Вторник, 26.11.2024, 07:19
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Государство в политической системе переходного периода

Государство и общественные объединения есть самостоятельные части политической системы. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствуют стабилизации политической системы в современной России. Автором показаны и определенные отношения внутри политической системы, которые пока не имеют еще правового выражения и, естественно, требуют дальнейшего совершенствования законодательства.

В современных условиях переходного периода особую теоретическую и практическую значимость приобретают проблемы, связанные с выявлением политических, социальных и экономических факторов, сказывающихся на определении места и роли государства в политической системе общества. Исторический фактор считается здесь признанным уже в силу того, что конкретное содержание основных направлений деятельности государства и решаемых им задач обусловливается в каждом случае историческим опытом развития конкретного общества, уровнем развития экономики конкретной страны, характером и типом сложившихся в обществе отношений.

Ключевым критерием оценки полезности и прогрессивности всякого рода реформистских (эволюционных) и революционных преобразований, осуществляемых государством в переходный период политической системы, является степень благотворного влияния их на дальнейшее развитие экономики, науки, культуры, создание и совершенствование новых технологий, усиление гарантий прав и свобод граждан, повышение их материального и духовного благосостояния[1].

Рассматривая политику как сферу взаимодействия человека и государства, можно выделить два варианта построения этих связей, постоянно, но отнюдь не равномерно распространяющихся в истории политической жизни. Первый тип связи выражается в подчинении личности государством, когда человек рассматривается как малая незначительная частичка, все параметры существования которой задаются ритмом и проблемами существования государственного механизма. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению индивидуальной жизни потребностям политической системы[2].

Иной тип связи человека и государства воплощает идея правового государства, исходя из возможности установления таких отношений между человеком и государством, когда изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, нерасторжимых с его существованием прав, и государство, и политическая система должны строиться в соответствии с этими правами и для их защиты; изменяется представление о соотношении между государством и законом, от формулы "закон есть инструмент государственной власти" осуществляется переход к принципу "государство есть инструмент закона". Согласно концепции правового государства не всякая возведенная в закон воля есть право, а только такая, которая не противоречит и не нарушает права человека, а укрепляет и защищает их. Эта концепция предполагает утверждение в обществе и его политической системе такого политического качества, как уважение к закону, исходящее из рассмотрения его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой более высокий уровень законотворчества, служащего следствием и компетентности законодателей, и максимального учета последствий того или иного правового акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы.

Проблема взаимосвязи гражданского общества и государства в современных условиях является одной из фундаментальных. От ее правильного понимания зависит решение многих задач в деле реформирования политической системы современной России.

Вопрос о формировании в России гражданского общества представляется весьма актуальным, если учесть состояние, оценку и ход происходящих радикальных перемен. Для активного формирования гражданского общества необходимо определиться в вопросе политики государства, которое участвует в его формировании. В частности, деятельность государства должна быть направлена на всестороннюю и мощную государственную поддержку семьи. Следует обратить также внимание на категорию собственников, период формирования которых пришелся на рыночные реформы. Именно они должны составить средний класс. От его позиции, в том числе и в ходе избирательных кампаний, будут зависеть устойчивость власти, ее предсказуемость и др. Понятие общественного контроля мы связываем с организованным воздействием общества и его институтов на поведение собственно избирателей и их групп, которые, в свою очередь, могут формироваться на основе партийных и иных интересов. Необходимо продолжить работу над созданием нормативно-правовой базы организации и функционирования гражданского общества и его институтов. Следует отметить, что определенные шаги в этом направлении сделаны, приняты основополагающие Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[3] и др.

Нельзя не учитывать и специфику нашей страны в плане ее многонационального состава и федеративного устройства.

Именно государство обеспечивает единство разнообразных компонентов политической системы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями, как то:

- устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы, в том числе и регламентация собственной деятельности государства, которое, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам;

- осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

- привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления, трудовые коллективы;

- осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;

- применять меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным членам политической организации общества, нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

Для этого оно обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли[4].

При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями. Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций – свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач.

При этом общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использовании ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений. Общественные организации – это не "филиалы" государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение и активно работающие на благо человека.

Важную роль во взаимодействии государства с другими институтами политической системы переходного периода играет сам механизм взаимодействия, который является ядром всей системы политического управления обществом. В этом механизме можно выделить два основных элемента. К первому элементу относится система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемой на территориальной основе. В России продолжается развитие партийной системы[5]. В последнее время стали нередки совместные встречи лидеров фракций Государственной Думы с Президентом РФ. Стало доброй традицией вести консультации по ключевым вопросам российской политики с лидерами наиболее представительных партий России. Партии участвуют в контроле за деятельностью государственных органов власти, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

Вторым важнейшим элементом взаимодействия государства с другими институтами политической системы переходного периода является система представительства интересов. Основные ее участники со стороны гражданского общества – группы и объединения по интересам. Со стороны государства – прежде всего органы исполнительной власти, хотя в последнее время во взаимодействии с объединениями по интересам все активнее включаются и парламенты. В настоящее время в России появился новый общественный орган – Общественная палата, которая станет крупнейшим экспертным, рекомендательным и совещательным органом Российской Федерации. Учреждение Общественной палаты РФ необходимо оценивать в контексте масштабной политической реформы, которая проводится в нашем государстве[6].

Таким образом, современная Россия есть по "преимуществу государство конституционное, а конституционное государство – законническое государство в том смысле, что единственной формой его вмешательства в сферу свободы индивида является вмешательство, основанное на законах"[7].

Итак, находясь в центре процесса реформирования политической системы и оказывая на него огромное влияние, государство в переходный период решает две взаимосвязанные между собой и дополняющие друг друга комплексные задачи. Одна из них связана с реорганизацией самого государственного механизма – изменением его сущности, содержания, форм организации, методов деятельности, структуры. Другая же задача касается изменения общества, реформирования экономики, установления новых ориентиров во внутренней и внешней политике, формирования новой официальной идеологии. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.).

Некоторые отношения не имеют еще правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

 

[1] Марченко М.Н. Теория государства и права. Второе издание, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – С. 207.

[2] Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. – Р-н/Д., 2006. – с. 115.

[3] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ "Об общественных объединениях // Собрание законодательства РФ. – 1995. – №21. – Ст. 1930; Федеральный закон от 12 января 1996 г. №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3. Ст. 148.

[4] Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода // История государства и права. – 2009. – № 4.

[5] Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №29. – Ст. 2950.

[6] Астафичев П.А. Общественная палата России в механизме общественно-политического представительства: проблемы правового регулирования // Государство и право. – 2007. – №1. – С. 5 – 10.

[7] Косопкин А.С., Ковальски Е. Парламентаризм и глобализация: истоки и параллели // Право и государство: теория и практика. – 2008. – №12. – С. 97.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (06.04.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%