Выигранное в суде дело не всегда является гарантией того, что судебное решение будет исполнено. После вступления в законную силу решения суда, взыскателю выдается исполнительный лист. Исполнение решения суда производится по месту жительства или работы ответчика в порядке Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исполнительное производство является логическим окончанием разрешения дела в суде и осуществления защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц. Таким образом, оно является заключительной стадией гражданского и арбитражного процессов.
Исполнительное производство возбуждается с момента вынесения судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления и оканчивается после вынесения постановления об окончании исполнительного производства.
Исполнительный лист направляется в отделение Федеральной Службы Судебных Приставов, к нему также прилагается сопроводительное письмо, подписанное директором или должностным лицом. После чего пристав возбуждает исполнительное производство.
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.
Федеральный закон РФ "Об исполнительном производстве" закрепляет за собой эффективные нормы, помогающие более быстро взыскать задолженность с граждан и юридических лиц. Так, например, Статья 9 главы 1 данного нормативно-правового акта расширяет права взыскателей, то есть теперь он может самостоятельно, без участия службы судебных приставов, направить исполнительный документ о взыскании денежных средств, не превышающих 25.000 руб., в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
В Федеральном законе закреплена правовая регламентация извещений и вызовов в исполнительном производстве, согласно которой лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если адресат отказался от получения повестки, иного извещения или, несмотря на получение почтового извещения, не явился за повесткой, иным извещением, направленным по его адресу.
В главе 5 предусмотрено положение о возбуждение исполнительного производства. В соответствие с ним судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, обязан в трехдневный срок возбудить производство или отказать в возбуждении производства (ранее такой нормы не было, и судебный пристав-исполнитель либо возбуждал исполнительное производство, либо возвращал исполнительный документ).
В главе 7 закреплены нормы, согласно которым теперь судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество. В данной главе также четко определено право судебного пристава-исполнителя при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, временно ограничить ему выезд из Российской Федерации.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на закрепленную в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" ответственность за нарушение законодательства РФ об исполнительном производств (главы 15, 16). К данным мерам отнесены исполнительский сбор (денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем), штраф и взыскание с должника расходов по совершению исполнительских действий.
Все это упрощает работу судебного пристава и ускоряет реальное поступление денежных средств на счет взыскателя.
Исполнительные действия в отношении должников ЖКХ, реализуются посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом. С этой точки зрения исполнительное производства представляет несомненную практическую важность, поскольку когда предписания правовых норм не реализуются в действиях участников гражданского оборота и публично-правовых отношений, такое право, по сути дела, не является действующим и существующим.
В Управлениях Федеральной службы судебных приставов каждый год увеличивается количество исполнительных документов по взысканию задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
То есть это – долги населения, различных предприятий и организаций за услуги ЖКХ. Исполнять такие производства непросто: большое число должников не имеет ни доходов, ни имущества, на которое судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание. Но кто-то в состоянии оплачивать свой долг – например, через ежемесячное удержание из заработной платы. Подобных должников судебный пристав должен сначала найти (застать дома), а затем либо убедить оплатить задолженность наличными, либо сообщить свое место работы. При этом, судебный пристав-исполнитель проводит профилактическую работу, разъясняет, к чему может привести неоплата долгов по услугам ЖКХ. Как показывает статистика, наиболее дисциплинированными плательщиками являются пенсионеры и семьи со средним достатком. В то же время, наиболее злостными неплательщиками, чаще всего, являются асоциальные семьи и, как ни странно, граждане с высоким уровнем доходов.
По истечении трех месяцев непогашенной задолженности у должников может быть арестовано и продано их имущество в счет долга. Эта мера, как показывает практика, является наиболее эффективной. Как правило, одного посещения судебных приставов и ареста имущества большинству должников хватает, чтобы найти деньги и рассчитаться с имеющейся задолженностью. Помимо ареста имущества существуют и другие меры воздействия на неплательщиков. Комплекс мер, который предусмотрен действующим законодательством, позволяет планомерно осуществлять взыскание задолженности. Это может быть, помимо ареста имущества должника, обращение на взыскание на имущество, находящееся на вкладах в банках, кредитных учреждениях, имущества в виде транспортных средств и т.д. Подобные меры приводят к положительным результатам, и должники оплачивают все в полной мере, либо ее значительную часть.
Кроме ареста имущества в отношении неплательщиков применяются такие меры воздействия как: запрет выезда должников за пределы Российской Федерации, производство исполнительных действий по фактическому месту нахождения должников, выехавших за пределы Российской Федерации.
Но, конечно, до сих пор самым суровым наказанием для должников является выселение их в менее благоустроенное жилье.
Специалистам предприятий ЖКХ, отвечающим за взыскание задолженности, следует проводить беседу с потенциальными должниками и злостными неплательщиками, рассказывая о последствиях неуплаты в виде возбуждения исполнительного производства, в случае выигрыша дела в суде. Как показывает практика, должники не так боятся судебных тяжб, как реального взыскания денежных средств и ареста имущества судебными приставами-исполнителями Федеральной службы судебных приставов.
Также представители предприятий ЖКХ имеют право участвовать в исполнительских действиях, интересоваться ходом работы приставов. Для более эффективного взыскания и плодотворной работы сотрудников Федеральной службы судебных приставов, многие организации предлагают и свою помощь (Предоставление автотранспорта, поиск понятых, вывоз и хранение арестованного имущества).
При слаженной работе специалистов Федеральной службы судебных приставов и помощи представителей предприятий ЖКХ взыскание денежных средств с должников может происходить в более краткие сроки, и на много эффективнее.
|