Интересна история складывания процессуальных форм взаимодействия следователя с органами дознания в советский период. Так, уже в октябре 1918 г. НКВД и наркомат юстиции принимают совместную инструкцию «Об организации Рабоче-крестьянской милиции», где не только закрепляются ее полномочия по производству дознания, но и закладываются правовые основы взаимодействия со следственными органами. Милиция обязана была осуществлять розыски и дознания по уголовным делам под руководством и по указаниям народных судей и следственных комиссий (п. 1 ст. 28); выполнять поручения судебных и следственных органов по задержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых; производить задержание подозреваемых в преступлениях и препровождать их в местные народные суды или следственные комиссии по принадлежности, а также выполнять поручения по производству обысков, осмотров и выемок по соответствующим постановлениям (п. 2 ст. 28). Впрочем, в случаях неотложности для пересечения сокрытия следов преступления работники милиции могли и по своей инициативе производить осмотры, выемки и обыски. Однако они обязаны были немедленно поставить об этом в известность ближайший народный суд или следственную комиссию. УПК РСФСР 1922 г. также содержал нормы, регламентирующие взаимодействие следователя с органами дознания.
В УПК РСФСР 1960 г. (ч. 4 ст. 127) закреплялось право следователя по расследуемым им делам давать органам дознания письменные поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания являлись для органов дознания обязательными. Ст. 119 УПК РСФСР 1960 г. регламентировала деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. По таким делам орган дознания был вправе возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. После передачи дела следователю согласно ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР 1960 г. орган дознания мог производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжал принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
В соответствии с ч. 5 ст. 147 УПК РСФСР 1960 г. орган дознания, а именно милиция, осуществлял по поручению следователя привод обвиняемого, ч. 1 ст. 196 УПК РСФСР 1960 г. предоставляла следователю право поручить производство розыска обвиняемого органам дознания. Ст. 197 УПК РСФСР 1960 г. гласила о том, что следователь обязан принимать меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, как непосредственно, так и через органы дознания.
Эти процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания существовали до принятия УПК РФ и были восприняты законодателем при разработке ныне действующего уголовно-процессуального закона.
Взаимодействие следователя и сотрудниками оперативных подразделений происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальные формы взаимодействия между следователем и сотрудниками оперативных подразделений законодательно закреплены в УПК РФ. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения между субъектами взаимодействия носят правовой характер.
В.Б. Баженов называет процессуальные формы основными формами взаимодействия органов следствия и дознания, так как они придают взаимодействию правовой характер. Однако они неизбежно порождают различные организационные и тактические связи и взаимоотношения, которые по своему назначению способствуют более рациональному и эффективному практическому использованию процессуальных форм. Поэтому можно считать, что организационно-тактические формы взаимодействия выполняют вспомогательную роль по отношению к процессуальным.
Классификация рассматриваемого взаимодействия по форме его осуществления весьма условна. На практике взаимодействие в непроцессуальной форме в ряде ситуаций трансформируется в процессуальную.
Процессуальными формами являются:
1) Выполнение органами дознания поручений следователя.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Также и руководитель следственного органа вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий по делам, находящимся в производстве следователей соответствующего отдела (отделения). Это право вытекает из положений ст. 39 УПК РФ, в соответствии с которыми руководитель следственного органа имеет полномочия давать следователю указания о направлении дела, лично участвовать в производстве предварительного следствия и др. К указаниям и поручениям руководителя следственного органа органам дознания предъявляются те же требования, что и к подобным поручениям и указаниям следователя.
Практике известны следующие формы содействия органов дознания следователю в проведении следственных действий:
а) предупреждение и пресечение нарушений порядка; оцепление и охрана места происшествия или помещения, где производится обыск, сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей; присутствие при задержании, очной ставке или предъявлении для опознания, когда есть основания опасаться эксцессов со стороны обвиняемого, подозреваемого и других лиц;
б) непосредственное участие в следственном действии (например, во главе одной из нескольких поисковых групп при осмотре места происшествия; при разделении на две группы участников следственного эксперимента и др.);
в) применение специальных познаний участвующими в осмотре, экспериментах и прочих следственных действий в качестве специалистов-сотрудников экспертно-криминалистических отделов, ГИБДД, и др.
Форма поручения законом не определена. Можно выделить следующие требования, предъявляемые к подобного рода документу. Поручение должно быть: 1) письменным; 2) исходить от компетентного должностного лица; 3) адресовано учреждению, которое уполномочено осуществлять порученное ему действие; 4) подписано. Поручения и указания следователя, как и все другие процессуальные документы, приобщаются к уголовному делу, что дает возможность при необходимости проверить, действовали ли работники органа дознания по поручению следователя и так ли, как им предписывалось.
