Задачи внутренних войск МВД РФ взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные, Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными
В соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках МВД РФ» одной из главных задач, возложенных на ВВ МВФ России, является их участие совместно с органами внутренних дел Российском Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения. Общественный порядок охраняется государством, и внутренние войска, как структурные составляющие МВД РФ, принимают участие в данной деятельности[1].
Как уже отмечалось ранее, целью введения особых (специальных) правовых режимов является обеспечение стабильного порядка в государстве и обществе. Достижение этой цели предполагается посредством обеспечения безопасности.
Действия государства и его структур в рамках обеспечения общественной безопасности, прежде всего, направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности. Ее обеспечение выступает необходимым условием стабильного существования и поступательного развития общества, создания достойных условий и качества жизни российских граждан. Она является одним из элементов национальной безопасности Российской Федерации. Исходя из многообразия существующих угроз, объектами общественной безопасности являются права и свободы, жизнь и здоровье граждан, собственность, государственные и общественные институты, функционирование которых обеспечивает удовлетворение жизненно важных интересов. [2]
Деятельность по охране общественного порядка ведется по нескольким направлениям. Один из самых очевидных – контроль над соблюдением общественного порядка на улицах и других общественных местах, в городах и населенных пунктах. Он осуществляется патрульно-постовыми нарядами, через сети стационарных постов полиции, патрульными участков, путем комплексного привлечения к охране общественного порядка сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, общественных формирований, служебных животных. Ведущая роль в данном направлении деятельности внутренних войск принадлежит специальным моторизованным частям.
Важным элементом в деятельности внутренних войск МВД РФ является обеспечение общественного порядка в условиях проведения контртеррористических операций. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют организацию и руководство противодействия терроризму, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (борьба с терроризмом).[3]
В борьбе с терроризмом применяются внутренние войска, в частности они, используются для пресечения террористических актов в Российской Федерации на объектах производственной деятельности, участия в проведении контртеррористических операций в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Подразделения и воинские части внутренних войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операция в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подразделения, воинские части и соединения внутренних войск, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.[4]
Согласно нормам ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» и Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» внутренние войска на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции, осуществляют контроль за исполнением применения следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности; удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов; использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи в лечебные учреждения, а также для преследования лицподозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
2) Временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введён правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
3) Введение карантина ,проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
4) Ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
5) Беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
6) Проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств, ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно положениям ФЗ «о внутренних войсках МВД РФ»[5] осуществление функции сфере охраны и обеспечения безопасности важных государственных объектов возлагается и на внутренние войска Министерства внутренних дел РФ.
Основными задачами внутренних войск в этой деятельности являются:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам государственных объектов, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; защита охраняемых объектов:
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и т.д.
Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного командования внутренних войск МВД России, командующих оперативно-территориальных объединений, устанавливают перечень важных государственных объектов, как подлежащих охране внутренними войсками. К таким объектам могут относиться определенные территории, предприятия, учреждения помещения, склады, и т.п. [6]
Охране внутренних войск, например, подлежат судоходные гидротехнические сооружения, в том числе шлюзы и судоподъемники, и средства навигационного оборудования (включенные в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации), а также предназначенные для обеспечения функционирования судоходных гидротехнических сооружений, материальные ценности, находящиеся на охраняемых объектах, ряд железнодорожных и автомобильных мостов и тоннелей.
Особое место в данном направлении занимает охрана внутренними войсками закрытых административно- территориальных образований. Эта деятельность также регламентирована Правительством РФ. Особый режим безопасного функционирования объектов закрытого образования, который исполняют внутренние войска, включает: установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования, ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования; ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования и т.д.[7]
В сфере содействия органам пограничной службы в деле охраны государственной границы, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»[8] говорит, что, наряду с другими задачами в этой области, МВД РФ обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международною характера; обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения и т.д., что подразумевает привлечение сил и средств внутренних войск.
Данная деятельность конкретизирована в приказе МВД России от 28.08.1993 г. № 396 «О мерах но реализации Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» в системе МВД РФ». Согласно ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» и ст. 16 ФКЗ от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» для обеспечения режима чрезвычайного положения внутренние войска привлекаются для выполнения следующих задач:
-поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
- охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
- разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники; участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.[9]
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Нормами ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» установлены задачи внутренних войск МВД России, которыми они руководствуются в своей деятельности. Изменять, дополнять или возлагать иные задачи возможно только федеральными законами. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 20.06.2000 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»».
