Вторник, 26.11.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Проект новелл наследственного права

Важный проект новелл наследственного права рассмартивается в законопроекте, представленном Депутатами Государственной Думы Павелом Крашенинниковым, Александром Сидякиным, Ренатом Ишмухаметовым, которые внесли в Г осдуму проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект был внесен Президенту РФ 3 марта 2012 года, по состоянию на май 2016 года находится на этапе второго чтения.

Положения вышеуказанного законопроекта сосредоточены на увеличение возможностей выражения воли наследодателя при помощи так называемых завещательных распоряжений, благодаря упрощению процедур принятия наследства, а также повышение эффективности мер по охране наследственной массы наследодателя и управлению ею в период до определения круга наследников и принятия ими наследства[1] (в предыдущей главе дипломной работы была проиллюстрирована схема, которая работает в англосаксонской правовой семьи - наличие «посредника»).

К сожалению, состояние действующего наследственного право такого, что оно не может регулировать большую часть вопросов в сфере бизнеса. Это явление продиктовано стремительным развитием экономики, большим вовлечением российских граждан в предпринимательские отношения, которые требуют особые правила управления акциями в обществах после смерти его участников, усложнением состава наследственной массы в большинстве

случаев наследования.

Данный законопроект предусматривает введение института наследственного договора, который будет отличаться от совместного завещания, составленного супругами. Наследственный договор является альтернативным способом, помимо завещания, распоряжения имуществом после смерти наследодателя. Наследственный договор может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию (ст. 1116).

Наследственный договор довольно долго работает в следующих странах мира: Германия, Австрия, Венгрия, Китай, Швейцария, Латвии. В данных странах наследственный договор является основанием наследования наравне с наследованием по завещанию и наследованием по закону, что позволяет решить вопрос наследодателя по поводу выбора способа оформления наследственного правопреемства. В зарубежных странах в понятие наследственного договора вкладывается следующий смысл - это соглашение наследодателя и наследника, по которому после смерти наследодателя все наследственное имущество либо его часть переходят подписавшему договор наследнику. Данный договор может быть возмездным, что означает присутствие определенных условий для переход прав к наследнику, а может быть безвозмездным, на что указывают отсутствие условий установленных наследодателем.

Раньше всего такая система сложилась в наследственном праве Германии, где важными положениями при заключении наследственного договора является запрет на представительство при заключении данного договора со стороны наследодателя, а также обязательного нотариальное удостоверение.

По Германскому Гражданскому Уложению (Далее - ГГУ) наследодатель вправе отказаться в одностороннем порядке от договора о наследовании, если:

- такое право было прямо предусмотрено в наследственном договоре;

- наследник совершил недостойный виновный поступок в отношении наследодателя.

Резюмируя германскую модель наследственного договора, следует отметить следующие основные моменты: после смерти наследодателя все его имущество (или часть) переходит в собственность наследника. Факт заключения наследственного договора еще не означает, что право собственности наследодателя обременено правами наследника, тем не менее, доказав, что наследодатель умышленно совершил дарение, действуя во вред интересам своего контрагента по наследственному договору, наследник вправе требовать возврата дара.

В Австрии, Швейцарии и Венгрии применяется схожая модель с германской, а вот свои особенности в регулировании наследственного договора имеет латвийская модель.

Согласно ст. 639 Гражданского закона Латвийской Республики (далее - ГЗ ЛР) «наследственный договор - это соглашение, в силу которого один контрагент предоставляет другому или несколько контрагентов - друг другу право на будущее после них наследство или его часть, либо одним контрагентом другому контрагенту или третьему лицу назначается завещательный отказ». Данный договор относительно формы также предусматривает нотариальное заверение, а в случаях если договор затрагивает права на недвижимое имущество, то ещё необходима государственная регистрация.

Право на заключение наследственного договора имеют лица, которые в обладают активной завещательной дееспособностью.

Как ни странно, но наследственный договор является обременением недвижимого имущества наследодателя, либо только в части того имущества, которого конкретно указано в договоре, либо всей массы недвижимого имущества, если согласно заключенному договору имущество в полном объеме переходит к наследнику. Данное обременение выражается в том, что любые сделки, которые могут повлечь отчуждение недвижимого имущества наследодателем, заключаются только с согласия наследника, указанного в наследственном договоре.

