Понятие "корпоративная культура" имеет порядка пятидесяти определений в современной научной литературе, при отсутствии единого, что характерно для терминов организационно-правовых дисциплин.
Наиболее распространенными определениями "корпоративная культура" являются, следующие:
"Вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или в меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен хотя бы частично новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими" (Джекс Э.).
"Комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации, эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп" (Шварц Х., Дэвис С.).
"Система отношений действий и артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию" (Вейл П.).
"Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, то, что отличает её от всех других в отрасли" (Голд К.)
Система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и окружающей среды.
Специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела.
Сложный комплекс предложений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения в критических ситуациях (Базаров Т.Ю.)
Основываясь на перечисленном ранее определим корпоративную культуру, как совокупность основополагающих ценностей, негласных соглашений и принципов, разделяемых большинством организации. Система убеждений о процессе осуществления деятельности предприятия при решении внешних и внутренних проблем. С её помощью предприятие способно реализовывать поставленные задачи, быть конкурентоспособным, осваивать новые рынки, успешно развиваться.
Корпоративная культура определяется сложившимся психологическим климатом работы на предприятии. Формулой, служащей основой корпоративной культуры является: общие ценности – взаимовыгодное сотрудничество – добросовестное организационное поведение.
Любая организация, особенно коммерческая, реализует свою корпоративную культуру и корпоративную идентичность. Именно наличие, а вернее, четкость разработки корпоративной культуры и корпоративной идентичности способствует повышению эффективность работы предприятия, позволит реализовать цели и улучшить общественное восприятие.
Таким образом, корпоративная культура определяется комплексом оригинальных признаков, эталонов поведения, отношений и способов реализации производственных процессов, которые обуславливают индивидуальность предприятия.
В настоящее время корпоративная культура служит залогом успеха организации, основой – фундаментом динамики роста, гарантом повышения эффективности.
Корпоративная культура оказывает содействие формированию жизнедеятельной среды коллектива, совокупность традиционных значений, предоставляющая возможность коллективу жить и работать в мире, воспринимаемом идентично, совершать действия понятные остальным, способствовать регулированию социально-производственного взаимодействия в рамках договоренности данного предприятия.
Человеческий ресурс, действующий в корпоративной культуре, сплоченный корпоративным духом демонстрирует улучшение базовой характеристики производства – производительности труда. Корпоративная культура служит показателем интеграции интересов работника и работодателя с помощью договоренности об конкретных "правилах игры", ожидаемом поведении в конкретных ситуациях, стереотипы поведения, связанные с исполнением конкретных действий и соблюдений норм.
В современном обществе корпоративная культура стала практикой, воплощения установленной теории – корпоративной философской "общей судьбой" с прописными принципами и обязательствами, как перед разными слоями общества, так и перед собственными сотрудниками.
Любое современное предприятие имеет основу коммуникационной производственной деятельности в виде корпоративной философии. С одной стороны привлекательность предприятия для внешней аудитории обеспечивают социальные, правовые, этические условия, с другой стороны, они же утверждают командный принцип, единый корпоративный творческий дух, гуманное отношение к каждому работнику.
В состав корпоративной культуры входят нормы: объединяющие и отделяющие (что-то общее у коллектива, отличающее "своих от чужих"); ориентирующие. К ориентирующим (направляющим) относятся нормы, обуславливающие: отношение к "своим и чужим", вышестоящим, равным, нижестоящим; потребности, ценности, цели и способы достижения; комплексы знаний, умений, навыков; характерные для коллектива способы влияния; правила поведения и обслуживания; корпоративные герои, легенды, символы.
Корпоративная культура представляет собой направление-ориентир для коллектива предприятия, регулирующий поведение, устанавливающий рамки и нормы взаимоотношений, мышления, отношения к самому предприятию, позволяющий формировать единую слаженную систему – организацию.
Корпоративная культура содержит комплекс, поддерживаемый предприятием, основных стандартов, ценностей, норм этики, взглядов, бездоказательно принимаемых большинством коллектива, задающие ориентацию деятельности, определяющие способность консолидации и слаженности действий отдельно взятых сотрудников, звена управления и структурных единиц.
