Первое упоминание о возможности применения группового расследования содержалось в ч. 3 ст. 129 УПК РСФСР 1960 г. В нем предусматривалось проведение расследования сложного или большого по объему уголовного дела несколькими следователями. Вопрос же о возможности объединения в одной группе следователей и оперативных сотрудников даже ни возникал. В значительной мере это объясняется отсутствием в то время следственного аппарата в МВД, где взаимодействие всегда носило более интенсивный характер. Идея организационного объединения следователей и оперативных работников в одну группу появилась позже, когда стало очевидным преимущество подобной организации, все более распространявшейся на практике.
В УПК РФ понятие «следственно-оперативная группа» не упомянуто и не раскрыто. В ст. 163 УПК РФ идет речь о производстве предварительного следствия следственной группой. По общему правилу, предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой.
Согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность основывается на богатом опыте прошлого.
Следственно-оперативные группы обычно формируются в целях обеспечения успешного решения экстренных, сложных, трудоемких задач, для выполнения большого объема работы по делам о многоэпизодных преступлениях, о преступлениях, совершенных группами лиц, в иных случаях, имеющих особую социальную значимость. Как правило, следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников оперативных органов, имеющих достаточный опыт раскрытия и расследования преступлений.
Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы, – добывание оперативно-розыскной разведывательной информации, поддающейся проверке следственным путем.
Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста, удобна и в условиях, когда предварительное следствие «вмонтировано» в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Стоит, однако, отметить, что в ст. 38 УПК РФ, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье (а в ней воспроизведено правило, известное еще и ранее действовавшему уголовно-процессуальному законодательству) давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Иначе говоря, прямые связи в подобных случаях должны складываться между следователем и соответствующим органом (звеном) полиции и т.д. в лице руководителя данного органа (звена), осуществляющего оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную юрисдикцию на строго определенной территории.
Это значит, что при необходимости привлечения органа дознания к эпизодическому или более-менее постоянному участию в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве следователя, «траектория» развития официальных отношений должна быть следующей: следователь принимает процессуальное решение о производстве следственного действия, серии следственных действий или об отдельном направлении расследования (например, о проверке той или иной версии), определяет необходимые силы и средства для его осуществления и поручает производство определенных следственных действий органу дознания и (или) ставит перед ним задачу.
Поручение следователя адресуется начальнику подразделения дознания, который обязан организовать и проконтролировать его исполнение и сообщить следователю о результатах. Назначенные начальником подразделения дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют распоряжение, по сути дела, не его, а своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах и происшествиях они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме каждый делает свое дело строго в пределах своих функций и своей компетенции, и соответственно каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.
Прямые, непосредственные связи следователя с оперативными работниками, столь удобные при успешном развитии событий в ходе расследования, могут столкнуться с трудностями, когда работа по уголовному делу наталкивается на непредвиденное происшествие, тяжкое по своим последствиям, и непомерно усложняет его юридическую оценку.
Так, если следователь принял процессуальное решение о производстве серии одновременных обысков с последующим задержанием подозреваемых в совершении преступления и поручил производство этих следственных действий непосредственно оперативным работникам, входящим в оперативно-следственную группу или просто прикомандированных к следователю для оказания ему содействия в работе по конкретному уголовному делу, а те, не будучи надлежащим образом проинструктированными, подготовленными и обеспеченными соответствующими силами и средствами, «нарвались на вооруженное сопротивление, попали в засаду и погибли или от их руки погибли невиновные», складывается крайне запутанная ситуация. Б.Т. Безлепкин полагает, что в данной ситуации «следователь вполне обоснованно выглядит виновным в превышении власти и служебных полномочий, оперативные работники – жертвами данного должностного правонарушения следователя и незаконного приказа своего непосредственного начальника «о прикреплении» к следователю, а сам начальник подразделения дознания – виновным в издании такого распоряжения и утрате контроля за действиями подчиненных в экстремальной обстановке».
Таким образом, в сложной, экстремальной следственной ситуации, разрешение которой требует усилий различных служб правоохранительного органа, а развитие событий не вполне предсказуемо и сопряжено с угрозой личной безопасности людей или наступлением иных тяжких последствий, единственно правильным планом действий следователя является тот, что основан на законе.
Инициатором создания следственно-оперативной группы может быть следователь, принявший дело к своему производству, либо орган, осуществляющий проверку материалов оперативно-розыскной деятельности.
