Борьба с преступностью относится к внутренней компетенции государства, и ведется она прежде всего на основе национального законодательства. Процесс глобализации качественно изменил характер преступности, которая все чаще связана с нарушением законов более чем одной страны. Для описания подобных случаев криминологами введен термин «транснациональная преступность». Это правонарушения, которые представляют угрозу не только безопасности отдельного государства, но всего международного сообщества, борьба с которыми требует совместных усилий и сотрудничества многих государств.
В специальной литературе и международных документах используются различные подходы к определению данной категории преступлений.
Анализ юридической литературы и международных документов показал, что термин «транснациональная преступность» используется для обозначения родового понятия международной преступности и преступлений международного характера. Как равнозначные зачастую используются термины «международный» и «транснациональный» в различных международных документах (резолюциях, рекомендациях, обращениях и т.п.). Примерно одинаковое значение закреплено за названными терминами и в общеупотребительном смысле[1].
Преступление в международном уголовном праве - это «нарушающее мировой правопорядок, виновно совершенное лицом деяние, противоправность которого и ответственность за которое установлены в международном уголовном праве»[2], хотя признается, что четкого криминологического и юридического определения транснационального преступления до сих пор еще не выработано[3].
В структуре транснациональной преступности также выделяют три элемента: международные преступления, преступления международного характера и преступления, связанные с иностранцами и против них.
Так, В.А. Номоконов к международной преступности относит преступления с «иностранным элементом». По его мнению, это обычные общеуголовные преступления, имеющие существенную особенность, - иностранный элемент. Подобные преступления либо совершают иностранцы, либо посягательства направлены на них самих или связаны с перемещением товаров, предметов, людей через государственные границы и т.п.[4]
Согласно п. 2 ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г., преступление носит транснациональный характер, если оно совершено[5]:
a) более чем в одном государстве;
b) в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;
c) в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность более чем в одном государстве;
d) в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве[6].
В составе транснационального преступления признаками иностранного элемента могут выступать: субъект (соучастники - граждане разных стран), последствия (ущерб причиняется потерпевшему - иностранному гражданину), деяние и т.д.
Так, транснациональный характер организованных преступных групп обусловливается следующими характеристиками:
- осуществление преступной деятельности, выходящей за пределы национальных границ;
- перемещение из одной страны в другую самой группы, а также товаров, предметов преступления, материальных ценностей;
- создание разветвленной организационной структуры на территории нескольких стран;
- наличие устойчивых каналов сбыта преступных доходов, имущества и т.п.;
- вхождение в состав группы иностранных граждан и лиц без гражданства[7].
Вместе с тем в этих определениях не отражается международный характер посягательства, который выражается в причинении ущерба (угрозе) международным (межгосударственным) отношениям, экономической безопасности международного сообщества. Так, существует мнение, что последствия транснациональных преступлений обязательно должны проявляться за пределами территории государств, где они были совершены[8]. Думается, что уже создание угрозы в результате совершения преступлений сопредельному государству, а тем более сообществу в целом, будет иметь международное значение, например, незаконный оборот оружия, осуществляемый в Китае или Украине, угрожает безопасности сопредельных и иных зарубежных стран.
По нашему мнению, «иностранный элемент» - это не признак преступления, а принцип действия уголовного закона. В России это статья 12 Уголовного кодекса.
Поэтому исходя из текста ст. 15 «Юрисдикция» Нью-Йоркской конвенции 2000 г. можно сделать вывод, что деяние может иметь транснациональный характер, во-первых, в силу юрисдикции, т.н. «иностранного элемента», когда ущерб причиняется правосудию (принципу неотвратимости ответственности), а во-вторых, в связи с тем, что оно нарушило охраняемый международным правом (соглашение) позитивный правопорядок (например, наркобезопасность). Как видно, это могут быть совершенно различные преступления. Иностранный элемент может быть присущ всем видам преступлений, но транснациональная юрисдикционная сила (рассмотрение деяния с точки зрения указанной Конвенции) возникает лишь тогда, когда такое деяние признается «серьезным»[9]. Это формальный признак преступления, и каждое «серьезное» преступление при наличии иностранного элемента - трансгранично. Поэтому если за совершенное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы менее четырех лет или менее строгая мера наказания, то даже при наличии признаков иностранного элемента такое деяние транснациональным признано быть не может. Международный характер правонарушение, бороться с которым государства договорились в международно-правовом документе, при таких же обстоятельствах терять не будет.
Преступления международного характера относятся к разряду тяжких, одновременно посягают на международный и национальный правопорядок, права и свободы человека, на мирное сотрудничество государств в области экономики, культуры, торговли и представляют общественную опасность для многих государств. Главная опасность этих преступлений не столько в содержании преступных деяний, сколько в их международной распространенности[10].