Правила о движимом имуществе кардинально отличаются от вышеприведенных. Наследодатель вправе распоряжаться имуществом, предусмотрена даже возможность дарить недвижимое имущество, но только без цели лишить будущего наследника наследства. В таком случае наследник вправе обратиться в суд об оспаривать отчуждения имущества.

Также наследодатель не вправе в одностороннем порядке отказываться от наследственного договора, если это не было прямо предусмотрено договором.

Латвийская модель наследственного договора в большей степени защищает интересы наследника, поскольку запрещает любое отчуждение наследодателем недвижимого имущества, на которое после смерти последнего наследник может приобрести права.

Конструкция наследственного договора известна и китайскому праву. Несмотря на то что ст. 5 Закона о наследовании Китайской Народной Республики именует рассматриваемый договор договором завещательного дара, в нем фактически идет речь об обязательствах двух сторон: одной - по передаче имущества после смерти, а другой - по содержанию гражданина при жизни и по организации его погребения. Указав на основные различия между рассмотренными моделями наследственного договора, следует отметить общие черты.

Во-первых, наследственный договор - это двустороннее соглашение, основанное на гражданско-правовых началах о договорных обязательствах.

Во-вторых, обязательным условием действия наследственного договора в отношении возникновения прав приобретателя (наследника) на имущество отчуждателя (наследодателя) является такой юридический факт, как смерть последнего.

В-третьих, наследственный договор может быть возмездным, когда приобретатель (наследник) по наследственному договору является обязанным лицом по совершению определенных действий как при жизни отчуждателя (наследодателя), так и (или) после его смерти, и безвозмездным, когда заключая наследственный договор, он получает после смерти отчуждателя (наследодателя) имущество без каких-либо обязанностей гражданско-правового характера.

В-четвертых, предметом договора являются имущественные права, которые переходят к приобретателю (наследнику) после смерти отчуждателя (наследодателя).

В-пятых, законодательствами указанных государств в отношении наследственного договора не установлено правило об обязательности сохранения тайны совершения подобного соглашения, как в отношении тайны завещания.

В-шестых, существует возможность оспаривания наследственного договора до смерти отчуждателя (наследодателя).

Тем самым институт наследственного договора существенно развивает традиционные устои наследственного права, в которых еще со времен римского права имелось два основания наследования: по завещанию и по закону.

Предлагаемая модель российского наследственного договора во многом близка вышерассмотренным и определяет наследственный договор следующим образом: "По наследственному договору одна сторона (приобретатель) обязуется выполнять по распоряжению другой стороны (отчуждателя) определенное действие (действия) имущественного характера и в случае смерти (объявления его умершим) приобретает право собственности на определенное в данном договоре имущество". Тем самым российский наследственный договор предполагается исключительно возмездным.

Наследственный договор будет требовать обязательного нотариального удостоверения. В случаях, когда данный договор будет предусматривать отчуждение недвижимого имущества, он подлежит государственной регистрации.

Также следует заметить, что на включенное в договор имущество накладывается запрет отчуждения по иным основаниям, чем наследственный

37

договор .

Важнейшей особенностью российской модели наследственного договора является установленное обеспечение исполнения договора, которым является залог в силу закона. Кроме того, имущество, определенное в наследственном

37 Матвеев И.В. Наследственный договор: зарубежный опыт и перспективы появления в гражданском праве Российской Федерации//Наследственное право.-2015.-№2. -С.21.

договоре, подлежит обязательной оценке независимым оценщиком.

Возможное введение в российскую систему гражданского права института наследственного договора могло бы иметь определенные перспективы. Так, расширились бы возможности потенциальных наследодателей по выбору способа распоряжения имуществом на случай смерти. Помимо этого, наследственный договор в большей степени, чем договор пожизненного содержания с иждивением, защищает права гражданина, нуждающегося в уходе и материальном обеспечении, поскольку до своей смерти он продолжает оставаться собственником имущества.

