Порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов является одинаковым для всех видов исполнительных документов данной категории.
Удержание алиментов производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству в денежной и натуральной форме. Правительством РФ разработан и утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей[1]. Однако необходимо учитывать, что не на все виды доходов может быть обращено взыскание. Часть 1 статья 101 Закона "Об исполнительном производстве" устанавливает перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Так, в Апелляционном определении Мурманского областного суда от 20.05.2015 № 33-1457/2015[2] отмечено следующее: проанализировав приведенные правовые нормы в их взаимосвязи, суд первой инстанции, принимая решение по делу, правильно исходил из того, что компенсация расходов на оплату проезду к месту использования отпуска и обратно не поименована в Перечне видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов.
Вместе с тем по делу о проверке конституционности подп. "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна Конституционным Судом РФ было отмечено, что при удержании алиментов с предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, должны учитываться расходы, непосредственно связанные с ведением им предпринимательской деятельности. Иное толкование, позволяющее при расчете алиментов не принимать во внимание подтвержденные расходы указанной категории предпринимателей, означало бы отступление от конституционных принципов[3].
Помимо непосредственных участников алиментных правоотношений, определенные обязанности несут третьи лица. Так, администрация организации, где работает плательщик алиментов, обязана ежемесячно удерживать алименты из его доходов и уплачивать или переводить их получателю алиментов не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода. Обязанность удерживать алименты распространяется на администрацию предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Основаниями для удержания алиментов являются:
1) исполнительный лист, выданный на основании решения суда о взыскании алиментов;
2) судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично;
3) нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.
Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается его предъявлением к исполнению. После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется.
Решения суда, принятые по делам о взыскании алиментов, подлежат немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ), что предполагает обязанность суда выдать исполнительный лист сразу же после принятия судебного постановления (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ).
По общему правилу исполнительный лист выдается взыскателю, однако по его просьбе должен быть самостоятельно направлен судом для исполнения. Указанная просьба должна быть сформулирована в письменной форме.
ФССП, будучи федеральным органом исполнительной власти, в лице своих государственных служащих – судебных приставов-исполнителей обладает особым правовым положением в рамках исполнительного процесса, осуществляя на основе совокупности государственно-властных полномочий, в реализации которых проявляются начала государственного управления, исполнительную деятельность. Вынесение любым юрисдикционным органом акта, признающего (подтверждающего) субъективные права и обязанности определенных лиц и отнесенного законодательством к числу исполнительных документов, способно привести к инициированию административно-исполнительного процесса, направленного на претворение закрепленного в документе правового императива в правовую реальность лишь посредством осуществления административно-исполнительной деятельности ФССП, что выступает, в свою очередь, ярким проявлением правоохранительной функции государства, стремящегося претендовать на статус правового. Без всяких сомнений, любое государство должно уделять повышенное внимание исключительно строго формальной регламентации данной деятельности, рассматривая ее как приоритетную и стратегическую и направленную на поддержание стабильности государственной власти в целом, ибо эффективность государственного механизма напрямую зависит от уровня фактического исполнения вынесенных юрисдикционными органами решений. Таким образом, как верно подмечает В.А. Гуреев, "исполнение исполнительных документов, возложенное на Федеральную службу судебных приставов, образует одну из наиболее важных разновидностей государственно-управленческой деятельности – исполнительную деятельность"[4].
Полномочия судебного пристава-исполнителя ФССП регламентированы ст. 12 ФЗ "О судебных приставах", среди которых можно назвать:
- получение при совершении исполнительных действий необходимой информации, в том числе персональных данных, объяснений и справок;
- проведение у работодателя проверки по исполнению исполнительных документов на работающих у них должников;
- раздача поручений участникам исполнительного производства по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- возможность вхождения в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производства осмотров указанных помещений и хранилищ, их вскрытия;
- производства ареста на имущество и его реализацию и т.д.
