Федеральный закон определил турагентскую деятельность как деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая юридическим лицом или предпринимателем (турагент).
К продвижению отнесен комплекс мер, направленных на реализацию турпродукта (реклама, участие в выставках, организация туристских информационных центрах, издание каталогов, буклетов и другое) [1].
Реализацию может осуществлять как турагент, так и туроператор.
Турагент выполняет продвижение и реализацию турпродукта на основании договора между туроператороом и турагентом. Договором предусматривается взаимная ответственность и ответственность каждого перед туристом за предоставление недостоверной информации и неисполнение обязательств.
Заключая договор реализации с туристом турагент обязан указать туроператора, сформировавшего тур, способы связи с туроператором – номера телефонов, адрес сайта и электронной почты в интернете и др..
Законодательство обязывает турагента информировать потребителя-туриста: о полномочиях турегента по реализации турпродукта; об ответственности оператора (как лицо оказывающее услугу); о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, потребовать выплату страхового возмещения.
Последние законодательные изменения вступившие в силе с 1.10.2014 года обязали турагентов выдавать туристам необходимые документы не позднее, чем за сутки до загранпоездки. Если турист не покидает территории РФ, то турагент или туроператор могут предоставить необходимые документы (билет, оригинал договора и др.) позже, но только с письменного согласия туриста.
Также уточнен перечень документов, предоставляемых туристу для загранпоездки – это билет до пункта назначения и обратно либо по маршруту предусмотренному в договоре [4].
Оплатить турподукт можно как наличным, так и безналичным расчетом. Турагент по требованию туриста помогает в получении страховки, визы, паспортов и других документов. По данным ВТО, среднее соотношение количества турагентств к числу жителей в развитых туристских странах примерно 1/10 000. Так в Великобритании показатель соответствует 1/10 тыс., в Бельгии – 1/10 тыс., в США 1/14 тыс., в Нидерландах – 1/13,5 тыс.. Оптимальное значение показателя объясняет во-первых, преобразование рынка продаж в туристический рынок потребителей, посредством широкой разветвленной турагентской сети, во-вторых отсутствие сложных форм конкуренции.
В теории отличие турагентской от туроператорской деятельности заключается в возможности рыночной торговли не только пакетами услуг, сформированными операторами, но и услуг одного предприятия туристской индустрии (например, авиакомпании, гостиницы). Кроме продажи услуг к существенным функциям турагента относятся: консультация и предоставление информации, помощь в организации турпоездки.
Как показывает практика, найти потребителя в условиях высоко-насыщенного рынка аналогичных предложений, сложной конкуренции и ограниченных финансовых возможностей населения, − становится задачей, усложняющейся со временем.
Таким образом, двумя основополагающими функциями туристских агентств служат оказание информационной услуги и реализация туруслуг. На первый взгляд, кажущаяся простота в предоставлении информации туристам, не соответствует действительности, что подтверждает опрос клиентов турагентств, так 16 процентов респондентов не имеют представления куда отправиться отдыхать, 38 процентов смутно представляют и только 46 процентов имеют четкое представление по данному вопросу. Прямой контакт с клиентом, т.е. беседа, консультация, подбор и обработка справочной информации, процесс, занимающий большую половину временных затрат, при этом увеличивающийся в предложении с дорогими турами.
Менеджер турагента должен владеть информацией о туррайонах, ценовом диапазоне расценок, расписании транспортного движения, виды и классы размещения, примерной смете на расходы и т.п. Рассмотрев первую функцию турагента, перейдем ко второй – реализация туристских услуг, как единым пакетом, так и отдельные туруслуги, исполняемые предприятиями туриндустрии (транспортные компании, общественного питания, средств размещения и др.). туристический агент предоставляет возможность приобретения потребителю билетов на любой вид транспорта, бронирования мест в средствах размещения, аренды автомобильного транспорта, заказа экскурсионной программы, оформления выездных и страховочных документов, получения туристской литературы и т.д.
Функциональные особенности турагентской деятельности требуют решения следующих задач:
− широкомасштабное освещение потенциальных возможностей для потребителей по всем турпродуктам,
− рекламное продвижение,
− организация процесса продажи турпродукта с помощью современных правил торговли, акцентируя внимание на специфике и особенностях туристского рынка.
Туристские агентства могут быть представлены различными формами:
− классический вариант турегентства, реализующего турпродукты, сформированные разными туроператорами за комиссионное вознаграждение;
− транспортно-туристское агентство, организующее транспортные туры, как вариант взаимодействующее с транспортными предприятиями на основании агентских соглашений о реализации транспортных билетов;
− турагентство при операторе (франчайзинг), работа по отработанной технологии на определенных условиях.
В то время как, в основном турагентства в своей специализации многопрофильны, т.е. предоставляют комплекс обслуживания для каждого клиента (отпускник, командированный, группа), в тоже время есть специализированные. Такие турагенты концентрируются, главным образом на деловом туризме – конгрессном обслуживании, или же акцентирующие внимание на отдыхе, предлагая максимально возможный выбор. Для рынка турагентств характерна: большая концентрация участников сделок, как следствие – конкуренция; открытость и доступность бизнеса (незначительные капиталовложения); обманчивая видимость легкости, в результате финансовое разорение из-за недостатка управленческого ресурса и навыка.
В большинстве своем туристские агентства представлены малым предприятием с небольшим финансовым обеспечением в ограниченном рыночном сегменте, не располагающие инструментами влияния на поставщиков и покупателей, также характерна эдентичность структуры и размера, наряду с аналогичностью предложений и цен.
Посредник, перепродающий туристский продукт, не создающий собственного, – классический турагент занимается реализацией конечному потребителю – туристу услугдля индивидуального использования. В случае предоставления возможности турагенту формирования собственного турпродукта, при наличии необходимого рыночного спроса, демонстрируют непревзойдённость и надежность действий в роли туроператора узкого рыночного сегмента, как правило, не привлекательного крупному туроператору, ввиду ряда причин.
Итак, турагентство – организация, продающая клиентам турподукты в розницу, или приобретающая туры по маршрутам, которые разработал оператор, выпускающая и реализующая путевки. Турагентства классифицируют на: независимые, сетевые или принадлежащие оператору. В то же время приблизительно 70% рынка туристских агентств являются независимыми. Помимо этого, предприятие может сочетать на выездном туризме деятельность турагента с туроператорской на внутреннем и въездном направлениях.
|