Корпоративная культура представляет собой уникальный внутренний код предприятия. В состав корпоративной культуры входит (рис.1):
− понятие о предназначении (миссия) предприятия, его роль в обществе, основные цели и задачи деятельности;
− ценностные указания (определение допустимого и недопустимого), которые позволяют оценить действия работников;
− поведенческие модели (вариации реагирования) во всевозможных условиях (стандартные и нет ситуации);
− стиль руководства предприятием (делегировать полномочия, принимать решения, обратная связь и т.д.);
− система коммуникаций (взаимодействие структурных подразделений, формальное общение "начальник-подчиненный" и "подчиненный-начальник", внутренний информационный обмен и внешний);
− этика делового общения внутри коллективного и внешнего (с клиентами, государственными органами, учреждениями, СМИ, общественностью);
− пути решения конфликтных ситуаций (внешних и внутренних);
− традиции предприятия (корпоративные праздники, выезды на природу);
− символы предприятия (логотип, слоган, стиль одежды и т.п.).
Рис. 1. Компоненты корпоративной культуры
Необходимо, чтобы составляющие компоненты корпоративной культуры, были приняты и поддержаны большинством или всем коллективом.
Таким образом, структура корпоративной культуры основывается на: философии организации, ключевой цели – миссии, основополагающие ценности предприятия, стиль руководства, мотивация (система поощрений и штрафов). Изменения, которые планируются руководством предприятия, как свидетельствует практика, могут вызвать сильное сопротивление коллектива, что обосновано трудностью вписывания новых принципов в прежнюю систему ценностей.
Структура корпоративной культуры представлена следующими составляющими:
Интеллектуальная концепция (миссия, цели, ценности).
Организационная структура, субординация.
Система управления.
Механизмы контроля.
Символы, корпоративный стиль (логотип, слоган, цвет)
Способы поведения работников, традиции, привычки, ритуалы и т.д.
Мифология, истории побед и неудач компании и сотрудников.
Корпоративная культура предприятия формируется её составляющими элементами, которые похожи на кирпичики и при условии грамотного подбора создадут основу, держащую все строение. В случае отсутствия взаимоувязки нарушится принцип системности порядка, и корпоративная культура не получится, как результат набор мероприятий без общей цели.
Помимо этого, каждому предприятию нужен свой индивидуальный комплект элементов корпоративной культуры. Например, если ввести деловой дресс-код в организации, занимающейся креативними решениями, что будет способствовать падению производительности труда работников и появлению внутренних конфликтов.
Выбор корпоративной культуры должен быть обоснован спецификой предприятия. Если специализация предприятия управленческий консалтинг, то сотрудникам необходим деловой костюм, в то же время творческим работникам рекламного агентства – нет необходимости.
Предположение использования каждого элемента корпоративной культуры должно быть осмысленно, с четким понятием цели введения в систему корпоративной культуры и ожидаемого эффекта. К примеру, корпоративный праздник без конкретной цели превратит этот элемент корпоративной культуры в "посиделки", с осознанием сотрудниками хорошо проведенного времени, при отсутствии связи с компанией, предоставившей возможность и финансирование.
Остановимся на рассмотрении элементов корпоративной культуры.
Символом может быть действие, событие или объект, обладающий смысловым значением для окружающих. Задача символа корпоративной культуры – донести самые существенные ценности предприятия до людей.
Например, для того чтобы продемонстрировать в символах политику открытых дверей, президент компании Medcal Center, Б.Арнольд снял с петель дверь своего кабинета и дал распоряжение подвесить её на потолок холла.
Легенды, предания, как элемент корпоративной культуры, формируются в организации на случавшихся в реальности событиях, постоянно повторяемые рассказы, знакомые всем работникам предприятия, чаще всего обосновывают самые важные ценности культуры в неявной форме.
Герой, служащий атрибутом корпоративной культуры, представлен человеком, олицетворяющим дело, подвиг, характер, образец личности, оказывающий содействие в устремлении к подражанию сотрудников предприятия. Может быть, как существующим, так и вымышленным персонажем. Поступки, совершаемые героями, могут незначительно выходить за рамки обычного, предоставляя простым работникам возможность повторения подвига. Они демонстрируют сотрудникам, как надо делать хорошие дела. Многие достижения, в организациях с сильно развитой корпоративной культурой, становятся основанием для появления героев и поддержания на должном уровне корпоративных ценностей.
