Трудовой стаж имеет важное значение для обеспечения многих конституционных прав граждан, и, в первую очередь, права пенсионного обеспечения.
Из-за большого количества законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, разобраться в них не всегда может даже специалист. Тем более, если учесть, что за последние годы смысл положений пенсионного законодательства неоднократно менялся после проверки их Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Основному закону страны.
Кроме того, можно констатировать излишнюю динамичность как современного пенсионного законодательства, так и тесно связанного с ним законодательства, касающегося уплаты взносов, из которых формируются пенсионные права застрахованных лиц – будущих пенсионеров. При этом зачастую изменения, происходившие за годы после вступления в силу 1 января 2002 года нынешнего пенсионного законодательства, были отнюдь не «косметическими».
Конечно же, учитывая длящийся характер пенсионных правоотношений, вряд ли это положительно сказывается на процессе понимания гражданами того, что же ждет их при выходе на пенсию, каков будет ее размер и отчего он зависит, можно ли как-то влиять на свои пенсионные права и есть ли в этом смысл.
К тому же в законотворческом порыве нередко забывается необходимость соблюдения так называемого принципа правовой определенности, важность которого в пенсионной сфере неоднократно подчеркивал Конституционный Суд РФ в своих решениях.
Общий трудовой стаж, как уже отмечалось в предыдущей главе, это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов.
Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца. Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин - не менее 20 лет (п. 2 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).
Так, право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, категории которых перечислены в ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, если они уволены по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигли на день увольнения 45-летнего возраста. Общий трудовой стаж при этом должен быть 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это установлено п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.
В указанный общий трудовой стаж включаются (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1):
- трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом о трудовых пенсиях до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях;
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом о страховых пенсиях.
Существует два ключевых момента для включения в стаж:
- профессиональная деятельность должна осуществляться только на территории РФ;
- необходимо, чтобы происходили выплаты в Пенсионный фонд РФ.
Стоит заметить, что в общий стаж можно включить период работы, который осуществлялся за пределами страны, но при условии:
- что этот пункт обязательно должен быть прописан в международном договоре;
- осуществлялись взносы в Пенсионный фонд РФ.
В общий трудовой стаж входят следующие периоды:
- период, когда одним из родителей осуществляется постоянный уход за ребенком до момента достижения им полутора лет. Нужно учесть, что есть ограничение - не больше четырех с половиной лет в целом для каждого из родителей. Важно отметить, что ранее до 1 января 2014 года в стаж входил период равный не более трех лет. Следовательно, с увеличением данного срока размер трудовых пенсий, который установлен до 1 января 2014 года, подлежит перерасчету;
- период временной нетрудоспособности, в течение которого поступали выплаты по обязательному социальному страхованию (больничный);
- служба в Вооруженных силах РФ и приравненная к ней;
- время, когда гражданин находился под стражей или в местах лишения свободы по причине необоснованного привлечения к уголовной ответственности;
- период, когда гражданин состоит на учете в службе занятости и при этом получает пособие по безработице;
- период участия в общественных работах, которые подлежат к оплате;
- время переезда или переселения с целью трудоустройства в другую местность при условии, что это осуществляется по направлению службой занятости;
- время проживания супругов военнослужащих-контрактников в местах, где они не смогли трудоустроиться по причине отсутствия такой возможности. При этом важно отметить, что в общей сложности этот период должен составлять не более пяти лет;
- период времени, когда осуществляется постоянный уход за инвалидом первой группы, за пенсионером, чей возраст свыше восьмидесяти лет. При этом важно подчеркнуть, что уход должен осуществляться только трудоспособным человеком;
- период нахождения за границей жен/мужей работников, которые направлены осуществлять профессиональную деятельность в дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации. В общей сложности данный период не должен превышать пять лет.
Нельзя не отметить следующий важный момент, касающийся периода обучения студентов по очной форме обучения. До 1 января 2012 года очное обучение наравне с работой входило в общий трудовой стаж, необходимый для исчисления пенсии. Но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии.
Таким образом, к периодам, которые не входят в общий трудовой стаж относятся следующие:
- обучение, различные курсы по подготовке/ переподготовке кадров;
- период проживания граждан в оккупированных районах во время ВОВ;
- пребывание в концлагерях во время ВОВ;
- проживание в период блокадного Ленинграда;
- время по уходу родителями и иными законными представителями за ВИЧ – инфицированными несовершеннолетними детьми.