После выдачи исполнительного листа или судебного приказа взыскатель вправе самостоятельно предъявить его в службу судебных приставов или просить суд о направлении исполнительного документа для принудительного исполнения.
Если взыскатель по каким-либо причинам не хочет сам направлять исполнительный документ в службу судебных приставов, он вправе заявить соответствующее ходатайство перед судом. Заявление о направлении исполнительного документа в службу судебных приставов судом может быть подано как в устной (если это имеет место в судебном заседании), так и письменной форме. В этом случае не требуется заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства.
Взыскатель может доверить предъявление исполнительного документа к исполнению своему представителю. В этом случае такое полномочие должно быть специально оговорено в доверенности (ст. 57 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Так, в рамках рассмотрении одного из дел суд установил, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению истек ***, но истец в пределах установленного законом срока до истечения указанной даты предъявил исполнительный документ к исполнению. В период исполнительного производства исполнительный лист был утерян. При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что исполнительный лист, выданный судом *** для исполнения заочного решения суда от ***, утрачен не по вине взыскателя – "МКБ" (ОАО), а органом, осуществляющим исполнение[5].
В силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные документы о взыскании периодических платежей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи. В указанных случаях сроки предъявления таких документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности. Судебная практика исходит из того обстоятельства, что исполнение решения о взыскании периодических платежей, к которым относятся и алименты, является правом заявителя, не ограниченным трехлетним сроком. Оно может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены периодические платежи[6].
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. При этом, согласно ч. 17 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Вместе с тем, суды нарушение данного императивного требования признают несущественными. Так Московским областным судом по делу № 33-10974/2014[7] было установлено, что хотя копии постановлений о возбуждении исполнительного производства не были направлены должникам по почте в течение срока, установленного ч. 17 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", а были вручены лично по истечении срока, каких-либо неблагоприятных последствий для должников или нарушения их прав указанные обстоятельства не повлекли, поскольку срок добровольного исполнения исполнительного документа начинает течь с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Поскольку в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о применении ареста в качестве обеспечительной меры или о применении к должнику различных ограничений, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должен быть решен данный вопрос. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель обязан указать в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
В тоже время права взыскателя реализуются в тех формах, которые предусмотрены законом. Например, взыскатель не может потребовать от пристава направления ему по почте копий всех материалов исполнительного производства, отчета о совершенных исполнительных действиях и т.п. Закон возлагает на судебного пристава-исполнителя обязанности по направлению сторонам исполнительного производства определенных постановлений и актов, а взыскатель, в свою очередь, может лично ознакомиться с иными документами, находящимися в материалах исполнительного производства. Как правило, в подобных случаях суды отказывают в удовлетворении требований взыскателей об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, указывая, что взыскатель имеет право непосредственно сам знакомиться с материалами исполнительного производства[8]. Следует отметить, что судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган с постановлением о проведении государственной регистрации права собственности спорного земельного участка, если должник в добровольном порядке не исполняет исполнительный документ, судебным приставом-исполнителем другого имущества, на которое возможно обратить взыскание, не выявлено[9].
Одним из действенных полномочий по принудительному исполнению судебного решения является взыскание денежных средств должника, порядок осуществления которого регулируется гл. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве" и, как правило, включает целую последовательность действий судебного пристава-исполнителя: выявление денежных средств, наложение на них ареста (т.е. меры, обеспечивающей исполнение и препятствующей должнику распоряжаться арестованными деньгами) и списание денежных средств со счета (вклада) или их изъятие. В дальнейшем списанные (изъятые) денежные средства должника поступают на депозитный счет подразделения судебных приставов, откуда и перечисляются взыскателю. Данные императивные правила установлены как в интересах должника, так и взыскателя, поскольку взысканные денежные средства легче перечислить взыскателю. В отличие от денежных средств при обращении взыскания на неденежное имущество потребуется его оценка и реализация, что требует значительно большего периода времени, как правило, работа с неденежным имуществом занимает несколько месяцев.