Общим системообразующим признаком преступлений, относящихся к международной преступности, является то, что они признаны преступными не только на национальном, но и на международном уровне и являются опасными как для отдельного государства, так и для всего мирового сообщества. Поэтому одним из критериев отнесения транснациональных преступлений к категории преступлений международного характера является принятие соответствующих международных конвенций, в которых отмечается опасность для международного правопорядка таких деяний, даются рекомендации о том, какие меры необходимо принимать государствам-подписантам для их пресечения и предотвращения.
Преступления международного характера наносят значительный ущерб международному правопорядку и в конечном счете касаются интересов всех или многих стран[11].
Таким образом, преступления международного характера - сложные противоправные общественно опасные деяния, предусмотренные международными соглашениями и национальными уголовными законодательствами государств. Это преступные действия, посягающие на международный и национально-государственный правопорядок и наносящие ущерб государствам, между народным организациям и их должностным лицам, физическим и юридическим лицам, их собственности, жизни, достоинству и другим человеческим ценностям, правам и свободам[12].
А.В. Наумов, например, не относит такие преступления, как контрабанда и незаконное радиовещание, к транснациональным преступлениям, т.к. в отношении них «нет соответствующих международно-правовых конвенций уголовно-правового характера о борьбе с этими преступлениями»[13].
Кроме того, отмечается, что наличие конвенций по борьбе с названными деяниями не превращает их автоматически в преступления международного характера, поскольку они не посягают на отношения сотрудничества между государствами, не затрагивают существенные интересы большинства государств и не имеют международного характера, и относятся эти деяния к общеуголовным транснациональным преступлениям, затрагивающим интересы нескольких государств[14], при условии, что они совершены на территории двух или более государств либо в отношении граждан, юридических лиц иностранных государств, либо иностранными гражданами или с их участием. Иными словами, речь идет о преступлениях, в которых имеется «иностранный элемент».
По мнению Ю.С. Ромашева, «определение преступлений международного характера должно включать в себя, прежде всего, указание на правовые нормы, в которых группа общественно опасных деяний находит свое закрепление (выражение) в качестве преступлений, а также указание на существенные свойства этих преступлений. Наиболее распространено мнение, согласно которому к преступлениям международного характера относят деяния, признанные преступными, с помощью универсальных международных договоров»[15].
Думается, что отнесение преступлений к той или иной группе не всегда зависит от правовой формы, например, если правонарушение сформулировано в нормах jus cogens, в правовых обычаях, наконец, в резолюциях международных организаций, например, Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (далее по тексту - TRIPS или ТРИПС) и Рекомендаций Европейского Союза, которые не носят обязательный характер. То есть преступление может приобретать международный (транснациональный) характер вне зависимости от того, был ли заключен соответствующий международный договор или нет.
Территория - не основной признак транснационального преступления. Главный признак - это международная озабоченность нарушениями соответствующих отношений, т.е. объект преступного посягательства. А форма закрепления признаков транснациональности вторична от озабоченности принятия совместных мер противодействия преступности.
Существенное свойство, характеризующее транснациональные преступления, - это повышенная общественная опасность - важнейший социальный (материальный) признак преступлений, определяемый прежде всего объектом преступления, т.е. содержанием тех общественных отношений, социальных интересов, которым причиняется ущерб. Поэтому транснациональные преступления - это в первую очередь такие преступления, совершение или угроза совершения которых вызывает озабоченность нескольких государств (всего сообщества) и, второе, признаки которых, а также меры противодействия закреплены или требуют своего закрепления в международном соглашении.
Если сравнивать понятие преступления по УК РФ и международному праву, то такие признаки транснационального преступления, как противоправность и наказуемость, вытекают из международных обязательств и содержатся в текстах международных соглашений и иных нормах международного права[16].
Итак, международный характер преступления приобретают только тогда, когда государства заявили о своем желании сотрудничать в борьбе с ними, заключили при этом договор, где указали на те признаки состава, которые необходимо гармонизовать в национальном уголовном законодательстве. Мировое сообщество должно выразить озабоченность уровнем данного вида преступлений в каждом конкретном государстве - участнике соглашения, т.к. последствия деяния, приобретающего широкие масштабы, уже не являются делом исключительно одного государства.
Такие обстоятельства, как глубокая обеспокоенность, предопределяют заинтересованность многих государств в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения проблем борьбы с преступностью[17].
Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, имеющими международное значение, сопряжено с объективными трудностями, связанными с ограничением возможности национальной судебной юрисдикции, отсутствием правоохранительных средств в обнаружении и расследовании этих преступлений. Государства в совместной деятельности, наряду с конкретными индивидуальными решениями по вопросам оказания правовой помощи, разрабатывают двусторонние и многосторонние конвенции, ориентированные на регламентацию возникающих в практике межгосударственного сотрудничества вопросов квалификации преступлений, которые затрагивают интересы многих государств и несут международную общественную опасность[18]. Важное место в подобных конвенциях занимают положения, содержащие нормативное определение состава преступления в качестве общего стандарта, согласованного государствами и предназначенного для применения в национальном уголовном законодательстве. Государства - участники конвенций принимают на себя обязательства обеспечить такое соответствие международной и национальной регламентации, которое гарантировало бы законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого деяния. В связи с этим все больше повышается значение положений международно-правовых конвенций, в которых указывается о принятии необходимых мер, направленных на совершенствование национального уголовного законодательства в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера, если оно не отражает предписаний этих конвенций[19].