Подтверждение трудового стажа может осуществляться двумя способами:
- на основании записей в трудовой книжке установленного образца. При утере трудовой книжки можно предоставить договор, приказ о принятии на работу, а также выписки о произведенных отчислениях из зарплат;
- подтверждение путем свидетельских показаний двух и более свидетелей. Данным способом можно воспользоваться, например, при утере документов во время масштабного стихийного бедствия.
Осуществление подсчета общего стажа гражданину необходимо в первую очередь в момент выхода на пенсию по старости. По российскому законодательству полный трудовой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. При условии полностью выработанного стажа, размер будущей пенсии будет рассчитываться по среднему заработку работника, и равняться 55% от нее.
Таким образом, всем пенсионерам, которые продолжают осуществлять профессиональную деятельность, производят корректировку коэффициента стажа.
Подсчет трудового стажа можно осуществлять двумя способами: простым; льготным. При простом способе подсчет можно вести вручную, но более удобным способом является использование специальной компьютерной программы. При подсчете ручным способом лучше всего и удобнее производить расчет, когда все данные сведены в столбик. Подсчет ведется по каждому отдельному месту работы гражданина. Для этого необходимо из даты увольнения работника вычесть дату его первого рабочего дня и приплюсовать один день. Итогом будет сумма всех полученных результатов. Стоит заметить, что целый год стажа составляет 12 календарных месяцев, а месяц состоит только из 30 дней. Важно иметь в виду, что если в трудовой отсутствуют точные даты записи, то началом и окончанием периода принято считать середину месяца (15 число) или середину года – 1 июля.
Опираясь на законодательство, каждому гражданину для получения базовой пенсии по старости нужно иметь хотя бы пять лет стажа. Если трудовая деятельность будет более пяти лет, то для расчета пенсии применяется следующая формула: к базовой пенсии прибавляется результат отношения всех выплат, которые были произведены гражданином в пенсионный фонд к общему количеству месяцев, в течение которых государство обязуется выплачивать пенсию (228 месяцев).
В рамках рассматриваемого вопроса нельзя также не отметить, что наряду с понятием общего трудового стажа ранее применялось и продолжает применяться понятие непрерывного трудового стажа, под которым понимается продолжительность работы на одном предприятии (в учреждении, организации) без перерыва или на разных предприятиях, если при переходе с одного предприятия на другое непрерывность стажа сохранялась в установленном порядке.
Вместе с тем, с 1 января 2007 г. непрерывный стаж утратил свое юридическое значение. Теперь с назначением государственной пенсии он никак не связан и имеет значение только для получения следующих пособий и дополнительных благ:
- пособия по временной нетрудоспособности;
- надбавок к заработной плате;
- надбавок к пенсии;
- единовременного вознаграждения;
- пособия по социальному страхованию;
- дополнительного отпуска;
- исчисления выслуги лет, необходимо для присвоения очередного специального звания, а также некоторые другие блага.
Эти блага являются своеобразной мерой поощрения за то, что работник не меняет в течение длительного времени одного места работы, за длительные взаимоотношения с работодателем. Они повышают стабильность в сфере труда и обеспечивают устойчивость трудовых отношений, хотя и противоречат коммерческим интересам большинства работодателей. Но стоит учесть, что такие издержки не будут бесполезными.
Иными словами, в настоящее время непрерывный трудовой стаж учитывается, например, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[1].
Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.
Например, предусмотрена надбавка за продолжительность непрерывной работы работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов. Указанная надбавка устанавливается и выплачивается в Порядке, утвержденном Приказом ФТС России от 13.11.2008 № 1412[2].
Интересно заметить, что размер пособия по временной нетрудоспособности в процентах к заработку зависел ранее в России от продолжительности как общего, так и непрерывного стажа. Постепенно все большее значение придавалось непрерывному трудовому стажу, а общий стаж терял значение. При этом требования к продолжительности непрерывного стажа постоянно возрастали. В 2006 г. размер пособия по отношению к заработку составлял: при непрерывном трудовом стаже восемь лет и более - 100% заработка, от пяти до восьми лет - 80%, от трех до пяти лет - 60%, до трех лет - 50% заработка. Предусматривались более высокие размеры пособий, не зависящие от длительности непрерывного трудового стажа: в размере 100% заработка работникам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 (для учащихся - 18) лет, и в размере 60% заработка - работникам, не достигшим 18 лет[3].
