Специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда[1].
В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочную трудовую пенсию имеют:
- проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
- осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
- осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- некоторые другие лица.
В отношении специального трудового стажа действуют особые правила исчисления, которые зависят от списков профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781[2]. Также при исчислении специального трудового стажа по старости применяют с учетом разъяснений Минтруда России Список № 1 и Список № 2[3].
Для примера остановимся наиболее подробно на особенностях исчисления специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден, как уже отмечалось выше, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным лицам, утвержденных данным Постановлением, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). А вот начиная с 1 сентября 2000 г. - только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных указанными Правилами.
Пункт 6 этих Правил предусматривает включение работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 разд. «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В случае возникновения судебного спора вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых человеком функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).
Пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением от 29.10.2002 № 781, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, включается только время работы в должности воспитателя и старшего воспитателя в учреждениях здравоохранения, указанных в п. 1.14 разд. «Наименование учреждений» списка. К таким учреждениям отнесены дома ребенка (в том числе специализированные), детские санатории всех наименований (для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологических больных). Вместе с тем п. 13 Правил в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости (т.е. пенсию за выслугу лет), засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в таких структурных подразделениях учреждений (независимо от того, предусмотрены эти учреждения в списке или нет), как общеобразовательные школы всех наименований и др. Если школа является структурным подразделением детского санатория, время работы в такой школе, по мнению экспертов, должно включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Итак, законодательно закреплен перечень, установлен список должностей и работ, дающих право на досрочную пенсию, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.
Наиболее частые из них:
- ненадлежащее оформление трудовой книжки - 36%;
- в представленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда - 52%;
- отсутствие штатного расписания - 2%;
- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится - 2%;
- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии, - 5%;
- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период, - 3%[4].
Таким образом, возникновение права на льготное пенсионное обеспечение, обусловленное характером и условиями труда, определяется сложным юридическим составом, элементами которого являются: наличие специального трудового стажа, общего трудового (страхового) стажа и достижение пенсионного возраста, определенных законодателем.
Практическая же реализация права на досрочную пенсию, как правило, сопряжена с определенными трудностями. Так, например, доноры должны быть готовы к тому, что после выхода на льготную пенсию ПФР все дни отдыха за сдачу крови исключит из льготного стажа.
С этим, к примеру, столкнулся врач, которому в назначении пенсии было отказано по причине того, что, с точки зрения пенсионного фонда, в эти дни он лечебной деятельностью не занимался. Однако Московский областной суд в Апелляционном определении от 01.07.2013 № 33-11318/2013 решил, что донорские дни являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, которые подлежат включению в специальный стаж работы, в связи с чем у врача возникло право на досрочное назначение пенсии[5].
Кроме того, суд напомнил, что в соответствии с письмом ПФР от 07.12.1998 № 06-28/10740 работникам, являющимся донорами (ст. 114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку № 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Аналогичное решение содержится в Апелляционном определении Оренбургского областного суда от 13.03.2013 № 33-1663/2013[6]. При этом, Оренбургский областной суд указал, что Иск о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворен правомерно, так как донорские дни являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, которые подлежат включению в специальный стаж работы, в связи с чем у истицы возникло право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, специальный стаж необходим для досрочного назначения пенсии в отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).
Перечень видов работ, периоды трудовой деятельности на которых подлежат подтверждению, и порядок их подтверждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н[7].
В заключение отметим, что, как отмечает М.Гончарова, как правило, органы ПФР отказывают в назначении досрочной трудовой пенсии:
1. По причине исключения из стажа работы по специальности следующих периодов: нахождение работника на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, отпуске по уходу за ребенком, а также служба в рядах Вооруженных Сил РФ.
2. Ввиду несоответствия выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, который дает право на досрочное назначение пенсии.
3. Вследствие невыполнения нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)[8].
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости является одним из самых часто рассматриваемых судами вопросов в части пенсионного обеспечения, так как больше всего исков подается гражданами именно в связи с правом на досрочную пенсию[9].
Приведем примеры рассмотрения судами указанных дел.