Согласно части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Как отмечено в Апелляционном определении Московского областного суда от 04.09.2012 по делу № 33-17567[10], на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. на 11.05.2012, судебному приставу-исполнителю необходимо было установить, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек, и требования исполнительного документа должником не исполнены. Только в этом случае постановление о взыскании исполнительского сбора может быть признано обоснованным.
Информация о наличии у должника денежных средств может быть предоставлена судебному приставу-исполнителю взыскателем или получена им при направлении запросов в различные органы или организации. В отношении должников по алиментным обязательствам судебный пристав-исполнитель направляет запросы непосредственно в банки. Налоговые органы, банки и иные кредитные организации обязаны предоставить ответ на запрос судебного пристава-исполнителя в семидневный срок со дня получения запроса под угрозой применения мер ответственности за невыполнение законного требования судебного пристава-исполнителя.
Представляется важным закрепление правила об ответственности для лиц, производивших удержание алиментов, и самого должника в случаях несоблюдения законодательства и невыполнения требований судебного пристава-исполнителя. Так, судебный пристав-исполнитель на основании ст. ст. 113 и 115 Закона "Об исполнительном производстве" выносит постановление о привлечении к административной ответственности. Размер штрафа установлен законодательством РФ об административных правонарушениях: на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 100 тыс. руб. (ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ[11] (далее – КоАП РФ)). С целью дальнейшего совершенствования семейного законодательства в СК РФ можно закрепить необходимый перечень этих уважительных причин, по которым родители в силу определенных обстоятельств не смогут исполнять обязанности по содержанию своих детей, т.е. фактически будут уклоняться от уплаты алиментов. Например, когда родитель по состоянию здоровья при наличии медицинских документов, свидетельствующих о каком-либо заболевании или инвалидности, не может устроиться на высокооплачиваемую работу.
Подводя итог, отметим, что правовое регулирование взыскания алиментов представляет собой сложный и комплексный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия и направленный на предоставление содержания несовершеннолетним, а также на обеспечение нуждающихся и нетрудоспособных членов семьи.
Алименты на содержание могут быть взысканы на основании судебного решения либо по соглашению сторон. В этой связи полагаем, что первоочередная задача совершенствования договорных отношений в семейном праве заключается в закреплении в СК РФ специальной главы, которая бы раскрывала сущность договоров в семейных правоотношениях, в том числе, соглашения об уплате алиментов, дала их четкое законодательное определение, систематизировала на отдельные виды, осуществляла их детальное правовое регулирование, устанавливая содержание таких договоров, их форму, порядок заключения, изменения и расторжения и т.д.
[1] Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (ред. от 09.04.2015) "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" // Собрание законодательства РФ. 1996. № 31. Ст. 3743.
[2] Апелляционное определение Мурманского областного суда от 20.05.2015 № 33-1457/2015 // СПС "КонсультантПлюс".
[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2010 г. № 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л.Р. Амаякяна" // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4297.
[4] Гуреев В.А. Административно-исполнительная деятельность Федеральной службы судебных приставов – новая правовая категория // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 5. С. 17 – 28.
[5] Апелляционное определение Московского городского суда от 28.07.2014 по делу № 33-29857 // СПС "КонстультантПлюс".
[6] Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2009 № 49-Г 09-45 // СПС "КонсультантПлюс".
[7] Апелляционное определение Московского областного суда от 21.05.2014 по делу № 33-10974/2014 // СПС "КонстультантПлюс".
[8] См. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.10.2009 г. по делу № 13125 // СПС "КонстультантПлюс".
[9] См.: Апелляционное определение Московского областного суда от 23.04.2014 по делу № 33-8840/2014 // СПС "КонстультантПлюс".
[10] Апелляционное определение Московского областного суда от 04.09.2012 по делу № 33-17567 // СПС "КонстультантПлюс".
[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
|