Как известно, в отечественном уголовном законодательстве формой преступления как социального явления выступает форма преступного поведения: действие или бездействие, а формой преступления как правового явления - состав преступления, представляющий собой совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Состав преступления служит той моделью, которая позволяет определять поведение лица, совершившего общественно опасное посягательство, как преступление.
Аналогичным образом признаки преступлений, нашедшие отражение в международно-правовых нормах, также должны быть представлены в виде состава транснационального преступления.
Ю.С. Ромашев в данном случае предлагает использовать термин международно-правовой состав преступления, «представляющий собой систему признаков, нашедших свое отражение в международном праве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление»[20].
Признаки преступлений, нашедшие отражение в международно-правовых нормах, конструктивно должны быть представлены в виде состава транснационального преступления, т.е. необходимо определить концептуальную модель признаков транснационального преступления[21].
Включение признаков составов международных преступлений в составы преступлений, предусмотренные УК РФ, расширяет возможности компетентных органов по борьбе с данными видами преступлений в рамках международного сотрудничества. От этого зависит эффективность сотрудничества государств в данной области, в частности, выполнение такого важного принципа, как неотвратимость наказания преступников. Это и является одной из целей теории уголовного права - выявить признаки транснациональности преступлений в целях более эффективного противодействия с использованием международных и национальных организационно-правовых механизмов[22].
Итак, рассмотрение понятия и признаков транснационального преступления позволяет сделать вывод, что отождествлять понятия «транснациональное» преступление и преступление «международного характера» нельзя, т.к. первое отражает процессуальную (юрисдикционную) сущность деяния, а второе - его материальную сторону, значимость объекта международно-правовой охраны. Справедливости ради стоит заметить, что в тексте указанной конвенции упоминается не только о первой группе преступлений (ст. 15), но и о преступлениях международного характера - ст. 6 «Отмывание доходов от преступлений», ст. 8 «Коррупция» и ст. 23 «Воспрепятствование осуществлению правосудия».
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 341.
[2] Кибальник А.Г. Влияние международного уголовного права на российское уголовное право: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003. С. 26.
[3] Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М., 1999. С. 8.
[4] Номоконов В.А. Международное уголовное право. Владивосток, 2001. С. 5.
[5] Черниченко, С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы /С.В. Черниченко. М.: Издательство «НИМП», 2009.
[6] Черниченко, С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 2: Старые и новые теоретические проблемы /С.В. Черниченко. М.: Издательство «НИМИ», 2009.
[7] Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.
[8] Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 6.
[9] Согласно п. b ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.) «серьезное преступление» означает преступление, наказуемое лишением свободы на максимальный срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания.
[10] Номоконов В.А. Международное уголовное право. Владивосток, 2001.
[11] Международное уголовное право и национальное уголовное право // Уголовное право. Практический курс. Учебно-практическое пособие / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, А.В. Боков и др.; под общ. ред. Р.А. Адельханяна; под науч. ред. А.В. Наумова. 2 изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 237 - 240.
[12] Черниченко, С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы /С.В. Черниченко. М.: Издательство «НИМП», 2009.
[13] Международное уголовное право и национальное уголовное право // Уголовное право. Практический курс. Учебно-практическое пособие / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, А.В. Боков и др.; под общ. ред. Р.А. Адельханяна; под науч. ред. А.В. Наумова. 2 изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 237 - 240. С. 135.
[14] Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 208.
[15] Ромашев Ю.С. Концептуальная модель преступлений международного характера, совершаемых на море // Государство и право. № 12. 1999. С. 66 - 67.
[16] Черниченко, С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 2: Старые и новые теоретические проблемы /С.В. Черниченко. М.: Издательство «НИМИ», 2009.
[17] Черниченко, С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы /С.В. Черниченко. М.: Издательство «НИМП», 2009.
[18] Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.
[19] Черниченко, С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 1: Современные теоретические проблемы /С.В. Черниченко. М.: Издательство «НИМП», 2009.
[20] Ромашев Ю.С. Указ. соч. С. 67.
[21] Цветков А.А. Общепризнанные принципы и нормы международного права как часть уголовно-правовой системы: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 74.
[22] Тузмухамедов, Р.Л. Гуманизация международного права (Ко второй годовщине Делийской декларации 1986 г.) /Р.Л. Тузмухамедов //Советское государство и право. 1988. -К» 11.
|