Помимо горя утраты пропажа человека влечет и проблемы юридического характера - как быть с имуществом пропавшего лица, каким образом содержать его иждивенцев и т.д.
Гражданское законодательство России предусматривает специальные правовые процедуры охраны имущества безвестно отсутствующих лиц и погашения их обязательств.
Закон различает признание лица безвестно отсутствующим и объявление умершим. Если суд признал гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. Его имущество не наследуется и находится под охраной. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. Правовые последствия в этом случае наступают такие же, как и при смерти человека. Однако объявление гражданина умершим производится, если с момента исчезновения человека прошло пять лет, и лишь в исключительных случаях - через шесть месяцев (ст.45 ГК РФ). Поэтому в большинстве случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно отсутствующим.
Статья 42 ГК РФ устанавливает: "Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года".
К заинтересованным лицам относятся не только члены семьи пропавшего или его предполагаемые наследники. Таковыми являются и кредиторы лица, т.е. граждане и организации, перед которыми без вести пропавший имел обязательства (долги).
Согласно ст.277 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя (последнему известному месту жительства). В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие его безвестное отсутствие. Следующий этап действий заинтересованных лиц - обращение в орган местного самоуправления. После вступления решения суда в законную силу необходимо обратиться в местную администрацию (по последнему известному месту жительства гражданина). Дело в том, что гражданское законодательство предусматривает необходимость передачи имущества отсутствующего человека в управление.
Орган опеки и попечительства обязан в соответствии со ст.43 ГК РФ подыскать для имущества управляющего и заключить с ним договор доверительного управления. Повторим, что заинтересованы в этой процедуре не только члены семьи. Наверняка немалый интерес могут иметь те, кому пропавший гражданин остался должен.
Действующее законодательство не уточняет, какое именно подразделение органа местного самоуправления должно выполнять указанную функцию. Есть лишь указание ст.34 ГК РФ о том, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности этих органов в соответствии с Конституцией РФ решаются каждым регионом самостоятельно. Следовательно, законодательством субъекта Федерации исполнение функций по охране имущества безвестно отсутствующих лиц может быть возложено на какие-либо структурные подразделения местных администраций. В большинстве субъектов Федерации этот вопрос не решен, и следовательно, муниципальный исполнительный орган обязан сам совершать в необходимых случаях указанные действия.
Итак, любое заинтересованное лицо может подать на имя главы администрации (иного органа местного самоуправления) заявление примерно следующего содержания:
«Решением ________ суда от ____________ года
гражданин ______________________________ признан безвестно отсутствующим.
Ему принадлежит имущество _______________ (перечислить, если о наличии имущества заявителю известно).
Над данным имуществом требуется установить постоянное управление в целях его охраны, а также в целях погашения обязательств гражданина. На основании ст.43 ГК РФ прошу вас назначить доверительного управляющего имуществом гражданина (здесь указать отсутствующего) и заключить с ним договор доверительного управления».
Заявитель может предложить себя в качестве управляющего. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в том договоре доверительного управления, который будет заключать орган местного самоуправления.
К содержанию данного договора законодательство предъявляет ряд требований, закрепленных ст.ст. 1012-1026 ГК РФ.
Обязанности управляющего состоят в том, чтобы охранять имущество, заботиться о его надлежащем состоянии. В договоре с управляющим может быть прямо указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые действия - продавать, сдавать в аренду и т.д. И только для недвижимого имущества закон устанавливает специальное требование - о возможности управляющего распорядиться недвижимостью должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное ему имущество или предоставлять его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие лица имеют право пользоваться таким имуществом на основании закона).
Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задолженности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст.37 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявит требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному "заместителю" должника) и проведет изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст.80 Семейного Кодекса Российской Федерации, орган опеки и попечительства (районный отдел образования).
Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст.19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст.34 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.
Кредиторам следует знать, что на случай исчезновения их должника закон предусматривает специальные правила обращения с его имуществом. Но, к сожалению, не всегда о них известно местной администрации, от которой зависит многое в соблюдении установленного законом порядка. Заметим, что при отказе обязанного органа в назначении управляющего у заинтересованных лиц есть право обращения в суд с обжалованием неправомерного отказа.
Совершенно иначе можно поступить, оказавшись в роли члена семьи пропавшего лица. Вполне понятно, что назначение управляющего над имуществом не представляет в этом случае интереса. Как и происходит чаще всего в жизни, семья не предпринимает никаких мер по обращению в суд, а по истечении установленного ст.45 ГК РФ пятилетнего срока инициирует объявление лица умершим. При этом движимое имущество безвестно отсутствующего фактически реализовано, остается унаследовать лишь недвижимость. Если за все пять лет кредиторы пропавшего без вести лица не предпринимали попыток взыскать долги, то в случае предъявления требований к правопреемникам последние могут смело ссылаться на пропуск срока исковой давности.
Таким образом, подача заявлений о признании лица безвестно отсутствующим и назначении управляющего над имуществом со стороны членов его семьи (детей, супруги, других родственников) может быть вызвана лишь необходимостью реализации недвижимого имущества или транспорта, распоряжение которым требует присутствия собственника.
