Из-за потери управляемости территориями и народами после распада Советского Союза, последствия которого привели к крайне нестабильному положению Российского государства, страна нуждалась в грамотном и мужественном руководителе, для сохранения суверенитета и целостности государства как многонациональной федерации.
Став президентом В.В. Путин в первую очередь принял меры для укрепления «вертикали власти», и уже в начале своего избрания понял важную роль национальной политики. Он приступил к анализу национального вопроса в России в его историческом и культурном срезе, для грамотной корректировки выстраивания основных направлений национальной политики. Он понял, что принципиально важно сочетать в этом вопросе исторический опыт и современные тенденции, необходимо отказаться от идеи рассматривать национальную политику как что-то ортодоксальное или отсталое. При этом понимая, что национальные отношения должны развиваться вместе с жизнедеятельностью общества, граждан и государства и являться одной из форм исторического и культурного существования.
Как подчёркивает в своей статье В.В. Путин «Россия: национальный вопрос»: «Важно скреплять народы в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознавания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями».[1]
Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.[2]
Главным ориентиром национальной политики является формирование новой демократической системы национальных отношений, где любой народ вне зависимости от численности и любой человек, вне зависимости от его национальной принадлежности должен иметь равные возможности и права.
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. [2]
Национальная политика всегда будет относится к теоретическим и практическим проблемам современного общества. Это сложная система, которая охватывает все сферы жизни общества. Как система мер, которая осуществляется государством, она имеет относительную самостоятельность. Она направлена на учет и реализацию актуальных национальных интересов. Национальная политика вбирает в себя стратегические задачи всей жизнедеятельности государства, направленных на обеспечение реализации интересов всей нации.
Национальная политика – это политика национальных интересов государства. Она состоит в максимально полном учёте интересов и национальных особенностей, населяющих Россию народов и этнических групп, в проведении государственного строительства, экономической, социальной, правовой, культурной и других направлений внутренней политики в общих интересах всех народов России. [3]
Цели государственной национальной политики Российской Федерации:
а) укрепление национального самосознания и духовного единства многонационального народа России;
б) сохранение и развитие традиций, языков народов России;
в) согласие в межнациональных отношениях;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция ми-грантов.
Указанные цели реализуются слаженными действиями общества и государства, основываюсь на принципах Конституции: демократия, федерализм, единство, патриотизм, справедливость, стабильное развитие, уважение национального достоинства. Эти цели являются основополагающими для реализации долгосрочных задач государственного и общественного строительства, развитие страны в экономическом, социальном, культурном и внешнеполитическом плане.
Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) сохранение целостности и федеративного устройства государства, поддержание национальной безопасности, сохранение системы государственной власти;
б) равенство прав и национальное развитие равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
в) равенство прав гражданина независимо от вероисповедания, расы, национальности, цвета кожи, социального статуса и места жительства, и т.д;
г) неотвратимость наказания любых форм дискриминации по социальным, национальным и расовым, языковым, религиозным признакам;
д) уважение достоинства человека, предупреждение и присечение попыток разжигания национальной и религиозной розни, ненависти, вражды;
е) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
ж) уважение и поддержка языка, традиций, обычаев народов России;
з) гарантирование прав коренных малочисленных народов , поддержка во всех сферах жизнедеятельности народов, защита исконной среды обитания;
и) обеспечение прав национальных меньшинств;
к) поддержка переселению в Россию соотечественников живущих за рубежом, помощь в интеграции переселенцев в российское общество;
л) разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) улучшение системы государственного управления в сфере национальной политики;
б) поддержание межнационального согласия и мира, гармонизация этнических отношений;
в) создание условий для реализации конституционных прав всех граждан в сфере национальной политики Российской Федерации;
г) обеспечение условий для общественной интеграции и адаптации мигрантов;
д) создание условий для стабильной реализации государственной национальной политики Российской федерации;
е) поддержание единства и духовной общности народов Российской Федерации (нации);
ж) сохранение и поддержание этнокультурного многообразия многонационального народа России;
з) поддержание условий обеспечения прав Российского народа в социальной и культурной сфере;
и) развитие системы образования, гражданско-патриотического вос-питания подрастающего поколения;
к) сохранение и поддержание языков народов России, использование русского языка как государственного языка;
Задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:
а) совершенствование государственной системы управления в области государственной национальной политики;
б) обеспечение равных прав граждан, обеспечение конституционных прав в сфере государственной национальной политики Федерации:
в) сохранение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных отношений;
г) задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации:
д) содействие национально-культурному развитию государства;
е) формирование у молодежи патриотического и гражданского воспитания, патриотизма, гражданского самосознания, гражданской ответственности, гордости за историю государства, толерантности,
ж) поддержка русского языка как государственного языка народов России;
з) формирование социально-культурной адаптации мигрантов;
и) информационное обеспечение государственной национальной политики Российской Федерации;
к) совершенствование сотрудничества государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации
Система Российских межнациональных отношений осуществляется и основывается в рамках федеративного устройства. Ее основные положения отражаются в ряде нормативно-правовых актов.
Новая Конституция 1993 года, в отличие от своих предшественников, в приоритете которых было территориальное устройство по национальному признаку, отдает предпочтение равенству всех субъектов Российской Федерации. Теперь все субъекты в правовом поле не связываются с особенностями их национального состава. У народа давшего название тому или иному субъекту Федерации нет главенствующей роли, каждому народу даны равные права.
