В качестве важного элемента реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции выступает уголовно-правовое воздействие. Поэтому достаточно актуальным является вопрос о целесообразности введения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) специальной главы о коррупционных преступлениях. Но такое законодательное решение будет выглядеть обоснованным только в случае научного объяснения того, чем действия данной группы отличаются от других посягательств, совершаемых должностными лицами. Важно правильно определить сферу общественных отношений, которая могла бы претендовать на роль видового объекта новой главы и показать ее недостаточную защищенность уже имеющимися уголовно-правовыми средствами. В противном случае изменение уголовного закона получится косметическим и декларативным, а идея будет дискредитирована.
В статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" последняя определяется перечислением ряда деяний, ответственность за которые уже предусмотрена в УК РФ: "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами". Законодатель признал коррупционными преступления, совершаемые управленцами коммерческих организаций, то есть лицами, указанными в п.1 примечания к ст. 201 УК РФ. Между тем в теории сложилось представление о коррупции как о "социальном явлении, заключающемся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах".
В УК РФ объект должностных преступлений определен как государственная власть и интересы государственной службы. Получается, что должностные лица посягают сами на себя. В уголовных законах ряда государств разделы и главы о "преступлениях против государственной (публичной) власти" содержат нормы, предусматривающие ответственность за посягательства и насилие в отношении должностных лиц, иное воспрепятствование их законной деятельности и неисполнение требований. Кроме того, считать объектом коррупционных преступлений государственную власть и интересы службы, а их возможными субъектами только представителей власти и государственных служащих было бы упрощением, которое не соответствует складывающимся конкретно-историческим условиям.
Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государственных функций всеми уполномоченными субъектами. Эволюция функций государства обусловливает модификацию его управляющего воздействия. Это создает основу для построения концепции совершенствования уголовно-правового противодействия должностным преступлениям с учетом модификации функционирования государства. Поэтому должностными лицами в изменяющихся политических и экономических условиях следует считать лиц, осуществляющих государственные функции. Наряду с субъектами, уже перечисленными в п.1 примечания к ст.285 УК РФ, должностными лицами должны быть признаны:
лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также представители государства в организациях с государственным участием. Управление государственными предприятиями, акционерными обществами выступает одним из направлений реализации экономической функции государства;
лица, аккредитованные на осуществление отдельных государственных функций, а также лица, реализующие отдельные государственные функции в составе аккредитованных организаций. Государственная аккредитация физических и юридических лиц правомочным на то органом является основанием для исполнения функций должностных лиц по специальному полномочию в области аккредитации (техническое регулирование и метрология, технический осмотр, охрана труда, образование, подтверждение безопасности и качества продукции, работ, услуг и др.).
При разработке уголовно-правовых мер противодействия коррупции следует учитывать изменение содержания деятельности государства. Переход от распределительной экономики к рынку обусловил развитие отношений государственных организаций с субъектами предпринимательской деятельности. Наряду с ранее доминирующими при осуществлении государственных функций методами убеждения и принуждения, в настоящее время, не только в частной сфере, но и при реализации публичных интересов активно используется метод договорного регулирования. Его реализация не обеспечена эффективной уголовно-правовой охраной, о чем свидетельствует ежегодное снижение количества лиц, осужденных за преступления коррупционной направленности и установленных судом сумм материального ущерба, причиненных такими преступлениями на фоне роста количества выявленных прокурорами нарушений при закупках для государственных нужд и выявленных Счетной палатой РФ сумм незаконных бюджетных трат.
Коррупционное преступление, наряду с наличием специального субъекта - лица, деятельность которого направлена на осуществление функций государства, связанности деяния с должностным положением и корыстного мотива, характеризуется согласованным взаимодействием исполнителя с другими лицами, заинтересованными в совершаемом посягательстве, то есть необходимым соучастием. В действующем УК РФ коррупционными преступлениями без дополнительных условий являются незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) и взяточничество (ст.290, 291, 2911 УК РФ). Совершить такое преступление как незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) одному практически невозможно. Незаконность осуществления чиновником предпринимательской деятельности осознают и содействуют этому сотрудники организации, фактически возглавляемой виновным. Они участвуют в заключении и реализации выгодных контрактов, понимают причины завышенных цен на оказываемые государству услуги.
Подобно тому, как взяточничество предполагает наличие взяткополучателя и взяткодателя, в других видах коррупционного поведения присутствуют совершающие преступления должностные лица и субъекты, использующие результаты этих посягательств в своих целях. Считаем, что их поведение общественно опасно, так как спрос на коррупционные услуги порождает предложение. Нужно разработать норму, предусматривающую основания для привлечения к уголовной ответственности не только должностных лиц, но и тех, кто извлекает незаконную выгоду и иные преимущества из их коррупционного поведения. Одним из признаков, предлагаемого к криминализации деяния, должно выступить осознание субъектом того, что совершение сделки со стороны должностного лица представляет собой злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий. Договаривающиеся стороны осознают, что в результате принимаемого должностным лицом решения интересам государства причиняется крупный ущерб.
Полагаем, что при формулировании запрета допустимо использовать понятие коррупционная сделка. В соответствии со ст.53 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В отличие от правомерной сделки, коррупционная нарушает основы правопорядка, конкретные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления функций государства. Способность должностных лиц принимать решения, имеющие юридические последствия, используется в интересах одних лиц и в ущерб законным интересам других лиц, а также общества и государства.