В наследственном договоре привлекает возможность его оспаривания до открытия наследства, что дает для соответствующего судебного разбирательства дополнительный источник информации - показания отчуждателя (наследодателя), чем уже нельзя воспользоваться при оспаривании завещания. Кроме того, отсутствие тайны наследственного договора позволяет наследодателю открыто заявлять о своих пристрастиях в отношении того или иного наследника и предотвращать возможные между ними конфликты.

При всех плюсах конструкции наследственного договора нельзя не сказать и об одном его отрицательном качестве. Поскольку имущество, охваченное наследственным договором, не входит в состав наследственной массы, на него не могут претендовать необходимые наследники, имеющие сегодня в соответствии со ст. 1149 ГК РФ право на обязательную долю, которая не может быть менее половины от того, что каждому из них бы причиталось при наследовании по закону. Тем самым наследственный договор может быть использован отчуждателем (наследодателем) во вред своим обязательным наследникам, поскольку никаких обременений в пользу данных лиц режим отчуждаемого имущества не содержит. В этой связи перед введением конструкции наследственного договора в ГК РФ представляется необходимым продумать возможные способы прав и законных интересов обязательных наследников при заключении рассмотренного соглашения.

Наследственный договор может также возлагать на участвующих в таком договоре лиц, которые могут призываться к наследованию, обязанность совершить после смерти наследодателя какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, после смерти наследодателя смогут наследники, душеприказчик, пережившие наследодателя стороны наследственного договора, а также нотариус, который ведет наследственное дело, в период исполнения им своих обязанностей по охране и управлению наследственным имуществом до выдачи свидетельства о праве наследования.

В целях создания более эффективной системы норм об охране наследственной массы и управлении ею законопроект предлагает уточнить положения о доверительном управлении имуществом, полномочиях душеприказчика, а также вводит в ч. 1 ГК РФ правила о создании физическим лицом специального фонда, управление которым должно осуществляться бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления, указанными в уставе фонда или ином внутреннем документе. По условиям управления фондом может допускаться передача третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе после смерти гражданина - учредителя фонда. Условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда.

Содержащаяся в законопроекте конструкция специального фонда имеет сходство с широко используемыми в западноевропейских правовых системах фондами, создаваемыми для наследования. В отличие от узкоспециализированных фондов, используемых только для передачи бизнеса наследникам, предлагаемые в проекте фонды могут быть использованы российскими гражданами и для организации благотворительной деятельности, в том числе для обеспечения продолжения такой деятельности после смерти основателя фонда.

Также необходимо отметить, что в нотариальной сфере также присутствует ряд проблем, которые до сих пор не урегулированы действующим законодательством.

Российская Федерация является федеративным государством, в котором, наряду с федеральными нормами, действуют законодательные акты субъектов

Российской Федерации. Анализ ст. ст. 71 - 72 Конституции РФ показывает, что гражданское право - предмет ведения Российской Федерации, а жилищное, семейное, земельное - предмет совместного ведения. В рамках каждой отрасли законодательства определены особенности наследования того или иного объекта права частной собственности. Кроме того, в наследственном праве объективно присутствуют как статусные нормы, так и правовые нормы процедурного характера. Нотариат также отнесен к предмету совместного ведения. В связи с этим нельзя не упомянуть предложение о расширении предмета гражданского права за счет организационных отношений, в которые включают новые юридические процедуры в нормативной базе о наследовании. Если наследование рассматривать как правопреемство (что не подвергается сомнению в современной отечественной цивилистике), то на первый план выходят именно процессуальные нормы, которые с момента открытия наследства до выдачи свидетельства о праве собственности сопровождают порядок перехода имущественных прав. Статья 39 Основ о нотариате закрепляет, что порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно может ли субъект Российской Федерации устанавливать свои правила оформления наследственных дел, влияя на статус нотариуса, но не затрагивая норм ГК РФ? Нельзя относиться пренебрежительно к нормам процессуального права, хотя нередко в юридической науке процесс считают отраслью, обслуживающей материальное право. Приведенные доводы указывают на необходимость универсализации норм наследственного права и их детального закрепления в ГК РФ. Такой подход характерен для стран континентальной Европы, в которых законы о нотариате посвящены в большей мере организации самого института. Порядок же оформления наследственных прав регулируется либо гражданским кодексом, либо специальным законом о наследовании.

