Перед рассмотрением мер пресечения в административном праве представляется необходимым определить, что вкладывается в термин "пресечение", а затем уже и в дефиницию "меры административного пресечения", поскольку между ними существует диалектическая взаимосвязь общего и особенного, а, как известно, основой методологического подхода к раскрытию любого понятия является раскрытие частного через общее. Учитывая это, необходимо кратко остановиться на содержании, вкладываемом в категорию "пресечение", поскольку исследование конкретного вопроса практически в любой отрасли знаний требует прежде всего определить понятийный аппарат, с которым предстоит работать. Это особенно важно для общественно-политических наук, где неточность в дефинициях может привести к ошибочным политико-правовым выводам.
Выявление характерных черт понятия "пресечения" затруднено тем, что содержание, которое вкладывается в это понятие, в юридической литературе понимается неоднозначно. Здесь наблюдается часто встречающаяся ситуация: когда один и тот же термин несет разную смысловую нагрузку в зависимости от ряда факторов (контекста работы, особенностей авторского подхода к проблеме и т.д.). Вместе с тем в любой отрасли науки происходят по мере углубления и расширения знаний, уточнения понятий и определений, пересмотр устоявшейся терминологии. Но в любом случае, как справедливо отметил С.С. Алексеев, "нельзя забывать важнейших требований, предъявляемых к научной терминологии, - ее однозначности, строгой определенности, ясности, устойчивости, совместимости со всем комплексом употребляемых в науке терминов. Обогащение понятийного аппарата науки должно происходить не за счет утраты точности терминов, так как утрачивается скоординированность научных понятий". Этимологический смысл слова "пресечение" указывает на ближайшую и определяющую цель любых пресекательных действий. В. Даль толкует слово "пресекать" как "прекращать", "уничтожать", "останавливать".
Таким образом, пресечение означает устранение чего-либо, воспрепятствование чему-либо, в частности, доведению до конца уже начавшихся противоправных действий. А.Г. Лекарь полагает, что пресечение является составной частью более широкого понятия "предотвращение", которое якобы охватывает и такие понятия, как профилактика, предупреждение. [9]
Т.И. Козырева отмечает, что меры административного пресечения - это такие меры административного воздействия, которые "применяются в целях пресечения длящихся и предотвращения новых административных правонарушений, наступления вредных последствий, а также обеспечения возможности применения административного наказания ". В.Д. Ардашкин, называя меры административного пресечения "мерами защиты" или средствами "принудительного исполнения", определяет их как "оперативные действия органов государственного управления, которые заключаются в прекращении юридических аномалий путем понуждения субъектов к исполнению лежащих на них административных обязанностей ". Все меры пресечения он делит на меры физического, имущественного и организационного принуждения.
Д.Н. Бахрах характеризует меры пресечения "как понуждение правонарушителя (гражданина или организации) к исполнению правовых обязанностей. Компетентный государственный орган или должностное лицо принимает необходимые меры для того, чтобы прекратить противоправное поведение, угрожающее общественным интересам, лишить нарушителя возможности совершить нарушения. Меры пресечения применяются для того, чтобы не допустить новых, предотвратить вредные последствия правонарушений, обеспечить условия для применения наказания и восстановительных мер". А.П. Коренев под мерами административного пресечения понимает способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности. [8, с. 260 ]
Как видим, взгляды многих авторов на юридическую природу мер административного пресечения в административно-правовой литературе не отличаются единством. Поскольку меры административного пресечения - сложное административно-правовое явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков. [9]
Значение мер административного пресечения в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается, как полагают отдельные авторы, борьбой с административными проступками. Они могут применятся также и для прекращения преступных действий.
Некоторые меры административного пресечения могут применяться и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. [9]
Как разновидность административно-правового принуждения меры административного пресечения, применяемые компетентными органами публичной администрации и их должностными лицами, обладают всеми его признаками, но им свойственны и свои специфические признаки. Особенность их проявляется в целевом назначении и в самой сущности мер.
Основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Меры пресечения могут использоваться и в связи с преступлениями, это касается, например, применения органами полиции огнестрельного оружия, специальных средств, наручников. Масштаб оснований для применения мер пресечения более широк, чем у административной ответственности. Использование мер административного пресечения вызывается ситуацией, в которой противоправное поведение наличествует и проявляет себя открыто. В отличие от административно-предупредтельных мер, которые направлены на предупреждение правонарушения, например, надзора за отдельными категориями ранее судимых лиц, меры административного пресечения прекращают конкретно наступившие действия как явления материального мира.
