Танец маленьких лебедей, написанный в темпе allegro moderato ярко контрастирует с вариацией Одетты. Его мелодика, ритмика, инструментовка (преобладают деревянные духовые; тему ведут два гобоя, поддержанные фаготом) придают музыке игриво-юмористический характер. [11, с. 99]
Для этого танца подходят танцовщицы преимущественно небольшого роста. При выборе артисток необходимо обратить внимание, насколько успешно они справляются с мелкой техникой. Если ноги мягкие, со слишком эластичными мышцами, тогда во время исполнения они будут вязнуть и не успевать за достаточно быстрым темпом танца. Конечно, можно справиться с этой проблемой путем упорных тренировок.
Танец состоит из восьми частей, и необходимо распределять свои силы и контролировать дыхание во время исполнения.
Выход осуществляется из точки 6, девушки выстраиваются в диагональ, поза croise, правая нога – опорная. Голова повернута к правому плечу. Руки перекрещены и остаются в этом положении на протяжении всего танца, правая рука сверху левой руки соседки справа.
У Л. Иванова в танце маленьких лебедей заключена глубокая мысль о неразлучной верности-дружбе, что и выражается в сцепленных руках, в одинаково исполняемых движениях. Зритель это хорошо чувствует, понимает большую мысль, вложенную в танец. Мысль о верности, заключенная в этом большом по внутреннему содержанию номере, полностью соответствует главной идее спектакля – верности любви принца и Одетты. [9, с. 114]
Два такта вступления пропускаем, на 3-ий и 4-ый голова делает круговое движение справа налево через верх. В то же время левая нога подтягивается сзади в V позицию. Когда голова, закончив круговое движение, повернулась к левому плечу, следует pas tombé на левую ногу, правая приходит sur le cou-de-pied спереди.
Исполняем pas emboîtés с продвижением направо по пологой диагонали. На 6-ой такт – pas jeté в arabesque на effacée, голова вместе с прыжком приходит в точку 3. Pas de bourrée проходящее, заканчивается в V позиции, голова остается в том же положении. На 7-ой такт из V позиции идет sissonne simple с левой ногой sur le cou-de-pied спереди, голова поворачивается налево. На 8-ой такт – plié на правой ноге, голова – к правому плечу. Вся комбинация повторяется в другую сторону. Я предлагаю представить часы со стрелкой, которая сначала показывает на час, затем на одиннадцать. Мы стоим в центре этих часов и двигаемся вдоль стрелки. Этот образ помогает ясно понять направление движения. Колени максимально раскрыты в стороны, стараемся сохранять выворотное положении в ногах. Голова проходит через низ от левого плеча к правому, спина остается прямой, плечи опущены, шея не зажата. Необходимо активно продвигаться из одной части сцены в другую, исполняя pas emboîté. Четвертый, последний раз продвижение слабее с целью закончить на середине сцены для начала второй части.
За последним разом sissonne simple заканчивается в V позиции, и начинается следующая комбинация: entrechat-six – sissonne simple – entrechat-six – sissonne simple – 4 échappés. При этом идут активные и четкие повороты головы: первое entrechat – голова повернута направо, на sissonne simple правой ногой голова резким движением поворачивается налево, снова entrechat – голова сохраняет положение, а на sissonne simple левой ногой поворачивается направо. При приземлении в V позицию, голова поворачивается налево и двигается через низ к правому плечу, в то время как в ногах – 4 échappés. Следим за высоким passé во время sissonne simple, делаем небольшую задержку в этом положении. Entrechat-six исполняем с глубоким занесением ног, помним, что заноски делаются не нижней частью ног, а верхней. Часто встречающаяся ошибка – нечеткие V позиции после sissonne simple и во время éсhappés. Ноги в позицию должны приходить в соответствии с правилом: ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги. [2, с. 21]
На протяжении этой части танца ощущаем, что двумя плечами мы двигаемся назад. Т.о. за время исполнения этой комбинации мы поднимаемся выше от авансцены. В поворотах головы в профиль – синхронность и четкость.
