Подходы к установлению санкций за дачу взятки менялись вместе с развитием уголовного законодательства. Посмотрим, как обстоят дела с наказаниями за коррупционные преступления сегодня и что можно изменить в целях усовершенствования УК РФ с учетом специфики этих преступлений.
В УК РСФСР 1960 года[1] санкции за дачу и получение взятки были унифицированы, предусматривали только одно основное наказание - лишение свободы на определенный срок, а также дополнительное наказание в виде конфискации имущества. С принятием Уголовного кодекса Российской Федерации концептуально изменился подход при установлении санкций за эти преступления. Во-первых, произошла дифференциация составов по субъектному составу по квалифицирующим признакам. В качестве самостоятельного состава выделен коммерческий подкуп, совершаемый лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Во-вторых, измерены виды и размеры наказаний. К сожалению, на момент вступления в силу УК РФ санкции за взяточничество не были унифицированы, санкции за "аналогичные" преступления существенно отличались друг от друга.
В данном случае "аналогичными" составами преступлений являются ч. ч.1, 2 ст. 204 и ст.291 УК РФ, ч. ч.3, 4 ст. 204 и ст.290 УК РФ соответственно. Например, санкции за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) были альтернативными и, как правило, предусматривали четыре вида наказания. Во всех санкциях в качестве основного наказания предусмотрены штраф и лишение свободы на определенный срок. Помимо того, в трех санкциях предусмотрено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы, в одной - арест. Санкции за получение взятки, за исключением ч.1 ст.290 УК РФ, были безальтернативны и предусматривали в качестве основного наказания только лишение свободы на определенный срок. Также в них предусмотрено дополнительное наказание: либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. ч.1 - 3 ст.290 УК РФ), либо конфискация имущества (ч.4 ст.290 УК РФ).
В свою очередь, санкции за дачу взятки (ст.291 УК РФ) являлись альтернативными, в качестве основного наказания предусматривали штраф и лишение свободы на определенный срок (ч.2 ст.291 УК РФ), а также исправительные работы и арест (ч.1 ст.291 УК РФ). В-третьих, декриминализировано посредничество во взяточничестве.
Совершенствование санкций за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки было продолжено в рамках действующего УК РФ. В течение последних 16 лет шестью федеральными законами внесены изменения во все санкции за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки. При этом одна санкция изменялась пять раз (ч.2 ст. 204 УК РФ), две - четыре раза (ч. ч.1 и 3 ст. 204 УК РФ), три - три раза (ч.4 ст. 204, ч.1 ст.290, ч.1 ст.291 УК РФ), две - два раза (ч.4 ст.290, ч.1 ст.291 УК РФ), две - один раз (ч. ч.2 и 3 ст.290 УК РФ). Также введено 10 новых составов.
Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"[2] была пересмотрена система штрафов. Законодатель отказался от исчисления штрафов в размерах, кратных минимальному размеру оплаты труда. Сумма штрафа установлена в абсолютном денежном выражении, при этом было сохранено взыскание штрафа исходя из размера заработной платы или иного дохода осужденного. В семи санкциях за взяточничество размер штрафа изложен в абсолютном денежном выражении (ч. ч.1 - 4 ст. 204, ч.1 ст.290, ч.1 ст.291 УК РФ). Кроме этого, Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" конфискация имущества была исключена из системы наказаний, в том числе из санкции ч.4 ст.290 УК РФ. Конфискация имущества заменена штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. В данном случае предполагаемые имущественные потери осужденного за совершение корыстных преступлений были существенно уменьшены, ограничены 1 млн. руб. Да и штраф предусмотрен факультативно, решение вопроса о назначении дополнительного наказания в виде штрафа было отдано на усмотрение суда.
Данным Федеральным законом ужесточены санкции за коммерческий подкуп. Так, в санкциях ч. ч.3 - 4 ст. 204 УК РФ увеличен размер штрафа и верхний предел лишения свободы. Помимо того, из санкции ч.3 ст. 204 УК РФ исключено ограничение свободы, а из ч. ч.3 и 4 ст. 204 УК РФ - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Также данные санкции дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания.
Вместе с тем полной унификации санкций не произошло, изменения затронули только два вида наказаний - штраф и лишение свободы на определенный срок.