Характерная особенность России, в том, что границы населения народов, в той или иной степени не совпадают с официальными границами республик. Ни в одном субъекте Федерации, имеющим этнические наименования, народ давший название субъекту, не являются подавляющим большинством населения. В большинстве случаев такой народ живет за пределами этого субъекта. Например, татары- 68%, мордва-71%, чуваши-49%, буряты-41%, марийцы-41%.
Реализация национальной политики обеспечивается рядом федеральных законов:
«О национально-культурной автономии» (от 17.06.1996г. № 74-ФЗ с изменениями от 21.03.2002г.) [4]
«О языках народов РФ» (в ред. Федеральных законов от 11.12.2002г. № 165-ФЗ) [5]
«О гражданстве российской Федерации» (от 31.05.2002г. №62-ФЗ) [6]
«О гарантии прав коренных малочисленных народов» ( в ред. Федеральных законов от 05.04.2009 №40-ФЗ) [7]
До декабря 2012 в Российской федерации действовала Концепция государственной национальной политики. Она была разработана министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики, движением «Сотворчество народов во имя жизни» и Институтом этнологии и антропологии РАН, и многими другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996. №909.
Но как показывали результаты опросов специалистов в области национальной политики, ее рейтинг был невысок. Она отличилась половинчатостью и неопределённостью, что сужало ее возможности в плане регулирования и решения многих этнических проблем.
В итоге национальная политика 90-х годов подвела к глубокой дифференциации регионов по уровню политического и экономического развития, близости к федеральной власти.
Неравные финансовые потоки, выделившие в «привилегированную» группу ряд национальных областей, вызывали недовольство жителей «ущемленных» территорий, привели к росту напряженности в межэтнических отношениях, вплоть до возникновения открытых конфликтов. На данный момент кардинальных сдвигов в сложившейся ситуации не произошло.[8]
С 90-х годов нормой в политике считалось, что федеральные власти задают общую концепцию, а регионы со спецификой прорабатывают правовые документы и программы реализации мероприятий. Существующее министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики было упразднено, тем самым республики получили широкий спектр полномочий в данной сфере. Результатом стало появление в каждом регионе своей собственной концепции национальной политики и целевых программ. Все эти причины не способствовали укреплению федерации, а только укрепляли независимость регионов.
Но на сегодняшний день, мы с уверенностью можем сказать, что ситуация улучшилась:
учрежден Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, указом президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 № 1417 путём преобразования Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации, действовавшей с 1 ноября 1993 г.; [9]
принята новая Стратегия государственной национальной политики [2]
утверждён план мероприятий по ее реализации; [10]
утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [11]
утверждена указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, [12]
дорабатывается проект ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» [13]
Подробнее рассмотрим некоторые из пунктов:
Координирование деятельности различных государственных структур и общества по в области национальной политики до 2012 года оставался открытым, а существующий орган исполнительной власти - Министерство регионального развития не мог в полной мере справиться с поставленной задачей.
Для решения данной проблемы создается Совет при президенте российской Федерации по межнациональным отношениям, цель которого координация действий государственных структур и общества в области межнациональных отношений. Совет учрежден от 05.06.2012 года и является консультативно-совещательным органом, который образован в целях консолидации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, национально-культурных автономий при рассмотрении вопросов связанных с реализацией государственной национальной политики.[14]
Главными задачами являются:
Рассмотрение, определение способов, форм, этапов реализации государственной национальной политики Российской федерации;
Разработка предложений Президенту об улучшении основных направлений государственной национальной политики;
Обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, национально-культурных автономий
Президент Российской Федерации является председателем совета. В его состав входят: представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, представители общественных объединений, научных и других организаций.
В декабре 2012 г. Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 была принята новая Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Стратегия базируется на основной идее о России как о государстве-нации и вместе с тем государстве-цивилизации. В области этнополитики принципиально новые подходы оправдали себя, они дают возможность обществу и государству опровергать и провести профилактику проявлений ксенофобии, национализма, радикальных настроений, нетерпимости, причем не только во внутренних отношениях, но и в международных.
Важно подчеркнуть, что было организовано широкое обсуждение проекта Стратегии с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации от всех субъектов Российской Федерации, Общественной палаты РФ, Русской православной церкви, духовных управлений мусульман, общественных объединений. Проект был направлен во все субъекты РФ, где он обсуждался экспертами, активистами и лидерами этнических групп, общин, диаспор. В проект было внесено 3500 поправок и корректировок с учетом всех высказанных мнений[15].
Стратегия в полной мере является документом общественного согласия, компромиссным документом, что крайне важно для России как многосоставной полиэтничной федерации.
Нужно подчеркнуть, что Стратегия как политический доктринальный документ разработана и реализуется в новых условиях – на этапе завершения российского демократического политического транзита, который существенно повлиял на систему межэтнических отношений. Этот транзит заставил по-новому оценить многие категории и понятия этнологии, этнополитологии, этносоцологии: «нация», «национальность», «национальное большинство», «коренной народ», «межэтнические противоречия», «этнополитический конфликт», «управление межэтническим конфликтом», «этнологический мониторинг» и др.[16]
Вопрос оценки национальной политики, реализуемой в Российском государстве, сохраняет дискуссионный характер в современной научной и общественно-политической сфере. Сторонники власти с готовностью поддерживают намеченный президентом курс на консолидацию всех народов, распространение и утверждение идеи гражданского патриотизма. Идеи целостности страны, единства ее населения разделяют как федеральные политики, так и представители региональных элит. В то же время значительную группу составляют противники мероприятий, реализуемых в области национальной политики. Они видят в ней основу для усиления националистических тенденций и дальнейшего распространения националистической идеологии.
|