Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между отраслями экономической и социально-культурной сферы[1].
Функции финансовой деятельности:
1. Образование государственных муниципальных денежных форм.
2. Распределение государственных ресурсов.
3. Использование государственных ресурсов.
4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.
5. Эмиссия денежных средств (знаков).
Аспекты финансовой деятельности:
- Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах;
- Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег;
- Правовой аспект финансовой деятельности осуществляется особым методом.
Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:
1) методы собирания денежных средств
2) методы распределения и использования.
К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).
Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями. Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве.
В финансовой деятельности государства значительное место занимает формирование финансовых ресурсов. Государство осуществляет мобилизацию финансовых ресурсов с помощью органов, обладающих специальными полномочиями. Они организационно обеспечивают мобилизацию фондов денежных средств, образующих в совокупности государственные доходы. Эффективное функционирование финансовых органов в значительной степени зависит от сбалансированности их компетенции, что является необходимым условием для своевременного и полного формирования государственного дохода.
Министерство финансов Российской Федерации обладает большим объемом функций по обеспечению доходов государства, включая некоторые функции федеральных служб и федеральных агентств.
Денежные фонды включают в себя: бюджетные и кредитные ресурсы, страховые денежные фонды, финансовые средства отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий и организаций.
Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления и включает в себя те же функции. Направлена она на решение задач социально-экономического характера местного значения.
Распределение денежных средств характеризуется двумя основными методами:
- финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств;
- кредитование, т.е. выделение средств на основе возвратности, срочности, платности.
Для государственных и муниципальных организаций средства выделяются путем и финансирования, и кредитования. Негосударственным организациям денежные средства предоставляются в основном путем кредитования.
Между предприятиями и организациями расчеты осуществляются в основном в безналичном порядке, платежи населения, как правило, проходят наличными денежными знаками.
При внешнеэкономическом взаимодействии используются расчетные валютные операции.
Финансовой деятельностью занимаются все без исключения государственные органы и органы местного самоуправления. Но каждый из них действует в строго определенных рамках своих полномочий и компетенции.
Так, в соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении федеральных органов власти находятся следующие сферы финансовой деятельности: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития[2].
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов.
Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации по всем остальным вопросам финансовой сферы субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти[3].
Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.
При этом необходимо отметить, что финансовой деятельностью занимаются как законодательные, так и органы исполнительные власти. Так, законодательные органы власти принимают законы по важнейшим вопросам финансовой деятельности: о бюджете на очередной календарный год, об установлении и отмене налогов, о предоставлении государственных кредитов, о выпуске государственных займов, о порядке и правилах осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, о полномочиях специальных финансовых органов исполнительной власти и др. До утверждения данных законов проводится большая работа по их обсуждению и доработке в профильных комитетах и комиссиях Государственной Думы РФ. Кроме того, законодательные органы власти занимаются финансовым контролем, утверждают отчеты об исполнении ежегодных бюджетов и т.д.
Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления непосредственно занимаются осуществлением финансовой деятельности. Например, Правительство Российской Федерации выполняет такие важнейшие функции:
- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- разрабатывает Федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
- разрабатывает и реализует налоговую политику;
- обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
- руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Кроме того, ст. 104 Конституции Российской Федерации предусматривается наличие заключения Правительства Российской Федерации на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета[4].
Таким образом, осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов и обязательств перед государством. Они являются основанием для возникновения, прекращения и изменения конкретных правоотношений. Значение и содержание форм финансовой деятельности обусловливается применением тех или иных правовых актов. Например, принятие федерального бюджета юридически оформляется в виде федерального закона. Выделения же денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.
Особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
К финансово-плановым актам относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;
б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуправления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы бюджетных учреждений.
Таким образом, финансовая деятельность государства и муниципальных образований имеет общие цели, носит публичный характер и направлена на обеспечение потребностей общества. Непосредственно финансовая деятельность государства заключается в осуществлении им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержанию обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.
[1] http:// www.finteoria.ru/findeyat.html
[2] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
[4] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
|