Коррупция – это социально–правовое явление, под ним понимается подкупаемость и продажность чиновников, общественных и политических деятелей. Для коррупции характерны злоупотребления должностными полномочиями и взяточничество. Российское законодательство не включает термин «коррупция» в число уголовно–правовых понятий.
Взятка – принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая–либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.
Термин взятка чаще используется для обозначения подкупа государственного служащего, тогда как для обозначения подкупа сотрудника коммерческой структуры принято использовать термин Коммерческий подкуп.
Одобренный 27 апреля, Советом Федерации закон внесет свой вклад в дело борьбы с коррупцией в стране, минимизирует ее последствия и сделает невыгодным получение взятки. Этот закон ужесточает наказание за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве.
Данные статистики. Только в 2010 году за совершение коррупционных преступлений по данным главы Следственного комитета России привлечено к ответственности свыше 700 должностных лиц, обладающих особым правовым статусом, среди которых 120 следователей и 12 прокурорских работников. Всего же за прошлый год в суд было направлено более 18 тысяч уголовных дел, связанных со взятками. По данным Верховного Суда Российской Федерации в 2010 году за коррупционные преступления осуждено 9 тысяч человек, из них за взятки – около 2–х тысяч человек. В подавляющем большинстве случаев размеры выявленных взяток – от 500 до 10 тысяч рублей, 35 человек осуждены за получение 1 миллиона рублей.
Поэтому, в феврале этого года президентом страны и был внесен законопроект, предусматривающий кроме мер лишения свободы и альтернативные меры уголовно–правового характера по повышению эффективности противодействия коррупции.
Принятым федеральным законом в целях дифференциации ответственности за коррупционные преступления в Уголовном кодексе закреплены четыре вида взятки в зависимости от их размера. Теперь за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются кратные штрафы в размерах, зависящих от вида взятки. Однако в связи с введением кратных штрафов по таким правонарушениям такой вид наказания, как лишение свободы для взяточников, не отменяется. Также расширена диспозиция статьи 290 Уголовного кодекса, теперь к предмету взятки кроме денег и ценных бумаг относится и "незаконное оказание услуг имущественного характера".
В Уголовный кодекс вводится новая статья – 291 "Посредничество во взяточничестве", в которой дано определение самого вида преступления, а также указана мера ответственности посредников во взяточничестве, которые будут наказываться в размере до 90–кратной суммы взятки. Ранее посредник, всегда оставался лишь свидетелем в уголовном деле.
Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции и совершение незаконных действий сопряженных с получением взятки, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, которые также предусматривают наложение административного штрафа в размере от трехкратной до стократной суммы денежных средств, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией предмета взятки.
Внесены и изменения в административный кодекс, касающиеся и правовой помощи по делам об административных правонарушениях и, в частности, порядка направления запроса, его содержания и формы, расширен также перечень субъектов, через которых направляется запрос на территорию иностранного государства.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон является важным и последовательным шагом в совершенствовании законодательства о противодействии коррупции и, безусловно, направлен на решение концептуальных проблем противодействия коррупции.
Следует отметить, что по–прежнему за совершение данных преступлений привлекаются в основном учителя и врачи, крупные же коррупционеры остаются безнаказанными. Кроме этого привлечь к ответственности за совершение коммерческого подкупа очень проблематично, т.к. особенностью данного преступления является то, что инициатива возбуждения уголовного дела в коммерческой организации должна исходить от руководителя данной организации. Например если в коммерческом ВУЗЕ преподаватель не чист на руку, то привлечь его к ответственности и провести оперативно розыскные мероприятия, направленные на его изобличение можно только после заявления руководителя ВУЗА. Но обычно руководители не предпринимают таких действий, что детерминирует дальнейшее процветание коррупции.
Понятие взяточничества – это правовое понятие, которое объединяет два состава преступления – получение взятки и ее дачу. Взяточничество является одним из проявлений коррупции.
Поэтому, в правовом понимании, коррупция – это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.
Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio – порча, испорченность) в дисфункции, деградации аппарата публичной власти (государственного аппарата и аппарата местного самоуправления). Коррумпированный аппарат уже не пригоден для отправления функций государства и местного самоуправления, он бесполезен для общества. Это корпорация, которая обслуживает лишь внутренние свои потребности и работает в собственных интересах, сохраняя при этом видимость государственных форм.
Взяточничество – самая опасная форма коррупции. Опасность ее в особой дерзости и цинизме взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Он не только использует властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, но и "продает" их посторонним лицам. Для взяточничества как проявления коррупции характерны все ее основные черты (извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти). Объект (непосредственный) взяточничества – правильное, в интересах общества и государства (а посредством общественного служения – и в интересах отдельных членов общества), функционирование государственного аппарата. Это объект всех правонарушений, составляющих коррупцию. Специфика взяточничества как одного из проявлений коррупции не в особом непосредственном объекте его, а в особой опасности, связанной с дерзостью и цинизмом, характерными для этого посягательства.
Как отмечалось выше, взяточничество справедливо считают наиболее опасным коррупционным преступлением. Поскольку применение уголовно–правовых норм об ответственности за получение и дачу взятки на протяжении десятилетий вызывает споры в науке и на практике, Пленум Верховного Суда Российской Федерации неоднократно предлагал правоприменителю алгоритмы решения этих споров. И всегда соответствующие разъяснения обстоятельно комментировались учеными. Тем не менее, многие периодические правовые издания не обратили внимания на Постановление Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее Постановление Пленума ВС РФ № 6). Взяточничество относится к числу опаснейших коррупционных преступлений. Государственная коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. В первую очередь необходима борьба с дачей взяток, и, тем не менее, получение взятки – наиболее распространенный вид должностных преступлений, хотя его доля среди них не превышает 25%. При этом латентность данного вида преступлений очень высока. Во многом введение уголовной ответственности за провокацию взятки или коммерческого подкупа вызвано неблаговидными действиями некоторых индивидуальных предпринимателей и руководителей коммерческих организаций, которые (в конкурентной борьбе с другими предпринимателями либо в стремлении опорочить должностных лиц, "мешающих" им осуществлять свою "предпринимательскую деятельность" в нарушение закона) подчас не брезгуют и подобного рода действиями.
Несмотря на то что особая общественная опасность взяточничества не вызывает сомнений, существует множество научных работ, исследований и публикаций на эту тему, остается много спорных, нерешенных вопросов в области уголовно–правовой характеристики взятки, что является серьезным препятствием на пути к снижению уровня коррупции в целом и взяточничества в частности. Поэтому в настоящее время, в первую очередь, необходима практика борьбы с дачей взяток.
|