В поручении следователя должны найти отражение следующие вопросы: кому оно адресовано, основания направления поручения (номер уголовного дела, обстоятельства преступления), что следует установить, срок выполнения поручения, какие материалы представить следователю. В то же время в поручении не должна определяться тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий, т.к. выбор способов и тактических приемов решения поставленных следователем задач является прерогативой органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. О результатах выполнения поручения следователя орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, дает письменный ответ с приложением к нему при необходимости оперативных материалов.
Наряду с поручениями следователь дает органам дознания обязательные для них указания. Под ними следует понимать тактические условия проведения поручаемых следственных действий (указание следователя сообщить определенному свидетелю перед допросом, что преступник арестован, и свидетелю не надо бояться мести с его стороны, или указание об одновременном производстве обысков у разных лиц и т.д.).
Может сложиться ситуация, когда одних следственных действий бывает недостаточно для собирания необходимых доказательств. Так, чтобы допросить свидетеля, нередко требуется разыскать его. В подобных случаях совершению следственных действий могут предшествовать розыскные мероприятия оперативных подразделений, действующих по поручению следователя.
Если местонахождение обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210 УПК РФ). Следует заметить, что при вынесении постановления о производстве розыска следователь не определяет его вида, так как данный вопрос решается не следователем, а тем органом дознания, которому поручен розыск. При получении сообщения о неизвестности местонахождения обвиняемого следователь не должен откладывать объявление розыска до момента истечения сроков предварительного расследования. Практика свидетельствует, что промедление с объявлением розыска значительно снижает эффективность мер по обнаружению и задержанию скрывшихся обвиняемых. «Чтобы обеспечить эффективность и быстрый розыск обвиняемого, необходимо правильно сочетать все предусмотренные законом меры. Розыск обвиняемого слагается из непосредственной деятельности следователя, приостановившего уголовное дело, и самостоятельной деятельности органа дознания, осуществляемой по поручению следователя».
2) Содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного дела.
Взаимодействие следователей и органов дознания в стадии возбуждения уголовного дела в основном имеет место: при приеме, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях; при проверке сообщений о преступлениях, в т.ч. посредством производства разрешенных в указанной стадии до возбуждения уголовного дела определенных следственных действий, а также путем дачи следователем поручений органам дознания о совершении розыскных и (или) оперативно-розыскных мероприятий; при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности.
3) Использование следователем данных, полученных органом дознания с помощью оперативно-розыскных мер.
Так, готовясь к допросу, следователь должен составить для себя достаточно полное представление о личности допрашиваемого, уровне его общих и специальных знаний, опыте работы в определенной области, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересованности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. Личные качества допрашиваемого и предполагаемая осведомленность его об исследуемых фактах помогут определить возможное его поведение на допросе и тактические приемы получения полных и достоверных показаний. Представление о личности допрашиваемого следователь может почерпнуть, в частности, из оперативно-розыскной информации.
Вот пример удачного использования следователем при допросе полученной оперативной информации.
В овраге у городского парка был обнаружен труп некоего К. с одним колото-резаным ранением шеи. Удар по оценке судебно-медицинского эксперта был нанесен очень специфично и профессионально, клинком, имевшим толстый обушок. Обратившись за консультациями к оперативным сотрудникам, следователь выяснил, что подобному удару ножом в шею обучают в разведывательных подразделениях Министерства обороны РФ для бесшумного устранения часовых. Полученная из военкоматов информация оказалась очень неполной. Преступление долгое время оставалось нераскрытым. Через некоторое время по другому уголовному делу за сбыт боеприпасов был задержан С. При обыске у него дома в числе прочего был обнаружен нож с клинком с толстым обушком и орнаментом ручной работы, признанный позднее холодным оружием. Было также установлено, что С. служил в армии в разведподразделении и принимал участие в боевых действиях в Чечне. При допросе следователь выяснял различные обстоятельства из его жизни. С. рисовался, рассказывая о своей прошлой военной службе, говорил, что воевал и много раз участвовал в разведывательных операциях. Решив воспользоваться этим, следователь, как бы интересуясь навыками С., выяснил, что тот владел спецприемами использования ножа, в числе которых был такой же, каким был убит К. Сменив тему, следователь проявил интерес к ножу, обнаруженному у С., заметив, что нож достаточно редкий. С. – любитель оружия, стал подробно рассказывать об истории этого ножа. И когда следователь спросил: «Зачем нужно было использовать именно его при убийстве?», «А другого не было», – быстро ответил С., но спохватился и стал отказываться от сказанного, однако вскоре понял, что допустил серьезную ошибку, и дал развернутые показания об обстоятельствах и мотивах убийства.
4) Совместная согласованная деятельность в период производства органом дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 157 УПК РФ, при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит (в силу их неотложности) неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.
