Воскресенье, 24.11.2024, 16:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 42
Гостей: 42
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Психологическое и психотерапевтическое воздействие практики медитации

Психологическое воздействие

Хотя представление о медитации просто как о релаксации является крайним упрощением, в ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции. Переживания более опытных практиков включают глубокую умиротворенность, концентрацию и радость, сильные положительные эмоции любви и сострадания, глубокое проникновение в природу ума и различные трансцендентные состояния, охватывающие весь диапазон классического мистического опыта [13].

Медитация – способ налаживания диалога между сознанием и подсознанием. Во время медитации содержание подсознания «всплывает», проявляет себя в сознании. Медитативная практика способствует развитию интуиции, пробуждает ее, что может стать важным ресурсом в повседневной жизни, особенно при решении творческих, нестандартных задач.

Повышение способности восприятия дает возможность рассмотреть собственные психологические процессы и привычки. Одно из первых прозрений состоит в обнаружении того, насколько обычное состояние нашего ума бесконтрольно, бессознательно, непробуждённо и наполнено фантазиями. Классическое утверждение, что необученный ум подобен «буйной пьяной обезьяне» и что приручение ума — это «искусство искусств и наука наук», вскоре обретает для начинающего реальный смысл [38].

Интересно изучение (на основе теста Роршаха) восприятия людей, практикующих буддийскую медитацию, — от начинающих до просветлённых мастеров. Начинающие демонстрируют обычные реакции, в то время как испытуемые, обладающие большой степенью концентрации, видят на картах Роршаха не обычные образы животных и людей, а только светлые и темные узоры. Тот факт, что их ум менее склонен к преобразованию этих структур в организованные образы, соответствует утверждению, что концентрация фокусирует ум и уменьшает число ассоциаций.

Отчеты мастеров представляют неподдельный интерес, и вот почему. Во-первых, они рассматривали не только образы, но и само чернильное пятно как проекцию ума. Во-вторых, не проявляли никаких признаков инстинктивных конфликтов, будучи, по-видимому, свободными от конфликтов психологических, считаемых неотъемлемой частью человеческого опыта. Это соответствует классическому утверждению, что на высшей стадии медитации психологическое страдание может быть значительно ослаблено. Третья и четвертая особенности состояли в том, что мастера медитации организовывали свои реакции на все десять карт в последовательное развитие одной темы: учение о природе человеческого страдания и о возможностях его облегчения. Другими словами, они превратили тесты Роршаха в обучение для исследователей [50].

У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического и физического здоровья и саморегуляции.

В 2003 в институте физиологии СО РАМН были проведены системные психофизиологические исследования психоэмоционального состояния у практикующих Сахаджа йога медитацию с использованием методики ЭЭГ (электроэнцефалография – метод исследования функциональной активности мозга). По этой теме С.А. Голошейкиным [11-13] защищена диссертация «Психофизиологический анализ особенностей эмоциональной реактивности у лиц, практикующих медитацию».

Работа посвящена актуальной проблеме изучения влияния регулярной практики медитации на возникновение устойчивых функциональных изменений в психоэмоциональном пространстве у человека.

В результате было показано, что по сравнению с контрольными испытуемыми медитаторы характеризуются более высокой психоэмоциональной стабильностью, что находит свое отражение в более низких уровнях тревожности и нейротизма, расширенном спектре положительных эмоциональных переживаний, более быстром восстановлении после стрессирующих воздействий, а также лучшими способностями к идентификации и выражению эмоций [12].

Нейрофизиологические исследования О. Коёкиной [34] влияния трансцендентальной медитации на состояние сознания и активность мозга показывает, что постепенное развитие изменений в зависимости от продолжительности опыта и объёма практики сопровождается возникновением в активности мозга признаков, характерных для творческой деятельности и развития личности.

Исследования показывают, что людям, продолжительное время и с успехом практикующим медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности [65].

Терапевтическое действие

Медитативные практики, которые использовались нашими предками несколько тысяч лет назад для оздоровления и долголетия, получают всё больше признания в современной психотерапии.

Исследования показывают, что медитативные техники эффективны при лечении различных психологических нарушений, таких как тревожные состояния и невроз тревоги, фобии, посттравматические стрессы, бессонница, депрессия, пищевые расстройства, наркомания и алкоголизм.

При исследовании клинических показаний доказано, что медитация предотвращает перенапряжение, устраняет болевые ощущения, снижает уровень кортизола. Медитация используется для избавления от мышечного напряжения, тревожности, злоупотребления наркотиками. В результате медитации снижается артериальное давление, ритм дыхания и сердцебиения, электрическая активность кожи, усиливается приток крови к рукам и ногам[14].

В 2002 году Исследовательский центр естественной терапии при Королевской клинике для женщин в Сиднее провел исследования эффективности сахаджа медитации для людей с астмой средней и тяжелой степени, у которых все еще оставались выраженные симптомы. Группа продемонстрировала значительные улучшения в ключевых показателях эмоционального здоровья и качества жизни. Что наиболее важно - медитационный подход произвел значительные изменения в гиперреактивности дыхательных путей, что говорит о том, что этот метод действительно может оказывать воздействие на патофизиологические процессы [35].