Так, в мае 2010 года гражданин Б. обратился в Советский районный суд г. Самары с исковым заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Гражданский иск был подан к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самары и Отделению Пенсионного фонда РФ по Самарской области.
В своем исковом заявлении гр. Б. указал, что 14.12.2009 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Комиссия отказала в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, не включив в специальный стаж период с 21.05.1985 по 31.07.1991. Считает действия пенсионного органа неправомерными, просит включить в специальный стаж указанный период и обязать УПФ РФ в Советском районе г. Самара назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 12.01.2010.
Выслушав показания сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, судом было установлено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии возникло у Б. с 12.01.2010. Таким образом, суд приходит к выводу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Б. с момента возникновения права, т.е. с 12.01.2010.
В решении Советского районного суда г. Самара от 17 мая 2010 года по гражданскому делу N 2-2112/10 суд решил исковые требования Б. удовлетворить, признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Самара включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период с 21.05.1985 по 31.07.1991 и назначить Б. досрочно трудовую пенсию по старости с 12.01.2010[10].
В качестве еще одного примера можно ознакомиться с Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 16-В09-15[11].
Так, И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Новоаннинском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на то, что согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Новоаннинскому району от 31 января 2008 года № 7 отказано в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в связи с тем, что периоды ее работы с 3 декабря 1981 года по 1 июля 1983 года в должности руководителя кружка Дома пионеров и с 1 ноября 1999 года по 31 августа 2003 года в должности воспитателя группы продленного дня Новокиевской средней школы не подлежат зачету в специальный стаж.
Решением Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 30 января 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 апреля 2009 года, иск удовлетворен. Суд признал решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоаннинском районе Волгоградской области от 31 января 2008 г. № 7 об отказе в установлении пенсии И. незаконным, а также обязал ответчика включить в педагогический стаж И. период работы с 3 декабря 1981 г. по 1 июля 1983 г., приходящийся на работу в должности руководителя кружка Дома пионеров, период работы с 1 ноября 1999 г. по 31 августа 2003 г. в должности воспитателя группы продленного дня Новокиевской средней школы. Кроме того, суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоаннинском районе Волгоградской области назначить и выплатить И. досрочную трудовую пенсию по старости с 25 декабря 2007 г.
В надзорной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоаннинском районе Волгоградской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев указанное гражданское дело, указала, что в удовлетворении иска об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и об обязании назначить досрочную трудовую пенсию отказано правомерно, так как выводы о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности в должности руководителя кружка и в должности «педагог дополнительного образования» являются ошибочными.
Отдельного внимания, с нашей точки зрения, заслуживает рассмотрение вопроса о специальном трудовом стаже для установления компенсационных надбавок к заработной плате.
Для получения ряда государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходим специальный трудовой стаж, порядок установления и исчисления которого устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Дополнительные гарантии и компенсации должны предоставляться в порядке и на условиях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, устанавливающими соответствующие гарантии и компенсации[12].
С наличием специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях непосредственно связано право работника на получение процентной надбавки к заработной плате, а также некоторые другие гарантии и компенсации в области социального обеспечения и жилищных правоотношений.
Со стажем работы связано также право работника на оплату за счет средств работодателя стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также провоза багажа, однако в данном случае учитывается не весь накопленный стаж работы работника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а лишь стаж работы в конкретной организации, поскольку право на компенсацию расходов возникает у работника один раз в два года.
Такие же гарантии и компенсации, как право на дополнительный отпуск, на выплату районного коэффициента, гарантии медицинского обслуживания, гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями, гарантии, предоставляемые при расторжении трудового договора, не связаны с наличием у работника специального стажа работы. Право на получение большинства гарантий и компенсаций возникает у работника при заключении трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В настоящее время основные вопросы исчисления трудового стажа для получения гарантий и компенсаций определяются Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера», а также инструкциями Минтруда РСФСР[13]. Кроме того, для определения районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера[14].