Затем эти нормы изменяются. Во-первых, непрерывный трудовой стаж заменяется страховым стажем той же продолжительности; во-вторых, исключается правило об установлении пособия в размере 100% заработка тем работникам, которые имеют на иждивении трех и более детей до достижения ими соответствующего возраста (16 или 18 лет). Вместе с тем для всех работников, имеющих страховой стаж до трех лет, пособие повышается с 50 до 60% заработка.
Поводом к решению о замене непрерывного стажа на страховой послужила жалоба гражданина В.П. Корнилова и определение по его жалобе, принятое Конституционным Судом РФ 2 марта 2006 г. Заявитель жаловался на то, что требования длительного непрерывного стажа ограничивают, ущемляют права молодых работников, не могущих в силу своей молодости выработать длительный непрерывный стаж. Конституционный Суд РФ определил, что прежние нормативные акты СССР в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа в силу правовых позиций, выраженных Судом ранее, с 1 января 2007 г. не могут применяться как противоречащие Конституции РФ, ее ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 и утрачивают силу. Суд предложил федеральному законодателю урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового порядка регулирования в срок до 1 января 2007 г.
Законодатель свел данное предписание к замене одного стажа, непрерывного, на другой стаж - страховой, не изменив ничего по существу. Между тем Суд, принимая решение, констатировал, что «размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения заработка». Что изменилось при замене непрерывного стажа соответствующей продолжительности на страховой стаж той же продолжительности? По большому счету ничего. Молодые работники объективно, в силу возраста не могут иметь длительный стаж, как непрерывный, так и страховой. Стаж в восемь лет можно заработать к 25 - 28 годам, начав трудовую деятельность в 18 - 20 лет.
Решили как всегда - без каких-либо обоснований и чтобы не потребовалось дополнительных расходов. Не учли главного - мотивированную часть соответствующего решения Конституционного Суда РФ, т.е. причину необходимости отказа от требования определенной длительности любого стажа, лишающего молодых работников права получать полноценное пособие наравне с другими работниками.
Проблема низких пособий у молодежи, когда заработки сравнительно невелики, а в семье маленькие дети, которых надо кормить, поить, одевать и учить, оказалась нерешенной, хотя она актуальна и остра. Невостребованным оказался и прошлый опыт нашей страны и других стран[4].
Требования длительного трудового стажа, с учетом которого дифференцируются размеры пособий по временной нетрудоспособности, носят, на наш взгляд, дискриминационный характер, они неосновательно ограничивают право молодых работников на получение пособия в достаточном размере и не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 19, ч. 2 ст. 39 и ч. 3 ст. 55. Представляется, что предписание Конституционного Суда РФ оказалось просто невыполненным. Сложившаяся ситуация, т.е. низкие пособия по временной нетрудоспособности для сравнительно молодых граждан, должна тревожить всех и прежде всего властные структуры, учитывая, что она отражается, в частности, на репродуктивном поведении молодежи, желании создавать семью, иметь детей и т.д. Ее нужно менять как можно быстрее (еще вчера, образно говоря), учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в стране.
В целях разрешения сложившейся ситуации считаем целесообразным по примеру ряда других стран установить равные размеры пособия по временной нетрудоспособности для всех застрахованных. Оно полностью соответствует Конституции РФ, ее ст. 19, и Конвенции № 102, а также ЕКСО. Вместо этого во властных структурах вынашиваются и озвучиваются предложения о дальнейшем постепенном повышении страхового стажа до 15 лет, необходимого для установления пособия в размере 100% заработка. Причем без какого-либо их обоснования, т.е. вновь ради сокращения расходов на выплату пособий и необходимости оптимизации законодательства.
[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 1 (1 ч.).- Ст. 18.
[2] Приказ ФТС РФ от 13.11.2008 № 1412 «Об утверждении Порядка выплаты работникам учреждений здравоохранения, находящихся в ведении ФТС России, и здравпунктов надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2009.- № 4.
[3] Захаров М.Л. Законодательство о страховых пособиях: современное состояние и тенденции дальнейшего развития / М.Л.Захаров // Журнал российского права.- 2016.- № 3.- С. 64 - 79.
[4] Захаров М.Л. Законодательство о страховых пособиях: современное состояние и тенденции дальнейшего развития / М.Л.Захаров // Журнал российского права.- 2016.- № 3.- С. 64 – 79.
|