Понятие «взаимодействие» многогранно, и различные науки определяют его с различных сторон. Так, с точки зрения науки философии взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – объективная и универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как универсальная форма движения и развития любой системы в полной мере свойственно системе уголовного судопроизводства.
В уголовно-процессуальной литературе ученые определяют взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений по-разному.
А.И. Кривенко полагает, что рассматриваемое взаимодействие заключается в согласованной по целям, месту и времени работе следователя и органа дознания при производстве по уголовному делу. Он отмечает: «Однако это вовсе не значит, что деятельность указанных органов всегда должна согласовываться по всем трем моментам. Поручая органу дознания разыскать преступника, следователь, как правило, не связывает выполнение такого задания с определенным местом. И наоборот, при производстве осмотра, обыска или какого-либо другого следственного действия обязанности сотрудников органа дознания и следователя могут быть распределены с учетом места их деятельности».
Следует обратить внимание на то, что этот автор (и, как мы покажем ниже, практически все другие авторы тоже) пишет не о «взаимодействии следователя с сотрудниками оперативных подразделений», а о «взаимодействии следователя с органами дознания». Действительно, имеет место несоответствие современного процессуального понимания понятия «орган дознания» (п. 24 ст. 5 УПК РФ) понятию органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Понятие «орган дознания» является общим понятием, включающим, помимо субъекта оперативно-розыскной деятельности, также и иных участвующих субъектов.
Н.А. Аменицкая дает понятие взаимодействия следователя с органами дознания как «основанной на законах и подзаконных нормативно-правовых актах взаимной, согласованной по цели деятельности с использованием особых полномочий, методов и форм, присущих каждой из взаимодействующих сторон, в системе, имеющей главным направлением деятельности выявление лица, совершившего преступление, и достоверное установление его виновности для решения судом вопроса о его справедливом наказании».
Р.С. Белкин определяет взаимодействие субъектов доказывания как одну из форм организации расследований преступлений, заключающуюся, «в основном, на законе сотрудничества следователя с органом дознания, согласованном по цели, месту и времени. Осуществляется в пределах их компетенции в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела».
Основываясь на вышеприведенных дефинициях понятия «взаимодействие следователя с оперативными подразделениями», под таким взаимодействием при расследовании уголовного дела следует понимать основанное на законе сотрудничество не подчиненных друг другу органов, при котором они действуют согласованно, целесообразно, сочетая применяемые ими средства и способы в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, привлечения к уголовной ответственности виновных, розыска обвиняемых и обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Необходимость тесного сотрудничества следователя и оперативных сотрудников определяется тем, что общие задачи они решают разными методами. Следователь это делает в процессуальной форме, посредством производства следственных, процессуальных действий (рис. 1, приложение 2), а сотрудники оперативных подразделений – главным образом посредством оперативно-розыскных мер. Характеризуя сущность данного взаимодействия, С.В. Мурашов отмечал, что оно «предполагает совместные усилия в раскрытии и расследовании преступлений путем сочетания методов и средств, присущих этим службам, при четком разграничении полномочий предварительного следствия и дознания».
Взаимодействие следователя и сотрудников оперативных подразделений обусловлено объективными предпосылками:
– общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и сотрудники оперативных подразделений по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы, в конечном счете, на борьбу с преступностью и порождающими её причинами; взаимодействие же как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач;
– различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а сотрудников оперативных подразделений – главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия и некоторых других) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу;
– специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью. Деятельность следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя занимает наибольший удельный вес в общем объеме средств и методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
– самостоятельностью следователя и сотрудников оперативных подразделений, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость каждого из сотрудничающих органов;
– повышением уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.
Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб, осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их деятельности, не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, предписанные законом. В уголовном процессе следователь и орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие. Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, реализуемым решениям в процессе взаимодействия между оперативными подразделениями и следствием присущ метод властных предписаний.
Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. Одной из задач взаимодействия оперативных подразделений и следователя является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия. Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон, порядок отношений, расстановку сил и средств.