Анализ правовой базы деятельности нотариуса при оформлении наследственных дел указывает еще на одну проблему: какова юридическая сила методических рекомендаций и писем Федеральной нотариальной палаты (ФНП). В письмах ФНП нередко содержатся комментарии , что они не являются нормативными актами и актуальны на дату принятия. Но и Методические рекомендации не были официально опубликованы и мало чем отличаются по юридической силе от указанных писем. Тем самым нарушено требование статьи 15 Конституции РФ, согласно которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом сложившаяся практика "размывает" конституционные принципы наследования, поскольку не имеет своей официальной легитимации. Сам факт принятия Методических рекомендаций и разъяснительных писем следует приветствовать, но он обусловливает внесение изменений в Основы о нотариате в части уточнения полномочий ФНП. В настоящее время в соответствии со статьей 25 Основ о нотариате Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности. Статья 30 определяет полномочия ФНП, но и в ней нет указания на принятие нормативных актов и систематизацию правоприменительной практики. Выходом может быть статья 28 внесенного в Государственную Думу проекта Федерального закона N 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности", определяющая основные функции нотариальной палаты субъекта РФ, среди которых обеспечение единства правоприменительной практики в нотариальной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, оказание содействия нотариусам в осуществлении нотариальной деятельности включая предоставление им методической помощи .

Статья 35 проекта закрепляет основные функции ФНП, среди которых:

37 Романовская О.В. Российский нотариат и современные проблемы наследственного права //Наследственное право.-2016.-№1. -С. 17.

- проведение обобщения нотариальной практики;

- оказание методической помощи нотариальным палатам субъектов Российской Федерации.

Для реализации указанных функций ФНП уполномочена:

принимать обязательные для нотариусов и нотариальных палат субъектов Российской Федерации акты по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

утверждать по согласованию с федеральным органом по контролю в сфере нотариальной деятельности правила нотариального делопроизводства;

разрабатывать и представлять в федеральный орган по контролю в сфере нотариальной деятельности проекты относящихся к сфере нотариата и нотариальной деятельности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федерального органа по контролю в сфере нотариальной деятельности.

В настоящее время продвигается практика принятия приказов Минюстом России на основании решений Правления ФНП, что также может послужить основой для будущей регламентации деятельности органов нотариального сообщества

Зарубежный опыт показывает, что некоторые положения иностранного права наследования могли бы быть учтены в российской практике. Есть пробелы и в отечественном правовом регулировании.

Во-первых, законодательство западноевропейских стран использует понятие взаимного завещания супругов. Например, ст. 89 Закона Эстонии "О наследовании" предусматривает, что взаимным завещанием супругов является завещание, которое супруги делают совместно и в котором они назначают друг друга взаимными наследниками либо делают другие распоряжения в отношении наследства на случай смерти. Закон специально расшифровывает, что во взаимном завещании супругов действительность распоряжения, сделанного одним супругом, зависит от действительности распоряжения, сделанного другим супругом, если можно предположить, что распоряжение одного супруга не было бы сделано без распоряжения другого супруга. Если супруги сделали взаимное завещание в пользу друг друга либо установили, кому перейдет наследство пережившего супруга либо иное имущество, переходящее на основании взаимного завещания, предполагается, что распоряжение не должно быть сделано без распоряжения другого супруга. Российская практика показывает, что составление завещаний супругами друг на друга становится все более распространенным. В этом случае российские граждане вынуждены составлять два завещания, дополнительно оговаривать возможные варианты распределения имущества.

Во-вторых, в юридической литературе неоднократно предлагали сокращение очередей наследников. Есть и иные особенности. В некоторых странах наследование по закону допускается только по прямой нисходящей линии, родители тем самым по закону не могут наследовать после детей в порядке первой очереди. В нашей стране в соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В результате нередки конфликты по поводу наследства между пережившим супругом и родителями умершего.

