Воскресенье, 24.11.2024, 16:23
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Основные виды и этапы осуществления внешнеэкономических операций

Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве развитых стран, в том числе и в России, является внешнеторговая деятельность, путем обмена произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности и проведения различного рода международных коммерческих операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки. Основные виды международных коммерческих (торговых) операций приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Основные виды осуществляемых внешнеэкономических операций[1]

Признак классификации

Виды внешнеторговых операций

По объекту

Купля-продажа товаров, купля-продажа услуг, купля-продажа научно-технической продукции

По направлениям торговли

Импортные, экспортные, реимпортные, реэкспортные

По методу торговли

Прямые, косвенные, через посредников

По форме расчетов

Денежными средствами, валютой, встречная компенсационная торговля

Все осуществляемые внешнеэкономические операции, подразделяются на импорт, экспорт, реимпорт и реэкспорт. В свою очередь экспорт - это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ, услуг иностранным покупателям и контрагентам, а импорт представляет собой покупку и ввоз иностранных товаров для их последующей реализации на внутреннем рынке России.

Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране никакой переработке, а реимпорт предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке.

Соответственно, из объекта внешнеторговых операций выделяют: операции купли - продажи товаров; операции купли-продажи услуг; операции купли - продажи научно-технической продукции. Купля - продажа товаров при более детальном рассмотрении включает в себя куплю - продажу продовольственных и непродовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д. По степени готовности товаров к продаже; поставку готовой продукции, комплектующих, сырья и т.п.

Купля-продажа услуг включает в себя широкий круг услуг: оказание производственно-технических услуг, таких как инжиниринг, арендные операции в том числе, лизинг, оказание социальных услуг в том числе, международный туризм. Самыми распространенными услугами во внешнеэкономической деятельности являются транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, в также банковские услуги и сервис иностранных кредитных учреждений, операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг. Внешнеторговые операции купли - продажи научно-технической продукции представляют собой куплю-продажу прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау и т.д.

По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование посреднических фирм. В качестве посредников могут выступать комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы[2], агенты, брокеры, дилеры и т.д.

Суть деятельности комиссионеров сводится к тому, что они обязуются по поручению другой стороны (комитента) совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры не отвечают за выполнение условий контракта продавцами и покупателями, если это не предусмотрено договором. В договоре комиссии оговариваются цены, территория реализации, условия платежей и расчетов, порядок выплаты вознаграждения.

Разновидностью комиссии является консигнация, когда экспортеры, именуемые консигнантами, поставляют товары на склад импортерам (консигнаторам) для реализации в течение определенного времени. Консигнатор рассчитывается с владельцем товаров по мере их реализации, но не проданные к указанному сроку товары должны быть возвращены консигнанту или же частично выкуплены консигнатором. Дистрибьюторы по сравнению с другими посредниками занимаются продажей товаров от своего имени и за свой счет.

Посреднической деятельностью во внешнеэкономических операциях занимаются также и простые агенты, которые способствуют заключению договоров или оформляют их сами от имени экспортеров и импортеров. Деятельность агентов основывается на агентских соглашениях между торговыми агентами и заказчиками, именуемыми принципалами.[3] С брокерами заключается простое соглашение, по которому он не выступает стороной сделок. На ряд посреднических услуг брокеров требуется специальное разрешение, или лицензия, например, операции с ценными бумагами.

Широкое распространение получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также торговлей через посредников. Формами международной торговли состязательного типа выступают аукционная торговля и международные торги.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями по реализации товаров, работ, услуг, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике внешнеэкономической деятельности широкое распространение получила встречная компенсационная торговля.

Встречная торговля представляет собой внешнеторговые операции, при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товаров.

Встречные внешнеторговые операции подразделяются в свою очередь на:

• товарообменные операции на безвалютной основе - предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, когда продажа товара одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме, не производятся;

• торговые компенсационные операции на денежной основе - предполагают участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером на денежной основе;

• промышленные компенсационные операции - при данной форме встречная торговля является частью промышленного сотрудничества и предполагает, в частности, что поставки оборудования для сооружения объектов будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с его помощью.

Современная структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях и в организациях выражена совокупностью отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана в области внешнеэкономической деятельности.

Соответственно, под организационной структурой управления внешнеэкономической деятельностью предприятия понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления предприятия или фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятий от внутрихозяйственных заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Проведение внешнеэкономических операций на предприятиях и организациях осуществляется в несколько этапов: (Приложение 4)

1.Проведение маркетинговых исследований рынка сбыта продукции, товаров.

2.Изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности страны.

3.Технико-экономическое обоснование заключения контракта ВЭД.

4. Подписание самого контракта на определенных условиях, торговли, поставки и т.д.

5. Исполнение контрактных обязательств.

Маркетинговое исследование рынка основано на анализе конъюнктуры рынка и представляет собой комплекс мер, направленных на всестороннее исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и определяющих экономическое положение между производителем и потребителем продукции. Маркетинговые исследования ВЭД выявляют такие факторы как: цена товара, условия поставки, налогообложение, таможенные пошлины и т.д. На предприятиях этими вопросами чаще всего занимаются квалифицированные специалисты по ВЭД или маркетологи сторонних организаций. По результатам работы специалистов принимается решение о выборе товара, вида деятельности и вида внешнеторговой операции.