Таким образом, глава 50 ТК РФ в полной мере проявляется дифференциация трудового законодательства, основанием для которой является территориальное расположение места выполнения работы работником. Труд, осуществляемый в экстремальных климатических условиях, требует повышения уровня предоставляемых работникам гарантий и компенсаций. В свою очередь, данные гарантии и компенсации делятся на государственные, устанавливаемые исключительно ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, и дополнительные. Предоставление государственных гарантий и компенсаций является обязанностью всех работодателей, труд работников которых осуществляется в соответствующих местностях, независимо от формы собственности организации и источников финансирования.
Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Такие гарантии и компенсации устанавливаются, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. Гарантии и компенсации предоставляются работникам в связи с заключением трудового договора, прекращением его по некоторым основаниям, по оплате труда, при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в некоторых других случаях. Для получения ряда гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходим специальный трудовой стаж.
Подводя итоги проведенного в рамках настоящей главы исследования, можно сформулировать следующие основные выводы.
Анализ различных видов стажа позволяет нам говорить о необходимости дальнейшего совершенствования действующего законодательства РФ в данной части.
1. Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности независимо от имевшихся перерывов. Ранее общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002 г. В настоящее время для назначения страховой пенсии по старости требуется страховой стаж. Тем не менее, понятие общего трудового стажа не утратило юридического значения и продолжает применяться. В частности, от общего трудового стажа зависит размер пенсии по старости или по инвалидности, а также пенсия по случаю потери кормильца.
Наряду с общим трудовым стажем применяется и непрерывный трудовой стаж, который учитывается, в частности, при определении размера причитающегося работнику пособия по временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Также непрерывный трудовой стаж применяется в ряде случаев, в частности при определении права на получение различных доплат и надбавок к заработной плате, предоставлении дополнительного отпуска отдельным категориям работников.
2. Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Различия трудового и страхового стажа заключаются в том, что страховой стаж - понятие более широкое, он включает в себя весь трудовой и несколько прочих периодов. То есть общий трудовой стаж обычно меньше, чем страховой.
В целях совершенствования действующего законодательства о страховом стаже, полагаем необходимым производить обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, вне рамок системы обязательного пенсионного страхования. В этой связи считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.
Кроме того, считаем целесообразным изложить подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях в следующей редакции: «...период освобождения от работы, за который начислялось пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам».
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства в части страхового стажа.
3. Специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда. Иными словами, специальный стаж необходим для досрочного назначения пенсии в отличающихся от нормальных условиях труда либо по определенной профессии, должности (педагоги, медики и др.).
В отношении специального трудового стажа действуют особые правила исчисления, которые зависят от списков профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Вместе с этим досрочное назначение трудовой пенсии по старости является одним из самых часто рассматриваемых судами вопросов в части пенсионного обеспечения, так как больше всего исков подается гражданами именно в связи с правом на досрочную пенсию, что также предопределяет необходимость совершенствования законодательства в части специального стажа.
[1] Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее / Т.А.Маслова.- М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012.- Вып. 10. С.42.
[2] Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2009) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 44.- Ст. 4393.
[3] Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (ред. от 02.10.1991) // Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению.- 1992.
[4] Дождикова С. Проблемы назначения досрочных трудовых пенсий / С.Дождикова // Трудовое право.- 2013.- № 9.- С. 33 - 42.
[5] Апелляционное определение Московского областного суда от 01.07.2013 по делу № 33-11318/2013 // СПС КонсультантПлюс.
[6] Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 13.03.2013 по делу № 33-1663/2013 // СПС КонсультантПлюс.
[7] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» // Российская газета.- 2011.- № 113.- 27 мая.
[8] Гончарова М. Право на пенсию восстановит суд / М.Гончарова // ЭЖ-Юрист.- 2012.- № 1-2.- С. 10.
[9] Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
[10] Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
[11] Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2009 № 16-В09-15 // СПС КонсультантПлюс.
[12] Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников: учебное пособие / И.Я. Белицкая, М.А. Бочарникова, М.О. Буянова и др.; под ред. Ю.П. Орловского.- М.: КОНТРАКТ, 2014. С.122.
[13] Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (ред. от 11.07.1991, с изм. от 01.12.2015) // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был); Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255» // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был).
[14] Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029» (ред. от 03.03.2012) // СП СССР.- 1983.- № 5.- Ст. 21.
|