Руководителем следственно-оперативной группы назначается руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания или один из следователей, в производстве которых находится дело. При значительном объеме работы и большой численности следственно-оперативной группы, могут назначаться заместители руководителя, создаваться штаб во главе с начальником штаба. Сотрудники группы подчиняются ее руководителю независимо от их ведомственной принадлежности.
К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу, можно отнести:
общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий;
согласованность планирования этих мероприятий;
самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих сторон;
быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем информации и постановку им новых задач;
использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела.
Следственно-оперативную группу необходимо отличать от следственной группы (создается в порядке ст. 163 УПК РФ), в состав которой входят только следователи, обладающие равными процессуальными полномочиями. «Создание и деятельность следственно-оперативной группы принципиально отличается от проведения следствия по делу несколькими следователями и от направления ими поручений органу дознания о выполнении отдельных следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий». Разница между следственными группами и следственно-оперативными заключается в следующем: следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:
1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;
2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперработников при расследовании конкретных уголовных дел;
3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей может создаваться для производства только одного следственного действия, например, осмотра мета происшествия.
Создание следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел.
Вместе с тем, в литературе высказано мнение, что эти структуры – следственная и следственно-оперативная группы – имеют общую методологическую основу и их проблемы должны решаться совместно, хотя отсутствие общей правовой базы делает данную задачу затруднительной.
Основными принципами формирования следственно-оперативных групп являются: 1) своевременность создания; 2) межведомственный характер формирования; 3) четкое, наиболее целесообразное распределение участков работы; 4) продуманная организация не только расследования конкретного дела, но и предупреждения аналогичных преступлений.
Различаются следующие виды следственно-оперативных групп:
1) по целям образования: для выезда на место происшествия (раскрытия преступления по «горячим следам»); для раскрытия и расследования сложных (многоэпизодных, групповых, тяжких преступлений); для раскрытия преступлений прошлых лет;
2) по продолжительности осуществляемой деятельности: временные и постоянные (долговременные). Временная группа создается для раскрытия и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Постоянно действующая группа создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же сотрудников для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логический связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории;
3) по составу (следователи и оперативные работники полиции, следователи и оперативные работники федеральной службы безопасности и т.д.).
Можно квалифицировать следственно-оперативные группы по объему и сложности структуры: супербригады и бригады большого состава; бригады среднего состава; бригады малого состава.
Положение об организации взаимодействия подразделений ОВД (п. 7 ч. II) классифицирует следственно-оперативные группы на дежурные и специализированные. Можно также классифицировать группы по структуре на простые и сложные (с дифференциацией на ряд подгрупп).
Итак, следственно-оперативная группа – это группа, состоящая из следователей, оперативных работников, иных сотрудников правоохранительных органов и специалистов, образуемая для раскрытия и (или) расследования преступлений по совместному решению руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания, о чем, как правило, издается приказ. Нормативно-правовые акты закрепляют следственно-оперативную группу как форму взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. Группы создаются в случаях, когда из материалов уголовного дела усматривается, что его сложность или трудоемкость не позволяет одному следователю завершить работу в установленный законом срок, а для успешного расследования необходимо интенсивное взаимодействие с оперативными работниками.
В целом, по главе 1-й можно сделать такие выводы.
Раскрыть преступление только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и оперативных подразделений, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу.
Под взаимодействием следователя с сотрудниками оперативных подразделений понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и оперативных подразделений, направленная на выполнение задач предварительного расследования.
Взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных подразделений протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными.
К процессуальным закон относит следующие нормы взаимодействия: 1) принятие органом дознания оперативно-розыскных мер и уведомление о их результатах следователя; 2) выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий; 3) оказание органом дознания содействия следователю по его требованию при производстве отдельных следственных действий. Содействие может выражаться в охране места производства следственного действия, наблюдении за подозреваемым, обвиняемым и другими лицами во время обыска, осмотра, обеспечения безопасности участников следственного действия и др.; 4) выполнение органом дознания постановлений следователя о приводе обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, потерпевших, розыске подозреваемого, обвиняемого, о заключении обвиняемого под стражу; 5) обмен следователя и органа дознания в процессе предварительного следствия устной или письменной информацией, в том числе получаемой в ходе оперативно-розыскной деятельности.
К непроцессуальным формам взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений относятся согласованное планирование действий по реализации оперативно-розыскных данных о преступлении, по розыску преступников и т.д.
Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от слаженности, согласованности в деятельности следователя и оперативных подразделений.
|