Поиск иностранного партнера для предприятий, не обладающих достаточной информацией о возможных партнерах, может быть осуществлен получением информации в отраслевом министерстве, ведомстве, Торгово-промышленной палате, Союзе предпринимателей, Союзе малых предприятий. Поиск партнера может быть осуществлен по коммерческим справочникам: "Международный указатель фирм-импортеров Европы", "Международный указатель фирм-импортеров США и Канады", "Международный указатель фирм-импортеров Восточной Азии" и др. В них указаны адреса, факсы, телефоны иностранных фирм.[4]

Если нужна помощь в установлении контактов с иностранной (государственной) фирмой, то можно обратиться в торговое представительство в стране предполагаемого партнера или в торговый отдел посольства этой страны в России.[5]

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является предприятие или фирма, работа которой специализируется на торговле определёнными товарами с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объёма работы или несколько его заместителей. Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных предприятий, фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

а) планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

б) валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими, кредитными и расчётными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

в) транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспертных и импортных грузов;

г) бухгалтерия ВТО - учёт и отчётность, расчёты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчёт и выплата заработной платы, анализ результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по её улучшению.

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

а) отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работа фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчётов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов.

б) отдел рекламы и выставок - обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;

в) инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ей конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

г) отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России и т.д.

д) отдел технического обслуживания и запчастей - организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах.

3. Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

а) отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения;

б) отдел АСУ (ВЦ) - автоматизация расчётов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание баз данных и ведение их;

в) отдел кадров - вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;

г) отдел загранкомандировок - оформление командировок за границу;

д) канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

е) административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

ж) юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и т.д.

з) протокольный отдел - выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приёму и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический и протокольный отделы, а также бухгалтерия и отдел кадров подчиняются непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции. Создание такой разветвлённой структуры управления ВЭД характерно для предприятий независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках.

На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

На предприятиях за последние годы накоплен значительный опыт осуществления внешнеэкономической деятельности.

Организация внешнеэкономической деятельности включает профессиональное изучение нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность. Ознакомится с ними можно по официальным запросам, Министерства иностранных дел РФ, в Торгово-промышленной палате. Нормативно правовые акты обязательные для изучения включают: международные соглашения по торгово-экономической деятельности, соглашения стран СНГ, Указы Президента, Постановления Правительства, а также ведомственные нормативные акты Национальных банков, таможенных комитетов, министерств финансов зарубежных стран.

Подготовка технико-экономического обоснования, включает: расчет цены товара, расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов и пошлин.

Структура и содержание внешнеторгового контракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых операций, таких как экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт. Назначением и видом товаров и услуг, торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание, а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

При этом, несмотря на различия видов внешнеэкономических сделок, общими разделами контракта, как правило, являются: "Юридические лица", "Предмет контракта", "Срок поставки", "Цена и общая сумма контракта", "Количество", "Базисные условия поставок", "Качество товара", "Сдача и приема", "Страхование", "Претензии", "Форс-мажор", "Санкции", "Решение споров", "Другие условия контракта".[6]

В ряде случаев отдельные разделы контракта совмещаются, что зависит от степени детализации договорных отношений партнеров. Подписанию внешнеторгового контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером.

Подписание контракта по внешнеэкономической деятельности, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы и включает следующее:

• подготовка плана мероприятий по приему иностранных специалистов;

• подготовка протокола;

• подписание контракта.

Исполнение контрактных обязательств предполагает знание нормативных актов национальных зарубежных банков по проведению валютных операций, а также нормативные акты Банка России, такие как Федеральный Закон РФ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и монетарная политика, [7] информационно-методические материалы по организации международных безналичных расчетов.

При выполнении таможенных процедур следует принять решение о том, кто их будет осуществлять - собственными силами или таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.

Организация таможенной службы включает знание Таможенного кодекса, а также нормативных актов о правилах ввоза-вывоза товаров через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д. Необходимо знать правила транспортно-экспедиционной деятельности, такие как: Тарифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения товаротранспортной накладной, Инструкция заполнения товарной накладной, Инструкция о порядке сопровождения грузов и т.д.

По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой.

Таким образом, в современной рыночной экономике осуществляется множество видов внешнеэкономических операций, которые подразделяются на импорт, экспорт, реимпорт и реэкспорт.

 

[1] Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт"; ИД "Юрайт", 2013. 445 с.

[2] Дистрибьютор от англ. distribution (распределение) — в food and non foods — это торговая организация (юридическое лицо), осуществляющая продажу товаров народного потребления, приобретаемых по договору купли-продажи и дистрибьюторскому соглашению между производителем на долгосрочной или краткосрочной основе за свой счёт, с последующей реализацией данного продукта по разным каналам сбыта: традиционная розница, сетевая розница (федеральная, международная, локальная), оптовый канал сбыта.

[3] Принципал – это физическое лицо, которое имеет обязательство по оплате средств бенефициару. Это заемщик по инициативе которого предоставляется товар в долг или за гарантию третьей стороны.

[4] Промышленный портал ruprom.ru/company/region//

[5] Удостоверение документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, производится Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП России).

[6] Смирнов А.Л. Технологии экспортного финансирования // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2012. N 7. С. 38 - 50.

[7] Монетарная политика Банка России – это совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов с целью достижения ряда общеэкономических целей, таких как стабилизация темпов экономического роста, укрепление денежной единицы и т.д.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%