Следователь обязан всемерно содействовать тому, чтобы неотложные следственные действия осуществлялись качественно и целеустремленно. Он обсуждает с оперативными работниками планы их проведения. Рекомендуется составлять план расследования по делу еще в период, когда по нему ведется дознание. Тогда, приняв дело к производству, следователь может сразу же начать активные следственные действия.
Установленный законом для производства неотложных следственных действий срок в десять суток является максимальным (ч. 3 ст. 157 УПК РФ) и продлен быть не может. Поэтому по его истечении отношения органов дознания со следователем складываются в зависимости от того, известно ли лицо, совершившее преступление, или нет. Если лицо не известно, то орган дознания продолжает принимать необходимые оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя о результатах. Когда же лицо известно, то орган дознания может производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.
К организационным формам взаимодействия следует отнести:
1) Совместную согласованную деятельность в составе следственно-оперативных групп (СОГ). Ее мы подробнее рассмотрим ниже.
2) Немедленное уведомление следователя органами дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный закон во многих случаях устанавливает обязательность проведения предварительного следствия (ст. ст. 38, 150, 151 УПК РФ). Она как признак особой процессуальной деятельности определяется по субъектам преступлений и в зависимости от вида уголовного преследования. Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, установлен в ч. 2 ст. 150 УПК РФ. Это все дела, кроме перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
3) Согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий по делу. Оно весьма высоко оценивается учеными-процессуалистами. Так, отмечается, что совместное планирование «является наиболее совершенной формой взаимодействия, помогает обеспечить хорошую согласованность и четкое разграничение обязанностей при совместной деятельности следователя и органа дознания».
4) Совместное проведение профилактических мероприятий.
Так, меры индивидуальной профилактики позволяют обеспечивать выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и осуществлять в отношении их меры предупредительного характера. Для более полного выявления таких лиц необходимо более тщательно подходить к обработке всевозможных информационных источников, наиболее содержательными из которых являются книги и журналы учета происшествий, задержанных и доставленных в дежурные части; уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел; материалы об административных правонарушениях; материалы, поступающие из исправительных учреждений, служб и подразделений органов внутренних дел, прокуратуры и суда; сообщения различных организаций, а также заявления и письма граждан. Здесь уже необходима деятельность следователя.
5) Межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников органов дознания; обмен информацией и совместное обсуждение следственных и оперативно-розыскных данных.
Организация взаимодействия между сотрудниками оперативных подразделений и следователем невозможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, сотрудники оперативных подразделений и следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.
Чтобы взаимодействие было успешным, следователь должен не только получать помощь от сотрудников оперативных подразделений при производстве предварительного следствия, но и оказывать им содействие в осуществлении розыскных мер. В частности, следователь обязан информировать соответствующие службы органов дознания о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для оперативно-розыскной работы, предоставлять работникам этих служб возможность знакомиться с материалами уголовного дела.
К непроцессуальным формам взаимодействия можно отнести и выработку розыскных версий. Так, приостановив уголовное дело, следователь совместно с сотрудниками оперативных подразделений должен изучить уголовное дело, приостановленное производством, ознакомиться с исходными данными о личности разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого, его приметах, образовании, прежних местах работы и жительства, родственных и иных связях. На основе имеющейся в деле информации следователь и сотрудники оперативных подразделений выдвигают розыскные версии: о возможных местах нахождения обвиняемого, вероятном маршруте движения скрывшегося обвиняемого, предполагаемом месте укрытия обвиняемого, о месте и времени возможного появления обвиняемого.
Фактические данные для выдвижения розыскных версий можно получить из процессуальных источников, от общественности, из различных источников, к которым относятся слухи, анонимные письма, телефонные звонки и т.д. При выдвижении розыскных версий желательно учитывать такие обстоятельств, как типичные места, где могут скрываться разыскиваемые, каким образом им удается получать фиктивные документы, как они добывают средства к существованию, поддерживают ли связь с родственниками или знакомыми. Учет таких обстоятельств может значительно облегчить розыск лиц, совершивших преступления.
Итак, выбор форм взаимодействия между сотрудниками оперативных подразделений и следователем зависит от конкретно сложившейся следственной ситуации, от ее информационной насыщенности и полноты. Необходимость более эффективного использования сочетания форм взаимодействия при проведении расследования обусловлено тем, что любые результаты оперативно-розыскной деятельности окажутся бесполезными, если информация, отраженная в них, не будет подтверждена в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке. В то же время работа лица, в производстве которого находится уголовное дело, не будет иметь успеха без своевременного ее сопровождения оперативно-розыскными мероприятиями, позволяющими обнаружить сведения, получение которых с помощью только следственных действий просто невозможно.
|