Вторник, 26.11.2024, 07:21
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Церковь и государство в политической системе России

Русская православная церковь – крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации по числу своих приверженцев[1]. После распада СССР русская православная церковь оказалась одним из немногих официально разрешенных и законодательно оформленных объединений граждан, которое не только сохранило без существенных изменений свою структуру и принципы внутреннего управления, но и значительно усилило свое положение в Российском государстве. Это усиление происходило не только благодаря увеличению количества зарегистрированных православных общин, строительству и открытию новых храмов и монастырей, улучшению экономического положения церкви (благодаря возможности вести самостоятельную экономическую деятельность), но и возможности церкви способствовать принятию политических решений институтами государственной власти РФ.

Сегодня высшие иерархи церкви интегрированы в политическую элиту страны, они участвуют в работе специализированных институциональных образований Администрации Президента, соответствующих комитетов Государственной Думы, являются членами Общественной палаты РФ и пр. Русская православная церковь активно взаимодействует со значительным количеством государственных институтов. Более того, принятие целого ряда решений органами исполнительной власти практически невозможно без их согласования с руководством церкви. С другой стороны, Русская православная церковь в России не принимает властных и одновременно публичных решений, т.е. таких, которые можно назвать политическими. Решения церкви хотя и облечены нередко в директивную форму по отношению к ее членам (как клирикам, так и обычным прихожанам), тем не менее не имеют той властной составляющей, которая подтверждается возможностью применения легитимного насилия в случае их неисполнения.

Русская православная церковь может рассматриваться как институциональное религиозное образование, которое взаимодействует с государственными институтами по широкому кругу вопросов, касающихся как правового регулирования положения религиозных организаций, так и практических аспектов существования церкви в политической системе РФ.

Кроме того, при осуществлении институциональных взаимодействий с государственными институтами церковь может опосредованно использовать ресурсы иных институтов политической системы – партий, общественных организаций и т.п. Эти негосударственные институты могут рассматриваться как каналы косвенного влияния церкви на государственные институты политической системы.

В политической системе РФ Русская православная церковь выступает и как носитель определенной системы ценностей, которые во многом определяют характер институциональных взаимодействий с органами государственной власти.

Государственные институты, осуществляющие государственное управление в рамках политической системы, представляют собой, согласно Г. Алмонду, совокупность установленных законом структур общественной организации, имеющих отношение к выработке политического курса, т.е. правительственные учреждения – исполнительную власть, законодательное собрание и бюрократию[2]. Совокупность взаимодействий между этими учреждениями и религиозными объединениями можно рассматривать как проблемное поле государственно-конфессиональных отношений. Характер этих отношений изменяется со временем – функции государственных институтов претерпевают изменения, меняется и правовой контекст взаимодействий. Отсюда возникают две проблемные области:

1) правовая, регламентирующая положение религиозных организаций в политической системе РФ, определяющая саму возможность и варианты их институциональных взаимодействий с государственными институтами, и

2) ситуационная, включающая в себя непосредственные субъекты (конкретные государственные институты и органы управления религиозными организациями) и непосредственные механизмы их взаимодействия в данный исторический период[3].

Церковь является субъектом права, и на нее распространяются нормы гражданского, налогового, уголовного и прочего законодательств. Так как церкви взаимодействует с государственными институтами как религиозная организация, то ее положение в политической системе РФ регулируется и совокупностью правовых установлений, касающихся всех религиозных организаций.

Русская православная церковь активно участвовала в формировании правового пространства, регулирующего деятельность религиозных организаций (например, представители церкви участвовали в составе рабочей группы Государственной Думы для доработки проекта Закона о свободе совести и религиозных объединениях, в комиссии Правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства и др.).

Одним из решений, формализующих политику государства по отношению к религиозным организациям, могло бы быть принятие концепции государственно-конфессиональных отношений, определяющей характер и механизмы взаимоотношений между широким спектром государственных институтов и религиозными организациями, устанавливающей правовые границы этих отношений[4].

В отличие от государственных институтов политической системы, не имеющих долгосрочной стратегии по взаимодействию с церковью, у Русской православной церкви выработана долгосрочная концепция развития государственно-церковных отношений. Русская православная церковь может взаимодействовать с государственными институтами на самых разных уровнях. Это могут быть и взаимоотношения патриарха и президента или приходского священника и представителя какого-либо федерального министерства на местах.

Механизмы взаимодействий между государственными институтами и церковью можно условно разделить на три части:

1) прямые институциональные;

2) косвенные;

3) неформальные.

Прямые институциональные взаимодействия характеризуются наличием институтов, в компетенцию которых входит осуществление этих взаимодействий. Эти институты со стороны государства могут быть либо специально организованными для подобного рода взаимодействий (например, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации или Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ), либо обладать правом осуществлять подобные взаимодействия в рамках своих полномочий.

Русская православная церковь имеет иерархическое управление, и каждый из элементов этой иерархии, согласно уставу Русской православной церкви, в той или иной степени взаимодействует с государственными институтами[5].

Таким образом, совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и церкви позволяет Русской православной церкви выступать как объектом государственной политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций на территории РФ, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства.

 

[1] Филатов Л., Лункин Р. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. – 2005. – №6.

[2] Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. – М., 2006. – С. 187.

[3] Тарасевич И.А. Конституционно-правовой статус Русской православной церкви в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – №10.

[4] Понкин И. Правовые основы светскости государства и образования. – М., 2007. – С. 20 – 33.

[5] Донцев С.П. Русская православная церковь и государство в политической системе современной России // Право и политика. – 2007. – №6.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.04.2017)
Просмотров: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%