Таким образом, можно выделить следующие проблемы нормативного регулирования особого производства, а также основные пути их решения:
1. Возникновение спора о праве, рассмотрение которого отнесено к подведомственности судов, исключает возможность рассмотрения дела в порядке особого производства. Эта существенная особенность дел особого производства, отражённая в законе, имеет важное значение для практики рассмотрения дел.
Последствия возникновения спора о праве ведут к тому, что суд, оставив заявление без рассмотрения, должен разъяснить заинтересованному лицу (заявителю) и тем лицам, которые возбудили спор о праве, что они могут разрешить возникший спор о праве в порядке искового производства путём предъявления иска подачей искового заявления на общих основаниях с учётом подведомственности спора либо в арбитражный суд, либо в суд общей юрисдикции.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации не содержит положения о том, обязательно для суда данное органами опеки и попечительства заключение или нет. Исходя из суждения о том, что такое заключение можно приравнять к экспертному, к разрешению указанного вопроса следует подходить через ст.78 ГПК РФ. В соответствии с ней заключение эксперта для суда необязательно и оценивается им по правилам, установленным в ст.56 ГПК РФ, то есть суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Несогласие суда с заключением обосновывается в решении по делу.
3. Если усыновляемый достиг возраста десяти лет, то в соответствии со ст.132 Семейного Кодекса Российской Федерации для усыновления необходимо согласие ребенка. При этом следует выяснить его отношение к усыновителям, характер установившихся между ними отношений, какие чувства он к ним испытывает. В этой связи представляет интерес правовая норма Гражданского кодекса Франции: "Могут быть усыновлены только дети, знакомые с усыновителями в течение, по меньшей мере, шести месяцев". Такое требование закона оправданно, так как исключает возможность усыновления детей случайными людьми, помогает ближе познакомиться усыновителям и усыновляемым. Было бы целесообразно ввести аналогичную норму в российском законодательстве.
4. Можно выделить два основания отказа во внесении исправлений записей актов гражданского состояния: объективная невозможность внесения исправлений и ошибка должностных лиц, работников загса, считающих, что внести исправление в запись невозможно. В первом случае профессиональные качества должностных лиц никак не связаны с действиями по исправлению неправильностей. По этой причине, на мой взгляд, является не вполне обоснованным исключение дел данной категории из особого производства по новому ГПК РФ и отнесение их к делам по жалобам на неправомерные действия должностных лиц. Я считаю, что данное обстоятельство никак не будет стимулировать работу работников органов загса и приведет к пустым и ненужным спорам о защите "чести мундира" и даже к результату обратного свойства. Чтобы не быть ответчиками в суде, указанные должностные лица вполне могут начать вносить исправления в книгах актов записей гражданского состояния и в тех случаях, когда для этого нет достаточных оснований.
5. Необходимо отметить, что новое гражданское законодательство сократило виды сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению. Представляется, что в целях обеспечения защиты интересов детей нотариальному удостоверению должны подлежать все сделки, направленные на отчуждение имущества детей. По соглашению сторон любую сделку можно совершить в нотариальной форме. Речь идет о сделке как правомерном действии. Надо полагать, что предложение о нотариальной форме сделки может быть заявлено как ребенком, так и его представителем. В случае сомнения относительно подлинности документа нотариусу следует отложить совершение нотариального действия и истребовать дополнительные подтверждения от компетентных органов либо иным образом проверить личность. Судебной практике известны случаи, когда лица, обратившиеся к нотариусу за удостоверением сделки, использовали документы других граждан.
6. Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализацию усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований. Тем не менее, защита прав и интересов биологических родителей при усыновлении оставляет желать лучшего. Особенно часто их права и интересы игнорируются при международном усыновлении.
Представляется, что при рассмотрении дел об усыновлении следует в равной степени ответственно руководствоваться как принципом защиты прав и интересов детей, так и принципом защиты прав и интересов биологических родителей.
7. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. сказано: "При подготовке дела к судебному разбирательству судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников". Возникает вопрос: с кем же судья будет это обсуждать, рассматривая дело об усыновлении единолично? С потенциальными усыновителями? Но они, как правило, всегда против участия биологических родителей в процессе, ибо считают это нежелательным. С органами опеки и попечительства и региональными управлениями образования? Но если они уже передали сведения о ребенке потенциальным усыновителям без правовых на то оснований, то, конечно же, и далее будут отстаивать свои позиции и будут выступать против привлечения к судебному процессу родителей, тем более их родственников. Как видим, на практике соблюдение "тайны усыновления" при условии объединения двух дел (об установлении усыновления и признания причин неучастия родителей в воспитании и содержании детей более 6 месяцев неуважительными) в единый процесс приводит, как правило, к отстранению от судебного разбирательства биологических родителей.
В связи с изложенным весьма актуальным представляется четкое определение границ усыновления как юридического процесса с тем, чтобы максимально соблюсти законные права и интересы биологических родителей.
|