Часть первая предлагаемой статьи должна предусматривать ответственность за совершение сделки, заведомо причиняющей крупный ущерб государству или государственной организации. В качестве квалифицирующих обстоятельств во второй части следует предусмотреть совершение данного преступления организованной группой и причинение особо крупного ущерба. О нацеленности поправки на пресечение коррупционных отношений свидетельствует перечень возможных субъектов предусмотренного посягательства. Ими могут быть как должностные лица, так и граждане, которые от своего имени или от имени себя как представителя юридического лица вступают в договорные отношения с государством и государственными организациями. Коррупционная сделка как преступление предполагает и необходимое соучастие. В диспозиции статьи отсутствует указание на то, что один из субъектов обязательно является должностным лицом. Участие специального субъекта обусловлено характером общественно опасных последствий, которые являются результатом нарушения публичных интересов при осуществлении государственных функций.
Реализация схем разворовывания миллиардов бюджетных рублей требует тщательной организации, а формирования, совершающие такие преступления, можно назвать коррупционными группами. На коллегии Генеральной прокуратуры России Генеральный прокурор Ю. Чайка заявил: "Анализ деятельности оперативных служб и следственных органов свидетельствует о низкой их активности в выявлении и расследовании организованных форм коррупции. Как-то совсем правоохранители не выявляют организованные коррупционные группировки, когда чиновники-взяточники и казнокрады объединяются в эдакий спрут. А ведь в таком деле просто рубить маленькие щупальца, наверное, мало".
Статья, предусматривающая ответственность за деятельность коррупционных групп, могла бы иметь следующую структуру. В первой части предлагаемой к включению в УК РФ статьи нужно запретить "создание устойчивой коррупционной группы в целях извлечения членами группы незаконной имущественной выгоды путем использования, входящим (ми) в ее состав должностным (ми) лицом (ами) своих должностных полномочий или должностного положения, а равно руководство такой группой". Вторая часть, как это традиционно бывает в подобных нормах, должна запрещать "участие в коррупционной группе или совершаемых ею преступлениях". Создание коррупционной группы следует считать юридически оконченным с того момента, когда ее участники объединились и определили конкретные коррупционные схемы по извлечению незаконной имущественной выгоды путем использования входящими в группу должностными лицами своих полномочий или положения. Совершаемые членами коррупционной группы другие, уже предусмотренные в уголовном законе преступления должны требовать дополнительной квалификации.
Опасность коррупционной группы и целесообразность формулирования в УК РФ соответствующей нормы не ограничивается тем, что предусмотренный в ней сговор предшествует совершению ряда корыстных посягательств на деятельность органов власти и экономическую безопасность государства. Предлагаемый к включению в УК РФ состав, предполагает необходимое соучастие, объединение в преступных целях недобросовестных чиновников с другими лицами. В нем отражен такой существенный признак коррупции, как заинтересованность в ней определенной части общества. Коррупцию (от лат. corruption - подкуп) постоянно подпитывают те, кто побуждает должностных лиц к нарушению публичного интереса, поэтому они также должны выступать в качестве субъектов предлагаемого к криминализации преступления.
С учетом изложенного для повышения эффективности предупреждения и пресечения коррупционных отношений предлагаем дополнить уголовный закон главой 301 "Коррупционные преступления". И предусмотреть в данной главе ответственность за получение, дачу взятки и посредничество во взяточничестве; незаконное участие в предпринимательской деятельности; коррупционную сделку; коррупционное обогащение; организацию, руководство и участие в коррупционной группе.
В предлагаемой новой главе, кроме уже названных запретов, фигурирует норма, предусматривающая ответственность за коррупционное обогащение. Ее следует рассматривать как вынужденную реакцию на латентность коррупционных отношений. Комментируя итоги заседания Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 г., Глава Администрации Президента РФ С. Иванов сообщил, что в первом полугодии 2013 г. антикоррупционными подразделениями органов власти проведено свыше 130 тысяч проверок достоверности и полноты сведений о доходах в отношении муниципальных и государственных служащих. По итогам этих 130 тысяч проверок почти к 3000 служащих применены меры юридической ответственности. Из 3000 человек 200 служащих разных уровней уволены со службы в связи с утратой доверия.
При установлении уголовной ответственности за коррупционное обогащение следует использовать потенциал мер профилактики, которые регламентируются развивающимся антикоррупционным законодательством. Обязанности и ограничения, налагаемые на чиновников, нормативные акты, устанавливающие процедуры контроля над доходами и расходами, формируемые в связи с этим ежегодные базы данных создают предпосылки для формулирования бланкетной диспозиции уголовноправовой нормы. Существенными признаками такого преступления могут выступить деяние в виде невыполнения должностным лицом юридической обязанности предоставления сведений о доходах или расходах и обстановка, в которой оно совершается, состоящая в превышении активов должностного лица над законными в размере, превышающем общий доход такого лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три года подряд. Важно понимать, что оборотной стороной описываемых в данном составе "благоприятных" для чиновника последствий, является причинение им вреда публичному интересу. При этом величина суммы незаконно нажитых коррупционером материальных благ прямо пропорциональна ущербу интересам личности, общества и государства.
|