В-третьих, российское наследственное право не учитывает ситуацию с появлением наследников благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям. Всем известна история, когда в г. Екатеринбурге родился ребенок, чей отец умер задолго до зачатия, благодаря замороженным половым клеткам. "Заказчиком" рождения выступила мать умершего отца, выплатив солидную денежную компенсацию суррогатной матери. Посмертное суррогатное материнство связано с серьезными этическими проблемами, что влечет за собой введение серьезных правовых ограничений. В частности, предполагаются завещательное распоряжение, а также допустимость использования спермы умершего человека только его супругой. Так, посмертная инсеминация официально разрешена в 11 странах: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Израиле, Индии, Испании, Нидерландах, Новой Зеландии, ЮАР, - в Уругвае она применяется без официальных разрешений или запретов, но в каждой стране реализуется по- разному. В Австралии, Великобритании и ЮАР для проведения требуется специально оформленное прижизненное письменное согласие. В Новой Зеландии обязательно предварительное согласие на основе полной информации, причем использовать половые клетки может только заранее указанный человек. В Израиле процедура допускается лишь в отношении официальной или фактической супруги после решения суда. В Испании посмертная инсеминация допустима лишь в течение шести месяцев, а в Бельгии - одного года после смерти. В Великобритании должны быть учтены материальные возможности обеспечения ребенка, который может родиться после такой процедуры, поэтому для принятия решения необходимы разносторонние консультации; в свидетельстве о рождении отцом записывается умерший человек. 19 стран официально запрещают посмертную инсеминацию: Аргентина, Болгария, Германия, Гонконг, Дания, Египет, Италия, Корея, Марокко, Норвегия, Сингапур, Словения, Тайвань, Тунис, Филиппины, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. В Венесуэле, Иордании, Малайзии, Перу, Португалии, Финляндии, Эквадоре официальных запретов нет, но процедура не применяется. Но в тех странах, где допускается посмертное суррогатное материнство, наследственное право также подвергается определенным изменениям.

В-четвертых, есть неясности с извещением нотариусом наследников. Статья 61 Основ о нотариате предусматривает, что нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Такое себе достаточно сложно представить, особенно в условиях современного мегаполиса. Основы о нотариате дополняют, что нотариус может также произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации. Но в законе не оговорены ни вид средств массовой информации, ни периодичность, ни порядок компенсации затрат на объявление в СМИ. Исходя из данного правила, "обиженные" наследники, появившиеся по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, предъявляют претензии именно нотариусу, считая, что именно он должен был найти их и уведомить. Законодательство четко исходит из общего посыла: нотариус розыском наследников не занимается. В ряде стран вопрос решается путем обязательного опубликования сведений о возбуждении наследственного производства в конкретном специальном издании и на специальном сайте. Возможно, аналогичные правила можно предусмотреть в Основах о нотариате.

Также в российском законодательстве "размыт" вопрос о сохранности наследства. Статья 64 Основ о нотариате предусматривает: "Нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе принимает меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства". Статья 1172 ГК РФ расшифровывает: для охраны наследства нотариус производит опись наследственного имущества в присутствии двух свидетелей. Оценка имущества происходит только при наличии заявления со стороны исполнителя завещания, наследников или органов опеки и попечительства (чаще всего когда представляют интересы несовершеннолетнего). Однако закон не определяет ситуацию, когда в занижении оценки имущества будут заинтересованы указанные лица, нотариус какими-то дополнительными полномочиями для реализации публичного интереса не наделен.

Следует отметить в ряде стран предусматривается подготовка проекта свидетельства о наследовании. В этом случае заинтересованные лица могут обратиться в суд для принятия превентивных мер по недопущению ущемления их имущественных интересов. В соответствии с российским законодательством обжалованию подлежат уже конкретные действия нотариуса, совершенные практически по окончании наследственного производства.

Ещё одна из основных проблем российского наследственного права, до сих пор не определен порядок наследования и учета выморочного имущества. Статья 1151 ГК РФ делает лишь общую ссылку, что порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Однако именно закон, который должен быть принят в соответствии с ГК РФ, в настоящее время отсутствует. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" , к сожалению, ясности не вносит, устанавливая: "5. На основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов". В юридической науке неоднократно указывалось на недопустимость такой ситуации, но "воз и ныне там".

 

[1] Лазарева Н.М. Новое в наследственном праве/СПС Консультант плюс

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (08.04.2017)
Просмотров: 1846 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%