Лозунг (слоган, девиз) – это предложение, коротко формулирующее важнейшую ценность корпоративной культуры. В компании Sequins International 80% рабочих – латиноамериканцы, выбрали девизом цитату из У.Э. Дьюинга: "не надо угождать боссу, ублажайте покупателей" и расположили её на карманах фирменных пиджаков сотрудников.
Корпоративные церемонии – специальные запланированные мероприятия, которые проводят ради собравшихся, для акцентирования их внимания на ярких примерах проявления корпоративных ценностей. Эти мероприятия решают конкретные практические задачи: укрепляют доверие сотрудников к ценностям компании, способствуют объединению, предоставляют возможность участия в значимом событии, приветствие "героев" компании. Основополагающие ценности корпоративной культуры находят своё отражение в разных образах: предания, символы, герои, девизы, церемонии, посредством которых интерпретируется культура компании.
На церемонии могут вручаться награды, премии, но важнейшее – акцент на мысли, за хорошую работу сотрудник получает награду по-достоинству. Наградить можно, отправив приз (чек) сотруднику на дом, тогда общественного значения события не будет ни для награждаемого, ни для других сотрудников.
Корпоративные мероприятия необходимые события для знакомства и налаживания взаимоотношений между сотрудниками. К наиболее эффективным видам относятся корпоративные пикники, празднования дня основания предприятия и юбилеев.
Определены ценности корпоративной культуры, обеспечивающие компаниям успех (приверженность своему делу, самостоятельность, ориентация на действие, предприимчивость и т.п.). Эффективным средством управления корпоративной культурой и умонастроениями народа является традиция. Собственно традиции и ценности содержат предопределяющее ядро корпоративной культуры в целом. Именно ценности, определяющий фактор: уровня мотивированности, активности, манеры поведения, стиля общения с клиентами и сотрудниками и т.п. В связи, с чем восприятие корпоративной культуры, как набора внешних признаков (обряды, униформа) было бы ошибочным.
Соответствие корпоративной культуры внешней обстановке в сочетании со стратегией компании, способствует реализовать условия труда, позволяющие обеспечить полную самоотдачу и высокую производительность сотрудников, благодаря этому достигается конкурентоспособность компании.
Ценности обязаны соответствовать потребностям людей в доказательстве того, что дело, которым они занимаются, значимо за рамками конкретного предприятия, должности, сотрудников по работе, оклада. Другими словами, сила корпоративной культуры характеризуется: уровнем принятия сотрудниками ценностей предприятия и степенью преданности данным ценностям.
Корпоративная культура непостоянна, аналогично национальной культуре, формирует свои ценности и нормы. Определенная модель поведения на одном предприятии поддерживается, на другом – отвергается. Одни предприятия стремятся создать "открытую" культуру, с основополагающим правилом: сомневаться во всем и выдвигать новые оригинальные идеи. Другие предприятия противостоят новациям и сводят общение к минимуму. Кто-то предпочтет предприятие с "закрытой" культурой: пришел на работу, выполнил индивидуальное задание, вернулся домой к личной жизни не связанной с работой. А кто-то нуждается в предприятии семейного типа, с тесной взаимосвязью личной жизни и работы.
Корпоративная культура – это некоторые стандарты, шаблоны поведения, определяемые повседневными действиями сотрудников. Например: как встретят клиента; как общаются с подчиненными, с руководителем, друг с другом; опоздания на деловую встречу, на работу; манера одеваться и т.п.
Корпоративная культура непосредственно влияет на функционирование и существенные элементы потенциала предприятия (рис.2).
В настоящее время корпоративная культура играет существенную роль в системе управления персоналом, представляется стратегическим инструментом, ориентирующим все подразделения и персонал на общую цель, повышение инициативы, обеспечение преданности общему делу, облегчение общения.
Мотивационный механизм, действующий на предприятии, должен находить решение большинства возникающих затруднений в стратегическом управлении персоналом.
Рис. 2. Воздействие корпоративной культуры функционирование и потенциал предприятия.
Корпоративная культура, как основа помогает установлению "стратегической настроенности" персонала, приводя к повышению производительности труда и к оптимизации стратегического управления в целом.
Смыслом корпоративной культуры является совпадение ценностей предприятия и человека.
|