Меры административного пресечения могут применяться и к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, к работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Так, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда «при низкой температуре воздуха» предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.
Меры административного пресечения всегда являются мгновенной реакцией органа административной власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. [14, с. 360-361]
Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.
В отличие от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень прсекательных мер, содержащихся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающимся.
Их использование часто связано с необходимой обороной или крайней необходимостью, исполнительной власти и их представителей. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названым прямо в законе средством, например веревкой, топором, применить меры, которые диктуются экстренной ситуацией.
Административные взыскания накладываются специальными письменными индивидуальными актами, а наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения же во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения, без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность.
Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия (использует дубинку, оружие и др.). Не следует забывать, что эти действия тоже являются правовыми актами исполнительной власти.
К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения , основания и порядок их применения , нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами. [10, с. 197-198]
Можно выделить несколько особенностей юридических фактов, обусловливающих потребность применения мер административного пресечения.
Во-первых, в отличие от административных наказаний, применение которых связано с одним юридическим фактом – совершение административно наказуемого деяния, характерной чертой юридических фактов, порождающих охранительные правоотношения в связи с применением мер административно-правового пресечения являются совершения противоправных действий физическими и юридическими лицами, административных правонарушений и преступлений, наличие особых состояний личности, чрезвычайные события, ситуации.
Во-вторых, выбор применения определённой меры административно-правового пресечения может быть обусловлен совокупностью фактов. Отсюда вытекает еще одна отличительная особенность административно-правового пресечения: оно может применяться в форме физического насилия, использования огнестрельного оружия, специальных средств. Так, например, физическая сила, специальные средства, оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению сотрудника органов внутренних дел в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» [4]. Применению физической силы, специальных средств, оружия, должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить. Отсюда видно, что для применения физической силы, специальных средств и оружия не достаточно совершения противоправного деяния или преступления, но по общему правилу так же требуется сделать предупреждения. Кроме того, следует заметить, что меры административно-правового пресечения не имеют карающего, штрафного характера, то есть они не выступают в качестве наказания (административного взыскания).
В-третьих, динамизм юридических фактов, обуславливающих применение мер административно-правового пресечения. Их развитие может усиливать или уменьшать опасность угрозы законным правам и интересам, что меняет степень жёсткости противодействия противоправного действия.
Иногда меры административно-правового пресечения могут совпадать с мерами административно-правового предупреждения. Например, досмотр багажа сам по себе является предупредительной мерой, но если гражданин в своём багаже содержит вещи, за которые он может понести ответственность, то меры предупреждения перестают быть таковыми и уже имеет место пресечение. [16, с. 289.]
Так же меры административно-правового пресечения могут совпадать с мерами процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях. Например, административное задержание лица, согласно п.1 ч.2 ст. 8.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, говорит о том, что данная мера используется для пресечения противоправной деятельности, но после того как само противоправное действие было предотвращено административное задержание вместо пресекательного приобретает процессуальный характер.
Меры административного пресечения всегда являются мгновенной реакцией органа административной власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица.
Меры административного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельность субъекта, что позволяет в большинстве случаев фактически решить его физической возможности действовать.
Меры административного пресечения имеют небольшой круг субъектов их применения. Притом чем сильнее правоограничение, которое может вызвать та или иная мера административного пресечения, тем уже круг должностных лиц, управомоченных к их применению, и тем выше требования к их профессиональной подготовке.
При изменении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые максимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающих правила торговли, не следует приостанавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.
Одной из характерных особенностей мер административно-правового пресечения является то, что они применяются оперативно, вовремя, в период совершения правонарушения (противоправного деяния), покушения на его совершение. Временные рамки совершения правонарушения разные. Все зависит от вида (характера) административного правонарушения (противоправного деяния). На протяженность совершаемого деяния могут оказывать влияние и многие другие обстоятельства. Одни рассматриваемые временные рамки могут равняться секундам, минутам, часам, другие - дням, неделям и даже годам. Например, умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), клевета (ст.9.2. КоАП Республики Беларусь), оскорбление (ст.9.3. КоАП Республики Беларусь) несравнимы по промежутку времени, в течении которого могут быть совершены. Пропуск иногда одного мгновения, как, например, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1. КоАП Республики Беларусь, приводит к невозможности предотвратить правонарушение и его последствия.
Таким образом, в обобщенном виде меры административно-правового пресечения – это регламентируемые нормами административного права средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными на то органами государственной власти (должностными лицами), которые направлены на прекращение противоправного деяния, устранение связанных с ним вредных последствий для личности, общества и государства, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к соответствующему виду юридической ответственности.
|