Разнообразие возникающих в практике расследования преступлений ситуаций, требующих взаимодействия следователя и оперативных подразделений, целесообразно соотносить с тем этапом расследования, на котором возникает необходимость в осуществлении такого взаимодействия: в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного следствия, по приостановленному уголовному делу. Но в литературе встречается и другое мнение: «взаимодействие является необходимым и целесообразным лишь при решении основной задачи предварительного следствия, итоги которого выражаются в постановлении следователя о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. Осуществление же взаимодействия для решения последующих задач предварительного следствия влечет за собой нерациональное использование оперативно-розыскных мер и времени сотрудников оперативных аппаратов». С таким мнением трудно согласиться. Хотя следует отметить, что следователь не связан обязанностью непременно реализовать свое право использовать возможности органа дознания при расследовании каждого уголовного дела. Это он делает в случае необходимости. Так, применительно к уголовным делам приостановленным, в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия или когда место его нахождения не установлено по иным причинам, следователь может самостоятельно принимать меры к установлению местонахождения разыскиваемого лица, либо поручает розыск органу дознания.
Взаимодействие между следователем и сотрудниками оперативных подразделений осуществляется не по каждому уголовному делу, а лишь тогда, когда необходимость этого вызывается конкретными обстоятельствами дела. Чаще всего они взаимодействуют: 1) по уголовным делам, которым предшествовало применение оперативно-розыскных мер с целью обнаружения замаскированных преступлений; 2) в случае возбуждения органами дознания уголовного дела, по которому обязательно предварительное следствие; 3) по уголовному делу, если не обнаружено лицо, совершившее преступление; 4) когда неизвестно место нахождения обвиняемого; 5) если следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств; 6) когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест в обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества.
Правовые основания взаимодействия – это предписания законов и подзаконных нормативных актов, которыми определяются задачи и порядок взаимодействия, его организация, права и обязанности взаимодействующих органов. Сотрудничество оперативных подразделений и следователя основано на законе. Это, прежде всего, Конституция РФ. Конституция РФ является правовой законодательной основой государства, своеобразной регламентацией всех направлений государственной деятельности. Конечно, Конституция РФ непосредственно не регламентирует взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений, однако содержит основные предписания и положения по охране прав и законных интересов государства и его граждан.
Уголовно-процессуальное законодательство содержит ряд норм, устанавливающих порядок их взаимодействия. Прежде всего, общие задачи взаимодействия вытекают из содержания УПК РФ, который определяет назначение уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Особо следует выделить ст. 7 УПК РФ, которая устанавливает общий обязательный принцип уголовного судопроизводства – законность при производстве по уголовному делу. В соответствии с этим имеют значение и могут учитываться при разрешении правовых задач только те действия следователя и сотрудников оперативных подразделений и полученные при этом материалы, которые обличены в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законом.
Кроме того, отдельные вопросы взаимодействия отражены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 г.) «О полиции» (далее – Закон о полиции). Так, одной из обязанностей полиции является исполнять в пределах своих полномочий письменные поручения следователя, руководителя следственного органа о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении (п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
При осуществлении рассматриваемого взаимодействия необходимо также соблюдать требования ФЗ об ОРД. Так, ст. 11 ФЗ об ОРД устанавливает цели, в которых могут быть использованы результаты оперативно-розыскной деятельности.
Наконец, взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений подчиняется подзаконным нормативным актам – приказам, инструкциям, наставлениям. В органах внутренних дел действует Приказ МВД РФ от 26 марта 2008 г. №280 дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений» (далее – Положение об организации взаимодействия подразделений ОВД). Действует Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденное Указом Президента РФ. Для успешного расследования, в особенности для трансформации результатов оперативно-розыскной деятельности в доброкачественные доказательства, важны положения Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений должно осуществляться с соблюдением основополагающих принципов:
1. Принцип соблюдения законности, конституционных прав граждан неразрывно связан с соответствием закону конкретных действий и актов, неуклонным исполнением законов всеми участниками общественных отношений. Сказанное в полной мере относится и к рассматриваемому взаимодействию. Более того, можно утверждать, что лишь при осуществлении принципа законности в полной мере могут быть реализованы требования всех других принципов этого взаимодействия. Применительно к нему принцип законности находит свое конкретное проявление: в строгом соблюдении следователем и сотрудниками оперативных подразделений уголовно-процессуального законодательства, других нормативных актов; в предупреждении, пресечении и устранении иных нарушений законности со стороны любого лица, о которых становится известно следователю и сотрудникам оперативных подразделений в процессе их взаимодействия.