Следующая часть – relevés в arabesque через проскальзывание 8 раз. После четвертого échappé на последний такт музыкальной фразы голова делает круговое движение справа налево через верх. На счет "и" новой музыкальной фразы вынимаем правую ногу через sur le cou-de-pied вперед, проскальзываем кончиком носка по полу и через relevé встаем в arabesque в точку 3. Рабочая нога поднимается назад на 45˚, необходимо следить за одинаковой высотой ноги у всей четверки. Рабочая нога из arabesque проводится через passé, вынимается вперед и снова скользит по полу до последующего вскока в точку 8. Во время исполнения этого движения следим за выворотным проведением ноги через passé, колено предельно отведено в сторону и задерживается там как можно дольше. Такое ощущение, что подвижна только нижняя часть ноги, от колена. Голова проводится через полукруговое движение через низ, а при каждом вскоке голова приходит поочереди то в точку 2, то в точку 8. Образно это движение означает попытку оторваться от земли, как все птенцы стремятся к полету. Как описывает В.М. Красовская, "девушки-подростки то плыли, слегка покачиваясь на волнах, то, взбив воду, уходили в спокойную заводь, то шаловливо вспархивали над водой, то ныряли". [8, с. 488]
За предыдущую комбинацию мы продвинулись снова к авансцене. Последний arabesque исполняется по направлению в точку 8. Делаем tombé на правую ногу, левая – sur le cou-de-pied сзади, положение croisé, голова повернута направо, смотрим через локоть вниз. Теперь двигаемся по диагонали наверх в точку 6. Четыре pas émboîtés с pas jеté в сторону и relevé на левой ноге, правая открывается á la seconde на 45˚, следим за одинаковым уровнем ноги. За последним четвертым разом после relevé рабочей ногой делаем flic и преходим на исполнение pas de chat.
Двигаемся по диагонали в точку 2, и за 15 прыжков доходим до противоположного угла сцены. На протяжении движения сохраняется диагональное построение четверки, голова повернута направо, взгляд направлен вниз и в даль. Должны прослеживаться две собранные в прыжке ноги во время зависания в воздухе. С этим требование нелегко сразу справиться, но нужно обязательно стремиться исполнять pas de chat без видимых усилий. Если силы на исходе, как это обычно бывает у исполнителей, ни в коем случае нельзя позволить вязнуть в полу. Ошибки, которые могут появиться во время исполнения данного движения – это завернутое колено левой ноги и невыворотный сход при приземлении левой стопы. Необходимо контролировать отведение колена в сторону и следить, чтобы приземление после прыжка исполнялось со стремлением пятки вперед.
Шестая часть – Pas émboîtés. На последний такт музыкальной фразы – pas tombé вперед, левая нога приходит sur le cou-de-pied сзади. C pas coupé начинаем делать по четыре pas émboîtés вперед и назад. Во время pas émboîtés вперед ноги вытянуты в коленях, но могут расходиться в разные стороны. Чтобы это предотвратить, стремимся их скрещивать, тогда добьемся требуемого результата. Голова повернута в профиль, налево. Корпус меняет положение: при исполнении pas émboîtés вперед он откланяется назад, а во время pas émboîtés назад – наклоняется вперед. Комбинация исполняется 4 раза.
Седьмая часть – Pas jеté. 6 pas jété в левую сторону. Из-за быстрого темпа рабочая нога может не успевать приходить в положение passé у колена. Поэтому при исполнении этого движения необходимо поймать ощущение отделения нижней части правой ноги от колена. Верхняя часть закреплена и не двигается, а нижняя сгибается как можно резче и поднимается выше, к колену левой ноги. Еще одна ошибка, которая может встретиться: при отходе в сторону левая нога встает на пальцы через сгиб в колене. Это необходимо предотвращать, колено во время исполнения pas jеté максимально дотянуто и неподвижно. Голова делает небольшие наклоны от вертикального положения к правому плечу с каждым шагом.
После шестого pas jeté следует pas tombé на правую ногу, голова немного наклоняется вниз, затем небольшое développé правой ногой вперед, сопровождая поднятием головы, и снова pas tombé. Семь pas émboîtés вперед, также вытянутыми ногами со стремлением перекрещивания. Зашаг, руки танцовщиц расцепляются, проходят через I позицию. Поза I arabesque на правую ногу и сход в колено, голова наклонена к правому плечу, руки скрещены.
Соло маленьких лебедей – блистательный образец воплощения музыки в танце. Четыре исполнительницы держались за руки, скрестив их перед собой. Каждая музыкальная фраза имела свой танцевальный ход: мелкую, дробную технику невысоких прыжков (pas de chat, pas émboîtés), заносок, четких подъемов на пальцы (sissonne) сопровождал плавный, "лебединый" поворот головы от плеча к плечу. Лишь с последними нотами танца они разнимали руки, задерживались в арабеске на пальцах и, упав на колено, словно прячась, прикрывали руками грудь.
|