Федеральным законом от 07.03.2011 № 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"[3], предусматривающим либерализацию уголовного законодательства, исключены нижние пределы наказаний в виде ареста (ч.2 ст. 204 УК РФ) и лишения свободы на определенный срок (ч.4 ст. 204 УК РФ). При этом верхние пределы, определяющие степень общественной опасности преступления, остались неизменными.
Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"[4] в качестве наказания, альтернативного лишению свободы за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки, предусмотрен штраф в размере, кратном сумме коммерческого подкупа или взятки. Величина штрафа зависит от тяжести совершенного преступления и может варьироваться от десятикратной до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб.
Данным Федеральным законом все санкции за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки изложены в новой редакции, помимо того, было введено 10 новых составов. Унифицированный вариант санкции за коммерческий подкуп или за получение (дачу) взятки стал выглядеть следующим образом: основной штраф с обязательным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо лишением свободы с обязательным штрафом. Следует отметить, что законодатель не только размер штрафа определил через величину, кратную коммерческому подкупу или взятке, но и по-новому определил размер дополнительного штрафа, указав его твердый размер.
Большинство санкций вновь введенных составов построено по такому же принципу (ч. ч.5 - 6 ст.290, ч.4 ст.291, ст.291.1 УК РФ). Остается непонятной юридическая конструкция санкции ч.5 ст.291.1 УК РФ. Размер штрафа определен двумя способами: в размере, кратном взятке, и в денежном эквиваленте. Вместе с тем согласно ч.2 ст.46 УК РФ штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб., за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. В данной санкции законодателем допущена техническая ошибка, в этом случае размер штрафа должен быть определен через величину, кратную сумме взятки.
Санкции, изложенные в новой редакции, также претерпели существенные изменения. Четыре санкции дополнены штрафом в качестве основного наказания, пять санкций в качестве дополнительного, также три санкции дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания. В то же время из одной санкции исключено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания, исправительные работы, арест и ограничение свободы. Также был изменен срок лишения свободы: в двух санкциях увеличен, в шести уменьшен, срок ареста увеличен в одной санкции. Шесть санкций стали соответствовать унифицированному варианту санкции полностью (ч. ч.3 - 4 ст. 204, ст.290 УК РФ). Две санкции предусматривают штраф, лишение свободы на определенный срок, арест или ограничение свободы, а также лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. ч.1 и 2 ст. 204 УК РФ).
Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"[5] в пять санкций за взяточничество в качестве альтернативы лишению свободы на определенный срок введены принудительные работы (ч. ч.1 - 3 ст. 204, ч.1 ст.290, ч.1 ст.291 УК РФ). Помимо того, в две санкции в качестве дополнительного наказания к принудительным работам введено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч.3 ст. 204, ч.1 ст.290 УК РФ), в одной санкции уменьшено лишение свободы (ч.1 ст. 204 УК РФ). Данными изменениями продолжена унификация санкций простых составов за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки путем введения принудительных работ в качестве альтернативного наказания лишению свободы на определенный срок.
Вносимые изменения в санкции за коммерческий подкуп, за дачу и получение взятки путем увеличения размера штрафа, введения принудительных работ, сокращения срока лишения свободы, введения штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания позволили унифицировать санкции, закрепив в них наиболее оптимальные виды и размеры наказаний. Несмотря на то что указанные преступления не относятся к преступлениям в сфере экономики, но именно экономические меры в виде штрафов при коммерческом подкупе, даче и получении взятки обеспечивают более эффективную общую и специальную профилактику.
Полагаем, что дальнейшее совершенствование санкций всех УК РФ должно носить системный комплексный характер. С одной стороны, санкции должны быть унифицированы, за "аналогичные" преступления должны быть предусмотрены "аналогичные" наказания. С другой стороны, конкретные виды и размеры наказаний должны выбираться с учетом специфики той или иной группы преступлений и обеспечивать превентивную функцию наказания.
[1] Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27. 10.1960) (в ред. от 30. 07.1996 № 103 - ФЗ) // Свод законов РСФСР.Т. 8. С. 497; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 32. Ст. 3843 (утратил силу).
[2] Федеральный закон от 08. 12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в ред. от 07. 12.2011 № 420 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4848; 2011. № 50. Ст. 7362.
[3] Федеральный закон от 07. 03.2011 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 11. Ст. 1495.
[4] Федеральный закон от 04. 05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2714.
[5] Федеральный закон от 07. 12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 30. 12.2012 № 307 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362; 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7632.
|