХI века можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства. Действующее международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выражается в решимости государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".
Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами. Международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.
При этом международное право является общим для всех государств в том что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет "привязку" к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу внешнеэкономических связей, формирующуюся из принятых им локальных норм.
Субъектами международного права являются носители международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права и предписаниями международно-правовых актов; или лицо, поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает в международные публичные отношения. У каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты.
Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других государств, являются такие универсальные международно-правовые акты, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепризнанные обычаи.
Вместе с тем только для Российской Федерации и для взаимодействующих с ней в конкретных вопросах правового регулирования государств источниками международного права являются:
•Устав Содружества Независимых Государств и другие соглашения в рамках Содружества[3];
• Договор по открытому небу и другие договорные акты в рамках СБСЕ;[4]
• Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, заключенная Россией и США, Канадой и Японией;
• другие локальные акты с несколькими участниками и множество двухсторонних договоров об экономическом, культурном и социальном сотрудничестве.
Следовательно, международное право является основой международного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный, прежде всего, Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом. В настоящее время, имеются достаточные основания для вывода об эффективности международного права и о его дальнейшем прогрессе.
Регулирование внешнеэкономических операций на национальном уровне основывается на нормативно-правовой базе отдельной страны и соответственно обладает своей определенной спецификой. При этом основой государственного регулирования внешней торговли в любой экономически развитой стране выступает ее внешнеэкономическая политика, которая выражается в системе мероприятий государственной власти, направленной на наиболее благоприятное развитие экономических, социальных, технических связей с зарубежными странами. Внешнеэкономическая политика также основана на углублении и расширении участия стран в международной рыночной торговле с целью расширения стратегических задач и социально-экономического развития общества. К основным целям внешнеторговой политики можно отнести:
• оптимальное включение страны в международное разделение труда и обеспечение экономического роста;
• сохранение политической и экономической независимости страны;
• защита отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и иностранных производителей;
•поддержание равновесия платежного баланса страны, с помощью регулирования импорта и экспорта товаров и услуг;
• обеспечение стратегического запаса сельскохозяйственных или иных товаров посредством регулирования экспорта таких товаров.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Внешнеэкономическое регулирование обусловлено необходимостью каждого отдельного государства считаться со сложившимися международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство, в том числе и Российская Федерация при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выбраны международными организациями, такими как: ВТО, ГАТТ[5], ЮНКТАД.
Следовательно, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой правилами международных организаций и Таможенного союза государств участников.
Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее в России, который выражается в самом подходе к роли государства и принципиально меняет содержание роли государства, принципов и содержание функций.
Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.
В соответствии с Указом Президента РФ8, в стране учреждена структура Федеральных органов исполнительной власти. Согласно новой структуре, вопросами регулирования внешнеторговых отношений в России занимаются Президент РФ, Правительство РФ и Министерство экономического развития и торговли. При этом, непосредственное отношение к регулированию внешней торговли России имеют Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная служба по финансовому мониторингу, входящая в структуру Минфина РФ, Центральный банк РФ, как представлено на рисунке 1.4.
Федеральная таможенная служба выполняет следующие функции:
• разработка и реализация таможенной политики в РФ;
• обеспечение экономической безопасности и экономических интересов страны;
• использование средств таможенного регулирования и торгово-экономических отношений;
• ведение таможенной статистики внешней торговли.
Рис. 1.4. Органы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
Функции Центрального банка РФ в целях регулирования ВЭД:
• определение, совместно с Министерством финансов, условий
финансирования ВЭД;
• участие в совершенствовании законодательства и регулирование курса рубля по отношению к валютам других государств;
• регулирование валютных операций, вывоза капитала из РФ;
• осуществление валютного контроля.
Министерство финансов обеспечивает проведение единой государственной финансовой, налоговой, валютной политики, осуществляет валютный контроль, организует единую информационную систему валютного контроля.
Министерство экономического развития и торговли РФ является специализированным органом регулирования внешней торговли в РФ, в его компетенции находятся следующие вопросы:
• торгово-экономические отношения и экономическая интеграция Российской Федерации со странами-членами СНГ;
• экономические отношения Российской Федерации с иностранными
государствами, их союзами и международными организациями;
• техническая помощь Европейского союза, иностранных государств и
международных организаций, развитие электронной торговли;
• применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров;
• государственная поддержка экспорта и создание российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынок зарубежных стран;
• нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров,
за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;
• таможенно-тарифная политика и таможенное дело, за исключением
определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств и порядка исчисления и сбора налоговых платежей.
Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, каждый субъект вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах.
Радикальные изменения в экономике России, связанные с развитием рыночных отношений, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности, недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ и ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово - промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и др.
Изменения в экономике привели к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД представляет собой совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
• международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами;
• национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
Главным источником национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ с изменениями и дополнениями от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
• внешнеэкономические отношения РФ;
• международные договоры РФ;
• судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
• федеральное коллизионное право.
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие законы: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"[6]; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс Российской Федерации". Приложение 3.
В статье 4 Закона «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности» Федеральный закон закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие, такие как уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты, субъективных прав, а также специальные, которые нашли свое закрепление в статье 4 Федерального Закона №164-ФЗ.
Единство системы нормативного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых, прежде всего, следует упомянуть:
• единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику (ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);
• единство внешнеторговой политики Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);
• отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. (ст. 71 Конституции РФ);
• единство таможенной территории Российской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Указанные принципы законодатель дополняет требованием установления единой системы контроля за механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских граждан.
Федеральным Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятиям и организациям разрешено самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам.
Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим Постановлением Правительства РФ и содержит 15 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).[7] Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта.
Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство экономического развития РФ и Федеральная таможенная служба РФ.[8]
Регулирование валютных операций производятся Центральным банком России и его территориальными подразделениями. Общее руководство возложено на Президента России, Правительство РФ и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов.
Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операциях российские рубли на иностранную валюту и наоборот. Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах.
Таким образом, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных Федеральными законами РФ №6-ФКЗ от 30.12.2008г., №2-ФКЗ от 05.02.2014г.
[2] Устав ООН – международный договор подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации 50 государствами.
[3] Согласно действующему Уставу СНГ государствами-учредителями являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991г. и Протокол к этому соглашению от 21 декабря 1991 года.
[4] СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
[5] ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ, созданное в 1947 году, для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли.
[6] Постановление ВС РФ от 21.05.1993г. №5005-1 Федеральный закон Российской Федерации №5003-1 от 21.05.1993г. «О таможенном тарифе» в редакции от 04.03.2014г.
[7] Постановление Правительства РФ №923 от 13.09.2012г. «Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст.226 УК РФ с кодами ТН ВЭД ТС.
[8] Федеральная таможенная служба РФ была преобразована из ГТК РФ Указом Президента РФ №314 от 09.03.2004г.
|