В настоящее время существует ряд законодательных актов, которыми на ВВ возложены иные задачи, не указанные в ФЗ «О ВВ МВД РФ». Например, Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает привлечение специально подготовленных сил и средств внутренних войск МВД РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций. [10]Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании Федерального закона от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ морские части внутренних войск МВД РФ привлекаются для охраны континентального шельфа, его минеральных ресурсов и водных биоресурсов в целях их сохранения, защиты и оптимального использования, защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации.
При несении боевой службы военнослужащим внутренних войск предоставляется ряд прав в пределах компетенции и в соответствии с занимаемой должностью:
а) военнослужащие внутренних войск имеют право пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка.
Для обращения к гражданину и (или) должностному лицу с таким требованием достаточно выявления военнослужащим признаков объективной стороны преступления или административного правонарушения;
б) военнослужащие внутренних войск МВД РФ имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;
в) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях военнослужащим внутренних войск предоставлено составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушения. Так же им предоставлено осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию. Более подробно данная деятельность регламентируется приказом МВД России от 02.06.2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»;
г) военнослужащим внутренних войск предоставлено право, задерживать и доставлять в полицию лиц, совершивших преступление или административное правонарушение или покушающихся на их совершение, либо в целях установления их личности. Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от военнослужащих соблюдения законности, высокой бдительности, решительности, выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке. Военнослужащий, доставивший задержанного в часть или полицию, докладывает об этом рапортом на имя командира части или начальника РОВД. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилии и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении;
д) в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности граждан, поиска и задержания лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувших их, военнослужащие имеют право входить беспрепятственно в любое время суток на территории и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в РФ) и осматривать их. Происходит это при следующих обстоятельствах:
– внезапно появились фактические основания проведения указанного действия;
– принимаются меры к уничтожению или сокрытию предметов (документов);
– для пресечения преступной деятельности;
– необходимо срочное обеспечение личной безопасности граждан и (или) общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.
Военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законом для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск.
Военнослужащие внутренних войск, в том числе командиры и начальники, не наделены законодательством юрисдикционными полномочиями, т.е. правом привлечения к административной ответственности, в отличие от органов внутренних дел, которые обладают данными полномочиями. [11]
Исходя из ранее сказанного, что внутренние войска наделены полномочиями по применению мер административного принуждения, следует вывод, что главная, центральная задача внутренних войск по обеспечению и охране порядка и безопасности – предупредить, а если это невозможно, пресечь совершающееся правонарушение разрешенными законом средствами, тем самым обеспечить привлечение нарушителей к ответственности. Ответственность за совершенное правонарушение наступает в дальнейшем по решению ОВД, суда и других правоохранительных органов, наделенных соответствующими полномочиями.
Президент и Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ и федеральными законами осуществляют контроль за деятельностью внутренних войск Министерства Внутренних Дел РФ. Надзор за исполнением внутренними войсками федеральных конституционных законов и федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
[1]Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства, 1997. № 6. Ст. 711.
[2] Шабанов С.А. Административное Право: учебное пособие. СПБ ВИ ВВ МВД РФ .,2011. стр. 33
[3] С.В. Баженов «Некоторые вопросы применения либо прекращения действия правового режима контртеррористической операции»: Вестник академии военных наук № 3(24) 2008 г. стр. 19
[4] Юхневич К.П. Правовые основы деятельности внутренних войск МВД России по охране общественного порядка: Учебное пособие, СПБ., 2011, стр.19
[5] Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
[6] Жулев С.К. Правовые основы деятельности ВВ МВД России при чрезвычайных обстоятельствах: учебное пособие, СПБ., 2011, стр.27.
[7] Федеральный закон "О закрытом административно-территориальном образовании "от 14.07.92 № 3297-1
[8] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. -1993.- № 17.-Ст. 594.(в редакции от 31.12.2014).
[9] Юхневич К.П. Правовые основы деятельности внутренних войск МВД России по охране общественного порядка: Учебное пособие, СПБ., 2011, стр. 24.
54. Юхневич К.П. Правовые основы деятельности внутренних войск МВД России по охране общественного порядка: Учебное пособие, СПБ., 2011, стр.25.
[11] Незамов Е.С. «Деятельность ВВ МВД РФ в условиях чрезвычайного и военного положений»: Уч., М., 2010., стр. 55.
|