В комплексном обзоре психологических эффектов медитации Шапиро и Жибер приводят примеры исследований, в которых обнаружено, что медитация снижает тягу к употреблению наркотиков, силу страхов и фобий [14].

Дж. С. Эверли и Р. Розенфельд [66] на основе своих клинических наблюдений и исследовательской работы делают вывод, что специфический процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Эксперимент института физиологии СО РАМН показал, что как и у всех нормальных людей, у медитаторов можно вызвать состояние эмоционального стресса. Однако, медитаторы, как оказалось, имеют дополнительные физиологические механизмы контроля, позволяющие им уменьшить разрушительное воздействие стресса на состояние психического и физического здоровья. Практическую ценность этого, пожалуй, нет нужды объяснять. Таким образом, регулярная практика медитации приводят к усилению психоэмоциональной стабильности, что находит свое отражение на состоянии субъективного эмоционального пространства, а так же характере функционирования центральной и вегетативной нервных систем [4, 12].

В статье «Психологические аспекты медитации» В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко описывают и проводят анализ общности ряда буддийских медитативных практик и современных психотерапевтических методик [48].

В самой Индии медитативные упражнения йоги успешно применяются в психиатрической практике, есть случаи излечения тяжелобольных людей [24].

Эффект дза-дзэн был использован в Японии в психотерапевтических целях. В этом направлении работали профессор Сома Морита (1874—1938) и его ученики из медицинской школы в Дзикэйкай. Впоследствии их идеи были развиты в медицинской школе Токийского университета. Заметный вклад в эту и ряд смежных проблем научного анализа дзэн внес японский психолог Кодзи Сато [49].

В диссертации В. В. Шлахтер [65] упоминается: исследования медитации доказали её положительное влияние на психологию развития человека, улучшение состояния здоровья, решение личных проблем и достижение успехов в избранной деятельности, облегчение обучения эффективному самоконтролю и овладению приёмами духовного саморазвития.

Одно хорошо контролируемое исследование показало положительное воздействие медитации на людей пожилого возраста. Группа престарелых, обслуживаемых на дому, средний возраст которых составлял 81 год, обученная ТМ, показала лучшие результаты по тестам обучаемости и психического здоровья, чем контрольная группа того же возраста, членов которой обучали релаксации, другим психическим техникам, или группа вообще не проходивших специальной подготовки. Наиболее удивительным было то, что по прошествии трех лет все медитирующие были живы, в то время как из не практиковавших ТМ, в живых осталось только 63 процента. В течение тысячелетий йоги утверждали, что практика созерцания способствует долгожительству, и это утверждение теперь невозможно игнорировать [50].

Систематизируя положительное влияние упражнений в медитации на человека, Ю. Л. Каптен [24] выделяет следующие основные аспекты:

Повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот, улучшение памяти.

Выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью; лечение психических заболеваний, ликвидация бессонницы.

Общее оздоровление организма, профилактика общих функциональных расстройств; повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям.

Повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты.

Выработка экстрасенсорных способностей, «сверхъестественных» возможностей человека.

После успешного проведения научных исследований по изучению реактивности головного мозга человека под влиянием трансцендентальной медитации в Институте мозга при РАМН и в Европейском Институте Махариши академик Н.Н. Любимов [34] вышел в Правительство России с предложением, обосновывающим применение этой технологии в учебных заведениях для преподавателей и студентов. Н.Н Любимов утверждал, что использование медитации сопровождается у человека улучшением восприятия раздражителей, улучшением интуиции, анализа раздражителей и совершенствованием локомоторных актов. Исследования под его руководством показали неоспоримые возможности этой технологии по мобилизации скрытых резервов мозга человека.

Помимо частных эффектов систематические медитации вызывают то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется, прежде всего, в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности начинают проявляться высшие ценности — доброта по отношению к окружающим, доброжелательность даже к малознакомым людям, способность к бескорыстным делам.

Таким образом, мы рассмотрели такие вопросы как теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник; анализ психофизиологических исследований медитации и научное обоснование медитации как средства достижения благоприятного психофизического состояния; психологическое и психотерапевтическое воздействие практики медитации на человека и пришли к выводу, что психологические особенности лиц, практикующих медитацию, изучены крайне мало. В связи с этим мы разработали собственное эмпирическое исследование, в котором используем следующие понятия:

Медитация – психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутреннем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности; пассивное в этом контексте означает отсутствие какой-либо мыслительной деятельности

(по Э. Дитриху [18]).

Психологические особенности, чувствительные к воздействию практики медитации: самоактуализация, ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, автономность, гибкость в общении; саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, закрытость, внутренняя конфликтность, самообвинение; субъективное переживание одиночества, зависимость от общения, позитивное одиночество; выраженность базовых духовных переживаний.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (26.02.2017)
Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%