Реформа российского пенсионного законодательства 2013 года привела к изменению юридического значения страхового стажа, а также содержанию периодов, засчитываемых в страховой стаж. По общему правилу, юридическое значение в системе пенсионного обеспечения придается общему, или смешанному, страховому стажу, т.е. исчисляемому вне зависимости от характера трудовой и иной деятельности, за которую подлежали начислению и уплате страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Впервые общий страховой стаж приобрел юридическое значение в системе пенсионного обеспечения граждан в 2001 году. Однако понятие «страховой стаж» было введено в российское законодательство еще в 1996 году[1]. Закон о трудовых пенсиях закрепил наличие страхового стажа общей продолжительностью не менее 5 лет в качестве одного из условий обеспечения трудовыми пенсиями по старости.
Напомним, что под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
При этом согласно ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж граждан РФ включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Если граждане РФ работали за пределами страны, данные периоды включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае добровольной уплаты ими страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях наравне с периодами работы и (или) иной деятельности в страховой стаж засчитываются периоды:
- прохождения военной и другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- получения пособия по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности;
- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (ранее период ухода не мог быть более 4,5 лет);
- получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
- проживания за границей супругов работников, направленных в консульские учреждения РФ, дипломатические и другие представительства РФ за границей и международные организации, Перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности;
- период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
При этом периоды, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях, засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 Закона о страховых пенсиях.
В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных ст. ст. 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Что касается страховых периодов за предыдущие годы, то в силу ч. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015[2] (далее - Правила), по выбору застрахованного лица.
Согласно Правилам периоды работы, иной деятельности и иные периоды подтверждаются документами, оформленными на бумажном носителе, либо электронными документами.
При этом периоды работы подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Если сведения учета содержат не всю информацию о периодах работы, они подтверждаются:
1) трудовой книжкой. Если трудовой книжки нет, а также если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение последних принимаются письменные трудовые договоры, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
2) трудовой книжкой членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве, записи в которой удостоверяются органом местного самоуправления, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;
3) письменным трудовым договором, оформленным по трудовому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений, - если трудовая книжка вообще не велась;
4) гражданско-правовым договором, оформленным по гражданскому законодательству, действовавшему на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей - при выполнении работ или оказании услуг по такому договору. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия гражданско-правового договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. Если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода внесения обязательных платежей;
5) авторскими или лицензионными договорами (при выполнении такой работы) и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;
6) трудовым договором или договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг физическим лицам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и др.) и которые зарегистрированы в профсоюзных органах, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;
7) договором между пастухом и коллективом граждан - владельцев скота (с отметкой об его исполнении) до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.
Следует иметь ввиду, что периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно или по другим причинам. Порядок подтверждения периодов работы установлен в разд. V Правил.
Периоды иной деятельности лица также подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия сведений или неполноты сведений периоды иной деятельности подтверждаются:
1) документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей - для подтверждения периодов индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных советов народных депутатов, периодов трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 01.01.1991. Указанные периоды (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 01.01.1991 подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей;
2) свидетельством об уплате ЕНВД для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами, - для подтверждения периодов осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальный предприниматель платил единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим УСНО, уплачивалась стоимость патента, подтверждаются до 01.01.2001 документом территориальных органов ПФР, а с 01.01.2001 - документом территориальных налоговых органов по форме согласно Приложению 1 к Правилам;
3) документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей - для подтверждения периодов деятельности в качестве:
- глав крестьянских (фермерских) хозяйств;
- частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
4) документом соответствующей общины и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей - для подтверждения периода деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
5) справкой организации об уплате обязательных платежей с суммы вознаграждения за созданное произведение - для подтверждения периодов творческой деятельности.
Периоды иной деятельности, которая выполнялась гражданами, в отношении которых законодательством РФ установлены обязательства по уплате обязательных платежей по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате обязательных платежей.
Иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, которые засчитываются в страховой стаж, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. При отсутствии каких-либо сведений или наличии неполных сведений периоды подтверждаются следующими документами:
1) военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения военной или другой приравненной к ней службы;
2) документом работодателя либо территориального органа ФСС о периоде выплаты пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности работника;
3) свидетельствами о рождении, браке, смерти, паспортом, справками жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста 1,5 лет, документами от работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и другими документами, подтверждающими период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им указанного возраста;
4) справкой службы занятости населения по форме Приложения 2 к Правилам - для подтверждения периода получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда или переселения по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) документами учреждения, исполняющего наказания, - в подтверждение периода отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей; документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданным в установленном порядке;
6) документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей, - периоды содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Эти периоды засчитываются в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке;
7) документами ОВД и документом о реабилитации - в подтверждение периода пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) либо пребывания под надзором с ограничением прав и свобод;
8) решением органа, отвечающего за пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно Приложению 3 к Правилам и документом, удостоверяющим факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов), - для подтверждения периода ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или лицом, достигшим возраста 80 лет.
При этом факт и период нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. А в качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт и др.;
9) справками воинских частей (иных организаций), военных комиссариатов по форме согласно Приложению 4 к Правилам - для подтверждения периода проживания супругов военнослужащих, имевшего место до 01.01.2009. Если данный период имел место после 01.01.2009, также прикладывается справка из службы занятости;
10) справками государственных органов (организаций), направлявших сотрудника за границу для работы в представительствах и консульствах (по форме Приложения 5 к Правилам).