Принцип законности применительно к уголовному процессу заключается в запрете суду, прокурору, следователю и органу дознания применять законы, не соответствующие УПК РФ (ч. 1 ст. 7 УПК РФ). Следовательно, сутью этого принципа является то, что борьба с преступностью реализуется путем точного и неуклонного исполнения закона и обеспечения прав и законных интересов граждан. Совершение каких-либо действий, не предусмотренных законом, не вытекающих из него или ему противоречащих, является грубым нарушением законности.
Рассмотрим пример из судебной практики. Московским городским судом С. признан виновным в разбойном нападении на Т. и в ее умышленном убийстве с целью скрыть ранее совершенное преступление. Согласно приговору С., имея умысел на хищение, проник в квартиру к своей знакомой Т. и, желая сломить сопротивление потерпевшей, ударил ее по голове бутылкой с вином. Т. была травмирована осколками стекла разбившейся бутылки и потеряла сознание. С. приступил к поиску ценностей, а затем с целью сокрытия разбоя, имея умысел на убийство потерпевшей, задушил ее руками. Из квартиры С. похищены деньги и ценности на сумму 175 668 рублей. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ судебные постановления по делу отменены ввиду обоснования приговора доказательствами, которые не могут быть признаны допустимыми как полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона. Президиум отметил, что С. вину не признал, изложенные в приговоре показания свидетелей не содержат изобличающих осужденного сведений. Такие сведения имеются в протоколах осмотра места происшествия и заключениях экспертиз вещественных доказательств. Между тем, вопреки требованиям закона, а именно без поручения следователя, без упаковки и опечатывания произведена оперуполномоченным Г. выемка одежды С. Подобное нарушение обязывало суд обсудить вопрос о доказательственной силе изъятых предметов. Однако, как отмечено в постановлении Президиума, этого сделано не было, в результате чего не опровергнуты доводы подсудимого о том, что обнаруженные впоследствии экспертным путем на его одежде следы виноградного вина и микрочастиц стекла могли попасть в результате небрежного обращения с вещественными доказательствами в ходе следствия. Учитывая изложенное, приговор в отношении С. Президиумом Верховного Суда РФ был отменен.
2. Комплексное использование сил и средств, которыми располагают следователь и оперативные подразделения, предполагает, во-первых, что взаимодействие будет осуществляться во всех формах с учетом конкретных ситуаций; во-вторых, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия должны составлять единый процесс установления истины по делу.
При комплексном подходе к использованию сил и средств в процессе взаимодействия усилия следователя и сотрудников оперативных подразделений по раскрытию преступления являются звеньями одной цепи, порождающими и дополняющими друг друга. На основе информации, полученной в результате оперативно-розыскной деятельности, следователь возбуждает уголовное дело. Результаты проведенных им следственных действий часто требуют осуществления оперативно-розыскных мер, которые позволяют в свою очередь наметить и провести целеустремленные следственные действия по установлению и закреплению в деле доказательств. В ходе осмотра места происшествия следователь определяет его границы, составляет протокол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминалисту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим, что обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных действий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и оперативно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.
3. Самостоятельность следователя в принятии решений. Действие этого принципа вытекает из процессуального статуса следователя и характера его процессуальных отношений с оперативными подразделениями. При производстве предварительного следствия все решения о его направлении и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Кроме того, он оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом.
4. Самостоятельность оперативных подразделений в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.
5. Плановость взаимодействия – важнейший принцип. Необходимо осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее сложных следственных действий.
6. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.
Взаимодействие между сотрудниками оперативных подразделений и следствием невозможно без надлежащего руководства со стороны руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания. С помощью руководства уточняются цели и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат. Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия оперативных подразделений и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности.
Итак, взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений можно рассматривать как основанную на законе и иных нормативных актах совместную деятельность имеющих различную компетенцию и специализацию, а также обладающих различным уровнем знаний в области криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и процесса субъектов, направленную на достижение общей цели – раскрытие и расследование преступлений, обеспечение правильного применения закона. Взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений осуществляется на правовой основе с соблюдением основополагающих принципов, под руководством руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания.
|