Закон о страховых пенсиях в качестве условия назначения страховой пенсии по старости предусматривает наличие не менее 15 лет страхового стажа. В целях адаптации граждан к новому правовому механизму законодателем предусмотрен поэтапный переход к новым требованиям (приложение № 3 к Закону о страховых пенсиях). Продолжительность общего страхового стажа также учитывается при определении права федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава на назначение доли страховой пенсии по старости. Так, для назначения доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, указанные категории граждан должны иметь не менее 12 полных месяцев страхового стажа (работы и (или) иной деятельности) после назначения пенсии за выслугу лет.
Тем не менее продолжительность общего страхового стажа по-прежнему не учитывается при обеспечении страховыми пенсиями по инвалидности и по потере кормильца. Для их назначения достаточно наличия хотя бы одного дня страхового стажа[3].
Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся[4]. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. В свете вышесказанного, полагаем целесообразным согласиться с А.В.Менкеновым, считающим, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования[5].
Считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.
Помимо общего страхового стажа юридическое значение в системе пенсионного обеспечения имеет специальный страховой стаж, который может быть определен как периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями, в особых природно-климатических условиях или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов[6]. Действующее пенсионное законодательство позволяет включать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовых пенсий, лишь периоды определенной трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию[7]. Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Закону о страховых пенсиях, может быть квалифицирован как специальный страховой стаж.
Длительное время российское пенсионное законодательство не предусматривало уплаты за застрахованных граждан, работавших в особых условиях, дополнительных страховых взносов. Результатом этого являлось перераспределение дополнительной финансовой нагрузки, связанной с досрочным назначением таких пенсий, на пенсионную систему в целом. Как отмечает В.М. Долотов, такая ситуация позволяла работодателю, имевшему неудовлетворительные условия труда, но не несущему финансовой ответственности за досрочные пенсии, решать вопросы укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда, не принимая радикальных мер по улучшению условий труда[8].
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ[9] с 1 января 2013 года были введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей, имеющих неблагоприятные условия труда. В этой связи начисление и уплата дополнительных страховых взносов стали условием зачета соответствующих периодов работы с 1 января 2013 года.
Тем не менее остается неурегулированным вопрос финансирования периода досрочной выплаты трудовых пенсий тем льготным категориям работников, в отношении которых дополнительные тарифы не установлены (категории, перечисленные в подп. 1, 19 - 21 п. 1 ст. 30, ст. 31 Закона о страховых пенсиях). К их числу, в частности, относятся лица, работающие в районах Крайнего Севера, граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене, в театрах или театрально-зрелищных учреждениях.
Закон о страховых пенсиях сохранил преемственность с ранее действовавшим законодательством. Так, сохранен общий подход к определению содержания страхового стажа как совокупности страховых и нестраховых периодов.
К первым относятся периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, т.е. лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию.
Ко вторым - периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.
В литературе[10] одним из недостатков Закона о трудовых пенсиях назывался отказ от зачета в страховой стаж ряда периодов, учитывавшихся при определении продолжительности общего трудового стажа.
Так, за чертой страхового стажа остаются такие важные, социально значимые периоды, как подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; нахождение на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности[11].
Тем не менее Законом о страховых пенсиях перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, пересмотрен не был. Законодателем была лишь увеличена общая продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитываемого в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности (подп. 3 п. 1 ст. 12 Закона).
Как и Закон о трудовых пенсиях, Закон о страховых пенсиях (подп. 2 п. 1 ст. 12) предписывает включать в страховой стаж лишь «период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности». Однако период получения пособия по временной нетрудоспособности и период временной нетрудоспособности во времени не совпадают.
Работник получает пособие после окончания периода временной нетрудоспособности, т.е. когда он «закрывает» больничный лист и выходит на работу. Под периодом получения пособия законодатель, несомненно, имеет в виду период освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью, если за этот период полагалось получение соответствующего пособия[12].
Кроме того, при буквальном толковании рассматриваемого подпункта получается, что в страховой стаж может быть засчитан лишь период получения пособия по временной нетрудоспособности. Таким образом, получается, что период получения пособий по беременности и родам не включается.
В свете вышесказанного, в целях совершенствования действующего законодательства, считаем целесообразным изложить подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях в следующей редакции:
«...период освобождения от работы, за который начислялось пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам».
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства в части страхового стажа.
[1] Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- № 14.- Ст. 1401.
[2] Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства РФ.- 2014.- № 41.- Ст. 5545.
[3] Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В.Менкенов // Социальное и пенсионное право.- 2015.- № 3.- С. 23 – 26.
[4] Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения / М.В.Лушникова, А.М.Лушников.- 2-е изд., доп.- М.: Юстицинформ, 2009. С.159.
[5] Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В.Менкенов // Социальное и пенсионное право.- 2015.- № 3.- С. 23 – 26.
[6] Менкенов А.В. Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2013. С.81.
[7] Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 28.- Ст. 2872 (Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665).
[8] Долотов В.А. Досрочные пенсии в Российской Федерации: Учеб. Пособие / В.А.Долотов.- Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2005. С.7.
[9] Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.- 2012.- № 50 (ч. 5).- Ст. 6966.
[10] См., например, Вихров Д.Г. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2001. С.22; Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан РФ / Ю.Б.Корсаненкова // Вестник РГГУ.- 2013.- № 3(104).- С. 123 – 129.
[11] Указанные периоды включались в общий трудовой стаж, учитывавшийся при определении права на пенсии и их размеры, согласно Закону РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1990.- № 27.- Ст. 351 (утратил силу).
[12] Куприян С.В. Обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой: дисс. ... канд. юрид. наук.- М., 2005. С.136.
|